249. Несколько слов в заключение раздела «Об ушедших и остающихся».

Feb 16, 2012 19:41

Несколько слов в заключение моего раздела «Об ушедших и остающихся».
Вначале я хотел бы вернуться к понятию симбиотической близости (от греческих слов sýn - совместный и bíōsis - жизнь), которое занимала такое большое место в четвёртом письме Киры. Если не стремиться к терминологическому описанию, я могу согласиться с характеристиками, которые приводит Кира, с одним важным уточнением. Она относила к важным характеристикам симбиотической близости возникновение её с первого взгляда или слова. Я полагаю, что дело обстоит иначе.

С первого взгляда может возникать любовь-нежность или любовь-страсть, при развитии которых наблюдается выброс из депо (хранилища) эндорфинов - собственных наркотиков организма, создающих в этой стадии ощущение своеобразного опьянения, которое воспринимается как опьянение чувством. Если симбиотическая близость возникает, она является продолжением этих разновидностей любви, и судить об этом можно только тогда, когда судя по времени, запасы эндорфинов в депо уже истощились. Они, естественно, вырабатываются вновь, но, при наличии описанных форм любви, расходуются значительно быстрее, чем вырабатываются.



Тристан и Изольда связаны любовью столь же сильной, как жизнь и смерть.
Художник Эдмунд Блэр Лейтон.
Симбиотические отношения для сохранения чувства любви и бесконечной близости не требует такого расхода эндорфинов, хотя если эндорфины накапливаются и происходит их выброс из депо, может возникнуть ощущение повторения первой любви. Поскольку симбиотическая близость является непосредственным продолжением любви-нежности или любви-страсти, можно позволить себе отсчитывать её начало от возникновения этой любви. Просто, когда возникает любая из этих форм любви, вначале неизвестно, перейдёт ли она в симбиотическую близость. Потом, когда это происходит, человеку кажется, что иначе быть не могло, потому что в это время он уже не может себе представить жизни без объекта симбиотической близости.

Теперь я хочу вернуться к работе горя. Чтобы несколько следующих фраз были понятны, я хочу напомнить свою классификацию стадий работы горя:
1) Стадия отрицания
2) Стадия шока
3) Стадия печали или горевания
4) Стадия жизни в прежнем стереотипе
5) Стадия реорганизации жизни

Необходимо отметить, что горе необходимо пережить и работа с горюющим, кто бы её не проводил (врач, психотерапевт или обученные родственники), это работа не лечения, а профилактики, поскольку обычная реакция горя - это нормальная реакция, но она нередко может перейти в патологическую реакцию, если не происходит своевременное вмешательство. Конечно, невозможно дать единый рецепт, можно только дать общие принципы. Один из этих принципов заключается в том, что нельзя допустить застревания работы горя на какой-либо стадии. Например, стадия отрицания - первая стадия - если не завершится в разумные сроки, приведёт к более или менее тяжёлой патологии. Возникают девиации памяти, когда то, что помнит горюющий, не совпадает по смыслу или по времени с тем, что можно установить с помощью объективных методов, возможно возникновение дереализации, т.е. возникновение иной реальности, в который ушедший существует, или, по крайней мере, существует кто-то, кто представляет для горюющего точную копию ушедшего. Редко, но не исключено, что если на стадии отрицания отрицание превращается в концепцию, если человек начинает слышать голос умершего, это уже грубая психическая патология, которую можно назвать психозом.
В первые недели потребность в восстановлении связи с ушедшим - часть нормальной реакции отрицания. Если этот срок превышается, уже можно говорить о патологии, потому что работа горя направлена на разрушение невозможной связи с ушедшим, а не на сохранение её ценой изменения собственной психики. Нельзя считать патологией восстановление связи с помощью спиритизма, который может быть данью моде. Затянувшаяся стадия отрицания требует бесед об умерших именно как об умерших, или обучение горюющего приёмам, обеспечивающим напоминание о том, что ушедший ушёл и никогда не вернётся.



