Мы вошли в квартиру Мельникова. Я поздоровался с его женой и не успел больше сказать ничего, потому что в коридор выскочил весёлый мальчишка и гордо сказал мне:
- А у нас сосиски есть! Уже третий раз!
- Ну, - сказал Николай, - значит, будешь угощать гостя.
Мальчик радостно кивнул, но тут же озабоченно свёл брови и сказал:
- Ну, ты же ещё привезёшь?
- Привезу, привезу, - сказал Мельников.
- Раздевайтесь, проходите, садитесь, - сказала жена Мельникова, и мы сели за уже накрытый стол.
На столе стояли тарелки с борщом, каждая тарелка стояла на маленькой тарелке и была накрыта ещё одной большой. Борщ издавал умопомрачительный запах, может быть потому, что я не ел с утра. Во всяком случае, если бы мне предложили выбрать лучшее блюдо стола, я выбрал бы борщ, а не сосиски. Мельников достал из буфета бутылку «Столичной», «Столичная» было написано латинскими буквами, это был экспортный вариант.
- Мне очень немного, - сказал я, - я человек непьющий.
- А кто здесь пьющий? - сказал Мельников, - Все непьющие. Работа такая. Но за встречу нужно, за то, что у вас установились отношения с Григорьевым и будет два года спокойной работы, тоже нужно выпить.
Пейзаж в Хибинах.
Фотограф
acidka - Давайте, я сам себе налью.
- Не стоит, - сказал Мельников, - вы нальёте себе символическую каплю, а я учту вашу малолитражность, но водка в рюмке всё-таки будет заметна.
Он налил полрюмки мне, полную себе и сказал:
- А вот закуска у нас замечательная.
И я подумал, что в этом смысле Север важнее, чем Запад или Восток, потому что восхитительная закуска была копчёной, а также малосолёной красной рыбой, просто здесь это была сёмга, а не кижуч или чавыча.
- Я хотел с вами поговорить и даже вероятно больше, чем вы со мной, потому что предвижу трудности в экскаваторном парке, - сказал Мельников. - Мы меняем сейчас примерно 2/3 машин. Старые не годны, не годны физически, а о том, что они морально устарели, мы начали говорить уже лет 5 назад. И как на зло идёт смена поколений машинистов экскаваторов - почти одновременно на пенсию выходят 56% из них. Конечно, мы будем разговаривать с людьми, постараемся растянуть во времени процесс замены людей. Но, не смотря на все наши усилия, процесс пойдёт трудно. С экскаваторщиками работать будет труднее, чем с водителями. Экскаваторщики отличаются значительно большей независимостью. У них отдельное рабочее место, которое не перемещается на существенное расстояние и эти передвижения не приводят к возможности появления новых контактов с людьми. Каждый из них имеет свою манеру загрузки. Поначалу они ведут загрузку примерно одинаково, чем больше отрабатывается стереотип загрузки, тем больше становятся различия. И если кто-нибудь из руководителей считает, что манеру загрузки, характерную для данного экскаваторщика, нельзя считать удачной, это встречает сопротивление, которое проявляется тем больше, чем ниже самоконтроль. При высоком самоконтроле замечания руководителя вообще могут не вызвать возражений, однако точка зрения машиниста экскаватора не изменится. Будучи ориентированным в работе на собственную норму, они опасаются всяких психологических исследований, так как полагают, что исследователь может обнаружить у них эту норму и счесть её неадекватной, в то время как они сами убеждены что именно их манера загрузки наиболее адекватна и наиболее эффективна.
- Это очень интересно, - сказал я, - чего-то в этом роде я ожидал, но сейчас мы приехали вдвоём и ненадолго, так что работу с машинистами экскаваторов мы начнём несколько позднее. В мае вероятно, в экспедиции специально ориентированной на этот контингент, тем более, что сейчас мы собирались дополнить данные о водителях количественной оценкой их временной нетрудоспособности.
- Вы полагаете, - заинтересовался Мельников, что любая нетрудоспособность как-то связана с психической адаптацией, представления о которой вы уже сформулировали?
