224. Объединение "Апатит".20

Jan 22, 2012 23:24

- Ну что, - спросил я Мельникова, - справились?
- Справились, если не считать того, что на нас повисли две тяжёлые производственные травмы, потому, что, по мнению первичной комиссии, мы должны были оценивать толщину слоя породы между нами и «Кировским» по минимальным возможностям. А работа велась исходя из предположения о средней толщине этой прослойки. Среднюю толщину можно считать для статистики, а предотвращать несчастные случаи надо исходя из пессимистических прогнозов.
- Вы подписали этот акт?
- Зачем? - сказал Мельников, - Есть ещё высшие инстанции, куда мы решение первичной комиссии обжалуем. Пока я написал особое мнение, но если в высшей инстанции по охране труда решат, что я должен понять и подписать, может быть, придётся это сделать.

- С вашей точки зрения, эта авария была неизбежной?
- Нет, конечно, и поскольку все наши беседы априори конфиденциальны, то я считаю, что у этой аварии есть конкретный виновник.



Вышка электропередач в Хибинах.
Фотограф acidka
- Кто же?
- Пётр.
- Но он же подчинился решению технического совета?
- 3ато он решил проверить, какую максимальную загрузку можно сейчас производить безопасно. Нагрузка была выше средней, но максимальной она не была, и Пётр был убеждён, что авария в этом случае исключена. «У меня есть собственная концепция прочности породы, - говорил он, - я испытал её по всему периметру карьера, и всегда всё было благополучно». Я говорил ему: «Обстоятельства меняются, за то время, что ты испытывал прочность по периметру, добыча руды продолжалась, а руда вместе с породой представляли единую прочностную структуру». Но он был упрям, как все экскаваторщики, и в ответ на мои слова ссылался на свой многолетний опыт. Помните, Феликс Борисович, вы говорили мне, что группы, склонные к аварийности, у экскаваторщиков несколько меняются - повышенная склонность к аварийности у диссоциальных личностей и у тревожных личностей в экстремальных ситуациях сохраняются. Группа, в которой аварии возникают из-за того, что следующий этап процесса продумывается до того, как пройден текущий, среди экскаваторщиков не выделяется, экскаваторщик постоянно находится в текущем процессе. Верно?
- Безусловно.
- Но нельзя создать для всех экскаваторщиков единую систему производственной безопасности. Каждый из них имеет собственный взгляд на эту проблему, по-своему оценивает ситуацию. И если эти особенности личности очень выражены, вы говорили тогда, как они должны быть выражены, чтобы это стало угрозой…
- Да, - сказал я, - я говорил, что это становится угрозой тогда, когда эти особенности достигают уровня, при котором нарушается психическая адаптация.
- Ну вот, - сказал Мельников, - до этого происшествия я ещё не успел детально ознакомиться с результатами дискриминантного анализа экскаваторщиков, а теперь прицельно поискал Петра, о котором всегда был очень высокого мнения, и с удивлением обнаружил, что он оказывается в группе, склонной к совершению аварий.
- Выбор здесь сложный, - сказал я, - потому что стойкие представления и концепции у людей с высокой квалификацией как, правило, позволяют, если следовать этим концепциям, получить высокие результаты. Но полагаться на это можно только в том случае, если сохраняется эффективная психическая адаптация.
Мельников задумался.
- Я хотел вам ещё рассказать, - сказал я Мельникову, - что мы сегодня завершили анализ длительности нетрудоспособности у экскаваторщиков. Гипергнозическая внутренняя картина болезни и, соответственно, большая продолжительность временной нетрудоспособности, отмечались почти исключительно у машинистов экскаваторов с нарушением психической адаптации. Когда наш заключительный отчёт будет утверждён, а профессиональный отбор будет базироваться на наших рекомендациях, желательно при новом наборе формировать контингент из людей со стойкой психической адаптацией.
- Мы постараемся, - сказал Мельников, - но часто нам приходится брать на работу человека не потому, что мы считаем, что он нам нужен, а потому, что он нужен кому-то, и с этим кем-то нам приходится считаться.