Спиритизм - модная форма стадии отрицания.
(На фотографии Гарри Гудини на одном из спиритических сеансов).
В стадии шока напоминание о том, что ушедший ушёл, излишне, шок сам предполагает такое напоминание. Чаще всего, в шоке возникает страх, ужас, реакция паники, но даже во время реакции шока о потери можно, а иногда и нужно говорить. Если в стадии шока или следующей за ней стадии печали (горевания) горюющий сам много говорит о своей потере, т.е. о своих переживаниях или об объекте своей потери, его не следует перебивать, его нужно выслушивать неограниченно долго с явно ощущаемым сочувствием. Этот приём, который называется симпатическое слушание, иногда можно рассматривать как отдельную форму психотерапии. Но если горюющий молчит, то об объекте потери должны говорить люди, которые хотят остановить шок или позднее обеспечить нормальное продление стадии печали. Обоюдное молчание способствует возникновению бредоподобного, а иногда и просто бредового фантазирования. Хотя явления тревожного ряда - наиболее частое проявление шока, посторонние (особенно присутствующие на похоронах) в стадии шока могут вызывать раздражение, озлобление, гнев.
Стадия горевания чаще всего начинается с ощущения пустоты на том месте, где была симбиотическая близость. Может утрачиваться интерес к занятиям, которые ранее казались увлекательными или необходимыми, ранее значимые потребности могут исчезать, и с их исчезновением связано возникновение депрессии. Я сомневаюсь в том, что в этот период (период возникновения депрессии) предотвратить застревание на стадии незавершённого горевания (печали) можно без помощи специалиста. При выборе специалиста в этом случая я отдаю предпочтение психотерапевту, работающему в области когнитивной терапии. Хочу напомнить, что Аарон Бек (кстати, одессит по происхождению) вначале разрабатывал когнитивную терапию как специфический метод лечения депрессии.
Разумеется, кто-нибудь из близких горюющего может пройти курс обучения когнитивной психотерапии, и тогда он сможет работать не только со своими близкими, но и как профессиональный психотерапевт. Я считаю когнитивную психотерапию, безусловно, лучшим, а, может быть, и единственным в этом случае методе.
Всегда существует опасность, что стадия горевания не будет завершена, чаще всего, из-за возращения к стадии отрицания в той или иной её форме.
Когнитивная терапия в некоторой своей части непосвящённому человеку может напоминать просто беседу, и в этих случаях, после окончания терапии в ответ на вопрос психотерапевта «Сохранились ли ваши проблемы?», возможно, последует ответ «Да у меня и не было проблем, мне просто было приятно с вами беседовать». Бек настоятельно советует перед началом когнитивной терапии составить что-то вроде контракта, в котором горюющий указывает, какие свои проблемы он видит, а психотерапевт, взвешивая эти проблемы, объясняет, какие из них можно снять во время терапии. Я этого не делаю, но у меня и был только один случай отрицания эффекта когнитивной (если пользоваться моим добековским названием, её можно обозначить как ориентирующей) терапии.



