192. Камчатка. 9.

Dec 21, 2011 22:53

- Ну, а какие-нибудь гипотезы о том, какие группы рядовых нужно исследовать, у вас есть? - спросил меня Р.
- Гипотезы всегда есть, - сказал я.
- А конкретнее? - спросил Р.
- А конкретнее я исходил бы из аналогии с результатами, которые получили вы. Вы обнаружили возникновение и нарастание гипертонии в группах офицерского состава, несущих наибольшую ответственность за движение корабля - в командной и координационных группах. Я подумал, что не меньшую ответственность несут те рядовые, от которых в наибольшей степени зависит обнаружение противника и выживаемость корабля. Если я прав, то психосоматические расстройства при длительном походе будут возникать у акустиков и моряков, ответственных за поддержание безопасного состояния реактора.
- Давайте попробуем, - сказал Р. - Я позабочусь о том, чтобы начальник лаборатории получил соответствующие указания.
Я поблагодарил Р., не упоминая о том, что начальник санатория дал согласия на эти исследования не имея никаких указаний.

Из трёх суток до отъезда Хофмана сутки уже прошли, и я решил ещё один день потратить так же, как первый, сочетая повторные исследования сейсмологов с первичными исследованиями вулканологов. Теперь, когда я убедился, что и там и там возможны две смены, я был бы даже доволен, если бы Хофман не сокращал своего пребывания в санатории. Тогда вулканологи, находящиеся в стационаре, прошли бы исследования полностью, за исключением небольшой наблюдательной группы, дежурившей у Шивелуча, а из 20 сотрудников Сергея было бы обследовано 12. Для сравнительного исследования этого было достаточно, но там были настойчивые и вполне предсказуемые ребята, и я понимал, что придётся выбирать время, чтобы обследовать всю группу из 20 человек.



Пепловый выброс вулкана Шивелуч.
Фото Ю. Демянчука с сайта ИВиС ДВО РАН
Раньше, чем рассказывать Сергею об обнаруженных мною изменениях в результатах тестирования у первой шестёрки, я спросил у него, видит ли он какие-нибудь изменения.
- Принципиальных изменений я не вижу, - сказал Сергей.
- А что же позволяет вам говорить, что лаборатория стала работать лучше?
- Результаты получаются быстрее, их точность возросла, и резко снизилась утомляемость. Кроме того, в обрамлении мечты о Нобелевской премии, сильно увеличилась потребность в долговременном прогнозировании.
- Ну что ж, - сказал я, - у меня получилось практически то же, поскольку возросла активность деятельности, мотивация достижения, ориентировка на отдалённые результаты. Там, где требуются интеллект, ошибок либо нет совсем, либо не более двух, а кроме того - вы об этом совсем не говорили - у них значительно улучшился самоконтроль, вы на это не обращали внимания?
Сергей задумался так сосредоточенно, как будто бы речь шла о сейсмических материках, а потом сказал:
- Пожалуй, вы правы, я не подумал о том, что изменение поведения могут быть связаны не только с изменениями личности, а с улучшением самоконтроля, который даёт возможность человеку достигать результата, который от него требуется, даже если сам он считает, что эти результаты не слишком существенны и им не стоило уделять столько времени. У нас сейчас обсуждение может быть сколь угодно бурным, но потом, когда решение принимается, а я стараюсь, чтобы оно принималось и чтобы создавалось впечатление, что оно принято большинством, никто не позволяет себе сказать «Этого не нужно» или «На это мы тратим слишком много времени». Я подумал, что совместная работа привела к выработки единых точек зрения, но очень может быть, что единая точка зрения состоит в том, что там, где решение уже принято, необходимо воздерживаться от возражений, а для этого нужен высокий самоконтроль. Я могу добавить к этому ещё одно: моя свободолюбивая публика очень боится оказаться в изоляции внутри группы, и поэтому недостаточно делать то, что решили, нужно показать, что ты со всеми, что ты согласен с решениями.
- И что, в этом вы замечаете какие-нибудь изменения?