- Я думаю, что психическая адаптация просто отработанный термин, что не может быть изменений психической адаптации, которые бы не сопровождались физиологическими сдвигами. Вероятно, термин психофизиологическая адаптация отражает картину более полно. Я собираюсь этот термин потихоньку вводить в употребление.
Конец полярной ночи.
Фотограф
belboo - И что вы думаете обнаружить?
- Это тот случай, когда возможны два противоположных результата. Лица с высокой успешностью деятельности платят за это и высокую физиологическую цену, и могут почувствовать себя больными, оформить листок временной нетрудоспособности или даже госпитализироваться. Но эти люди, которые дают самую высокую успешность, и соответственно платят самую высокую физиологическую цену, обычно отличаются развитым чувством долга, и долг свой они видят в том, чтоб продолжать работу эффективно, интенсивно, невзирая на ухудшение самочувствия, которое они ощущают чаще в свободное от работы время, потому что во время работы, увлеченные деятельностью, они не придают значения неприятным физическим ощущениям. В этом случае, не смотря на высокую физиологическую цену, продолжительность временной нетрудоспособности у них будет небольшой. Хотя в этом есть риск. Выжимая себя до капли, они могут сорваться раз и надолго.
Мельников молчал, в уме перебирая фамилии.
- Оба типа возможны, - сказал он, но второй встречается чаще, и люди, которые работают через плохое самочувствие и увлечены работой так, что этого плохого самочувствия не чувствуют, это лучшие кадры, и поскольку в объединении я отвечаю за безопасность, я стараюсь время от времени отрывать их от работы принудительно. Например, выдавая им время от времени бесплатную путёвку. Сейчас, если вы займётесь этим до машинистов экскаваторов, расскажете мне, что получилось.
- Но ведь мы будем смотреть склонность к длительной нетрудоспособности не избирательно, не только у тех, у которых высокая успешность работы.
- Естественно, - сказал Мельников, - вот про всех мне и расскажете.
Луна. Вид с хибинских вершин.
Фотограф
belbooМы беседовали с людьми, но для оценки времени нетрудоспособности решающее значение имела документация. Мы начали с разбивки водителей на группы в соответствии с эффективностью их психической адаптации. Результат был ожидаем. Нарушению психической адаптации способствовали увеличение периода временной нетрудоспособности, независимо от того, имело ли место неустойчивая психическая адаптация или стойкие её нарушения. Но при проведении сопоставления продолжительности нетрудоспособности и успешности деятельности, выяснилось, что достоверно успешность деятельности изменяется только при стойких нарушениях психической адаптации. Установленная зависимость между продолжительностью времени нетрудоспособности и вариативностью ССМР отражалась в том, что при низкой продолжительности временной нетрудоспособности вариативность была низкой, т.е. скорость ССМР оставалась постоянной при повторных изменениях. При низкой успешности обнаруживалась выраженная вариативность ССМР, однако характер первичных зависимостей оставался неясным, поскольку в группе, которая характеризовалась высокой продолжительностью времени нетрудоспособности, низкой вариативностью ССМР, отмечалась и отрицательная корреляция со стабильной психической адаптациией. Напротив, при низкой вариативности ССМР, малой продолжительностью времени нетрудоспособности отмечалась положительная корреляция со стабильной психической адаптацией. Возможно, что первично здесь именно состояние психической адаптации, и что именно нарушение психической адаптации приводит и к увеличению продолжительности времени нетрудоспособности и к высокой вариативности ССМР.
Важную роль в продолжительности временной нетрудоспособности играло чувство долга. У водителей с высокой успешностью производственной деятельности и низкой продолжительностью временной нетрудоспособности отмечалась способность к освоению социальной нормы как собственной и отрицательное отношение ко всяким нарушениям принятого социального поведения. К этой закономерности примыкает ещё одна - при низком уровне временной нетрудоспособности отмечается склонность к интраверсии и эмоциональная сдержанность.
Продолжение следует.