Аарон Тёмкин-Бек, основатель направления когнитивной психотерапии, первоначально специально предназначавшейся для лечения депрессий.
Фото с сайта.
Возвращаясь к тому, каким образом может человек не завершить стадии печали, а вернуться к стадии отрицания, я хочу привести в пример одного пациента, который потерял мать и поначалу шла нормальная, возникшая в своё время стадия горевания (печали), которая не была завершена. Стадия отрицания вернулась в новом обличии, и он сказал: «Я уже почти и не помню мать, - хотя прошло менее года. - Сейчас меня беспокоит отец, который начал пить - с горя, или у него была такая склонность и раньше, поэтому я думаю, что в психотерапии нуждаюсь сейчас не я, а отец. Если он перестанет пить, я буду чувствовать себя вполне благополучно». Я согласился вести психотерапию его отца, хотя не люблю работать с алкоголиками, если он согласится продолжить работу по завершению стадии горевания, на что он мне ответил: «Ну я же вам сказал, что стадия горевания вполне завершена». Но, как он выразился, «пьянство отца» его беспокоило, и он пошёл на уступку мне ради того, чтобы спасти хотя бы отца, раз матери уже нет. Ну, а дальше мы вернулись с этим пациентом к стадии горевания, и если он хотя бы раз пропускал сессию, я звонил ему и говорил: «Следующую сессию с Вашим отцом я проводить не буду, мы договорились о парной терапии, и будет либо парная, либо никакая». «А если я приду с ним?» - спросил меня пациент. «Если мы возобновляем парную терапию, я соглашусь, но это до первого вашего срыва».
Возврат к стадии отрицания может быть по различным поводам, например, моя давняя пациентка, известный профессор химии, у которой любимый брат погиб, попав под поезд, весьма успешно начала проходить терапию, но завершить стадию печали мы не успели. Она не видела тело своего брата после его гибели, ни разу не была на его могиле, но отрицание уже давно было пройдено. Однако весной, после первой поездки на дачу, которую брат очень любил, она ощутила на даче его присутствие. «Мне незачем горевать, - сказала она мне, - на даче моя связь с братом восстанавливается как реальная связь. Я просто буду чаще ездить на дачу». Эта пациентка ко мне не вернулась, может быть, и не собиралась возвращаться, но как раз в это время умерла моя жена, пациентка выразила мне по телефону соболезнования, и больше не появлялась и не звонила. Я не исключаю, что она считает, что после такой потери я не смогу выполнять работу психотерапевта.
Стадия жизни в прежнем стереотипе предполагает максимально возможное сохранение поведения, деятельности, времяпрепровождения близкими к тому, какими они были при жизни ушедшего. Часто сохраняется обстановка комнат, их убранство, временное распределение дня. И мысли об ушедшем касаются в основном его достоинств по принципу «все подвиги его давно известны, к бессмертной славе он приговорён». Возможна форма стадий жизни в прежнем стереотипе, в которой сохраняется только способ занятости и форма поведения, а вещи, напротив, тем или иным путём устраняются как источник избыточного напоминания об утрате. Часто вещи ушедшего дарят окружающим, «всё разлетелось по чужим углам, в чужие равнодушные квартиры, для нас мучительные сувениры легко и просто приживались там».



Рабочий стол А.К. Толстого: сохранение обстановки как составная часть стадии жизни в прежнем стереотипе.
Фото с сайта.
Стадия жизни в прежнем стереотипе может продолжаться неограниченно долго, но чаще сменяется стадией реорганизации жизни, во время которой человек находит себе новые, совершенно не связанные с ушедшим занятия, переносит неистраченную симбиотическую энергию на людей, которые раньше занимали хотя и важное, но значительно меньшее место в его жизни. Горюющий тем или иным путём создаёт систему новых контактов, и хотя всё это не заполняет пустоты, возникшей после потери, такие действия существенно уменьшают её. И, наконец, в большинстве случаев возникает как минимум ощущение иной жизни, а иногда и совершенно другая жизнь.
Пожалуй, этим можно закончить рассмотрение моей классификации стадий, которая (возможно, потому, что она моя) кажется мне наиболее удобной для рассмотрения работы горя.
Гибель дорогого человека - это не единственная форма потери. Потерей может быть всё, от расторжения брака с любимым человеком до грусти по поводу разбитой чашки старинного фарфора. Глубина чувств, вызванных другими формами потери, очевидно, будет меньше, чем в случае гибели близкого человека. Именно поэтому нагляднее всего на примере безвозвратной потери вследствие смерти близкого человека может быть рассмотрена работа горя. Разница в глубине горя может быть проиллюстрирована тем, что 75% разведённых женщин повторно вступают в брак, при том, что это делают только 25% вдов.

Об ушедших и остающихся, Кира

Previous post Next post
Up