Остров Курильской гряды Онекотан с двумя действующими вулканами.
Фото NASA
- Теперь, после разговора с вами, да. До этого я допускал, что количество степеней свободы при принятии решений уменьшилось у каждого, и возражений просто нет. Но для дела это не важно, результат получается тот же. Но самому мне полезно знать, когда имеется единство на стадии теоретических построений, и когда только на стадии практических действий.
- А почему ваша свободолюбивая публика боится оказаться в изоляции?
- Ну, Нобелевскую премию мы можем получить только одну, а для этого нужно, чтобы те трое, которые станут Нобелевскими лауреатами, могли говорить от имени единодушно мыслящей лаборатории.
- А что, - сказал я, - шутки о Нобелевской прикрывают серьёзные ожидания?
- Как вам сказать, кроме Пастернака от Нобелевской премии не отказался никто, он всё равно умер в 70 лет, а если бы не отказался, мог бы помереть и раньше. Но лично я работаю не ради вознаграждения, даже если это вознаграждение - Нобелевская премия. Мне нужно либо подтвердить гипотезу сейсмических материков, и тогда это будет уже не гипотеза, а теория, либо признать, что существование сейсмических материков не может быть доказано. Если сейсмические материки станут составной частью теории сейсмологии, я готов Нобелевскую премию отдать любому из своих сотрудников, потому что приоритет в разработке этой проблемы останется моим, кого бы ни наградили.
- А за те два года, что мы не виделись, ваше мнение о существовании сейсмических материков поколебалось? А количество сомнений увеличилось?
- Да пожалуй, нет. Я настолько привык жить с сейсмическими материками, что если их не окажется, это будет благодеянием для человечества и горьким разочарованием для меня лично.
- А почему вы не публикуете новые данные о предсказании цунами, ведь вы сочли, что для получения государственной премии достаточно уже тех результатов, в которых вы абсолютно уверены.
- Вот такие результаты, в которых я абсолютно уверен, я готов подавать куда угодно. А новые данные проверены только на моделях, вызванных умышленными взрывами, и количество взрывчатки выбиралось таким образом, чтобы мощность волны была далека от естественного цунами. Ведь сейсмологов бранят и наказывают, если они не предупредят о наступлении цунами вовремя. А что скажет моё руководство, если я устрою настоящий цунами с целью установить точность моих методов предсказания?
- Только это вас удерживает от создания искусственного цунами?
- Да нет, это в наименьшей степени. А в наибольшей - цунами нанесёт ущерб вне зависимости от того, был ли это подводный вулканический выброс, или мы уложили на дно огромное количество мощной взрывчатки. Вот проверим ещё пару раз, тогда будем публиковать.



Камчатский полуостров, вид со спутника.
Фотограф Richard Petry
- Но проверить-то вы можете на тех же экспериментальных взрывах?
- Нет, у нас уже подписан договор с Японией, у них не менее двух цунами в год и они охотно соглашаются поделиться.
Зазвонил телефон. Сергей извинился и взял трубку.
- Сергей слушает, - сказал он. - Что, решение уже сегодня было? Это достоверно, ты же фантазёр?
Я не слышал, что сказал ему Алексей, но Сергей ответил:
- Да, можешь прилетать послезавтра, но бумагу эту, если она существует, отсканируй и перешли мне по электронной связи.
Он положил трубку и сказал мне:
- Алексей утверждает, что мы получили государственную премию за улучшенный способ предупреждений о цунами. Премия считается вручённой с момента опубликования списка награждённых тем и персонально лауреатов. Однако Алексею дали бумагу, в которой написано, что в этот список мы включены.
- И вы отпустили его до послезавтра вместо того, чтобы он летел самолетом и передал вам бумагу из рук в руки?
- Самолётом он и так полетит, а если он говорит правду, он заслужил два дня отпуска.

Продолжение следует.

Камчатка

Previous post Next post
Up