Хибинский «медведь» лёг близ Кировска.
Фотограф acidka
Когда мы покинули Апатиты, окончательного решения о аварийной ситуации, создавшейся из-за провала породной перегородки между рудником «Центральный» и «Кировским» ещё не было. Примерно через месяц, уже в Москве, вечером мне домой позвонил Мельников:
- Феликс Борисович, мы не могли бы у вас переночевать? Целый день мы переходили из одной инстанции в другую, с одного совещания на другое, и не выбрали время заказать гостиницу.
- Ну, в такой ситуации, конечно переночуете, - сказал я, - не оставлю же я вас на улице. А вы - это кто?
- Мы, это я и бригадир, - сказал Мельников.
Они приехали часа через два, привезя с собой упаковки со всякой снедью, и на слова Елены Дмитриевны «Вы полагали, что мы вас не накормим?» бригадир сказал:
- Вы много сделали для нас и для «Апатита» в целом, и ещё вводить вас в убыток, заставляя кормить представителей организации, нам не кажется корректным.
Все рассмеялись, а бригадир выложил на стол сыр, сервелат, 5 баночек икры и роскошный саратовский калач. Елена Дмитриевна каким-то одним мгновенным движением разложила привезенную провизию на красивые тарелки, поставила чайник и сказала:
- Через 10 минут будем всё это есть с чаем.
- Ну, не только с чаем, - сказал Мельников. Он поставил на стол бутылку «Столичной» в экспортном варианте, - Уж вчетвером-то мы 0,8 выпьем! - и совсем неожиданно поставил на подоконник нераспечатанную упаковку, в которой этой «Столичной» было 10 бутылок.
- Вы хотите сказать, - произнёс я, - что мы выпьем 11 бутылок «Столичной»?
- Во-первых, - сказал Мельников, - я могу рассматривать это как подарок, а во-вторых, если кому-то захочется выпить не 0,8, а 1,6, он должен иметь такую возможность.
Посмеялись. Когда сели за стол и Елена Дмитриевна разлила чай и поставила рюмки, Мельников сказал:
- Феликсу Борисовичу и себе будете наливать сами, в вашем присутствии я командовать не буду. А мы выпьем утешительную в знак одержанной победы.
- Утешительная меня интересует мало, - сказал я, - победа больше.
- Вопрос об ответственности службы техники безопасности «Апатита» за производственные травмы и повреждение кровли «Кировского» за сегодняшний день рассматривался 5 раз. И, в конце концов, высшая комиссия по технике безопасности пришла к выводу, что поскольку не проводилась и не предполагалась сейсморазведка, которая сама по себе могла нарушить нестойкое равновесие при взрыве калибровочного заряда, несчастье невозможно было ни предвидеть, ни предотвратить. Ну, и очень сильно нам помогло то, что ребята быстро поправлялись и уже даже заговаривали о выписке. Значит, травму надо было отнести к разряду телесных повреждений средней тяжести.
- Прекрасно, - сказал я, - ну, а что дальше?
- А дальше непонятно. Впервые за существование рудника «Центральный», у нас появились трудности со сбытом. Реорганизация сельского хозяйства, которую проводит Горбачёв, ведёт к развалу колхозов, а мощные фермерские комплексы, которые должны были прийти им на смену, не появились. Ни у совхозов, ни у сохранившихся колхозов не хватает денег на закупку удобрений. Правда, у нас охотно покупают удобрения за рубежом, это канал безразмерный, туда можно продать хоть всё. Но в последние время это стало вызывать возражения правительства. А мы сейчас подбираемся к уровню производства в 20 миллионов тонн, и где-нибудь года через два такого уровня достигнем. Когда начнут разрабатываться новые месторождения, мы будем набирать новых людей, и рассчитываем, что к этому времени у нас будут в руках данные вашего отчёта.
- По договору у нас ещё больше 6 месяцев, - сказал я.
- Да нам раньше вряд ли понадобиться, - сказал Мельников.
Утром мы расставались друзьями. Елена Дмитриевна сказала Мельникову:
- Вы же знаете, мы люди непьющие, поэтому вы возьмите свои 10 бутылок и уже там, на месте, где людей достаточно, чтобы столько водки выпить, выпьете за нашу лабораторию из за нашу совместную работу.
Мы попрощались и больше я Мельникова не видел.



Кукисвумчорр, это плато любят многие горнолыжники.
Фотограф acidka
Я уже говорил, что стараюсь следить за тем, что происходит на объектах, где мы работали. И картина при этом, как правило, свидетельствует о том, что ситуация ухудшается. В 1988 году добыча апатитового концентрата, который крайне важен для увеличения производительности в сельском хозяйстве, составляла 20 миллионов тонн в год, в 1994 году упала до 6 миллионов тонн, а в 2002 году составляла 8,6 миллионов тонн.
Большой пакет акций был приобретён фирмой «Волна», подконтрольной «Менатепу». Но когда «Волна» проиграла процесс и должна была вернуть акции, оказалось, что у «Волны» акций уже нет. Против Ходорковского, который был председателем правления «Менатепа» было возбуждено уголовное дело о мошенничестве при приватизации. Я слышал, как по телевидению Ходорковский сказал: «Меня можно арестовать, но меня нельзя заставить покинуть страну». Фраза вызывала уважение, но спустя некоторое время я узнал, что глава администрации президента Волошин обещал Ходорковскому неприкосновенность. Тем не менее, Ходорковский был арестован, а Волошин в знак протеста подал в отставку.
На совещании в крупной корпорации её генеральный директор сказал: «Никаких серых схем. Ходорковского арестовали, и, значит, схемы у нас будут только белыми». Многие сравнивают дело Ходорковского с делом Дрейфуса. Но Россия вялая страна, и если Франция раскололась на дрейфусаров и антидрейфусаров, то в России спор о виновности Ходорковского такого раскола на сторонников и противников Ходорковского я лично увидеть не смог. Для меня во всём этом огорчительным было то, что это был единственный случай, когда готовая наша разработка, на которую было потрачено больше 2 лет исследований, была положена на полку, и ею никто больше не интересовался.

Селин, Европейский Север, Елена Дмитриевна

Previous post Next post
Up