188. Камчатка. 5.

Dec 17, 2011 20:01

Это была вторая, давно планировавшаяся экспедиция на Камчатку. Мы выбирали такое время, когда на Камчатке ничто не извергается, и можно будет исследовать хотя бы ту группу вулканологов, которая располагалась в стационаре. У меня была предварительная договорённость с начальником военно-морского санатория об исследовании равных групп морских офицеров и рядовых, имевших опыт дальнего плавания. Если мы всё это сделаем и время ещё останется, мне очень хотелось зайти ещё раз к сейсмологам, которые произвели на меня во время первого исследования сильное впечатление. Но начинать надо было с вулканологов, потому что их наличие зависело от активности вулканов, которое никто не мог точно ни предсказать, ни изменить.
Мы проделали уже знакомый путь, который хотя и казался несколько нелепым, но был самым быстрым путём на Паратунку. Т.е. мы доехали до института Вулканологии, потом нас провезли на машине вулканологов 25 км до аэропорта в Елизово, и ещё примерно столько же мы летели до Паратунки, уже на вертолёте.
На посадочной площадке стояло два вулканолога высокого роста и с бородами. Первого из них мы видели, когда были на Камчатке в первый раз. Второго мы раньше не видели. Они были одного роста , у них были одинаковые ухоженные бородки, только тот, которого мы видели впервые, был необычайно грузен: тучен и широк в плечах. Мы радостно поздоровались, а тучный вулканолог сказал:
- Ну вот, мы, наконец, с вами совпали, а то вы на Камчатку, а я в Москву. Но теперь вы учли обстоятельства, которые определяли время моих полётов - июль, отпускной период, самолёты с Камчатки в Москву переполнены, из Москвы на Камчатку на половину пусты. Если вы задержитесь там до сентября, то вы будете иметь те же преимущества, потому что в сентябре люди возвращаются из отпусков и летят на Камчатку, а в Москву они в это время летят редко.



Геотермальная активность на Камчатке.
Фотограф  Anchorage
- Мы не знали, что это ваше изобретение, - сказал я, - но в любом случае спасибо, лететь действительно было очень просторно.
Этот разговор был уже по пути в стационар вулканологов на принадлежащем им новеньком «Рафике». Едва мы вышли из машины и торжественно прошествовали по медвежьей шкуре в центральную гостиную, тот из бородачей, который был тощим и много возился с нами в прошлой экспедиции, сказал:
- Ну, я предлагаю разделится на женскую и мужскую группу и пускаю воду в бассейн с минеральной водичкой.
Никто не отказался. Мы помнили, что по трубе большого диаметра бассейн 5*8 и 2 метровой глубины наполняется за 30 минут. Мы помнили и что эта вода имеет концентрацию солей в несколько раз превышающую концентрацию воды в военно-морском санатории и попросили заранее приготовить нам пресный душ. Наш научный сотрудник Андрей Зухарь поставил возле стены свой чемодан и саквояж. Потом он открыл саквояж, и оказалось, что
тот заполнен бутылками пива.
- Кто хочет пива, ребята? - сказал Зухарь.
Два или три человека выразили желание составить ему компанию. В целом же вулканологи удивили меня равнодушием к этой невинной разновидности спиртного. Как истинные рыцари, мы уступили воду женщинам, а я стал обсуждать с начальником стационара график обследования вулканологов. Зухарь, по-видимому, не ограничился одной бутылкой пива, потому что он шёл к бассейну несколько нетвёрдой походкой, но довольно уверенно прыгнул с бортика и поплыл в почти горячей воде. Я хотел только смыть с себя пыль и усталость, и поэтому проплыл от бортика до бортика, по лесенке поднялся наверх и пошёл в пресный душ. Сзади раздался какой-то шум. Я уже вышел из душа, и, одеваясь, крикнул:
- Что там происходит?
- Андрея Зухаря не можем из бассейна вытащить!
Я удивился и пошёл к бассейну, хотя в паркий от минеральной воды воздух входить не хотелось. Зухарь держался руками за бортик и пытался вскарабкаться наверх.
- Андрей, - крикнул я, там же лесенка в углу!
- Какая лесенка! - сказал Зухарь, и продолжил свои безуспешные попытки влезть по отвесной стене.
Саша Шатенштейн глядел на него несколько растерянно, но в это время появился громадный вулканолог.
- Эй, как там тебя! - крикнул он Зухарю, - А ну-ка иди сюда!
Вулканолог наклонился над лесенкой, а когда Зухарь не откликнулся, сказал
- Ты в чужом стационаре порядки не устанавливай, а то может быть, что ты в стационаре последний раз купаешься.
К моему удивлению, Зухарь послушался. С трудом подплыл к лесенке, вулканолог наклонился и за руки вытащил его наверх, не дав Зухарю воспользоваться лесенкой.



Камчатский суслик у подножья Авачинской сопки. Здесь ему никогда не бывает холодно.
Фотограф Ssppeeeeddyy
- Феликс Борисович, - сказал мне вулканолог, - я про вас много слышал и полагал, что у вас работают культурные люди.
- Это редкое исключение, - сказал я, - и насколько я знаю, он оформляет документы для отъезда в США.
- Ну, значит здесь больше не появится, - с удовлетворением сказал бородач и, взяв за плечо, повёл Андрея под душ. Потом, обратившись ко мне, спросил:
- А он у вас всегда такой?
- Нет, - сказал я, - периодически.
- Только в экспедициях?
- Нет. В экспедициях он обычно лучше себя ведёт. Я надеюсь, это будет единственный эпизод за время нашего пребывания на Камчатке.
- А в Москве? - спросил бородач.
- Ну, в Москве никогда не знаешь. Последний раз на конечной станции Юго-Западная он сел в поезд, который шёл в депо. Обнаружили его в депо среди ночи и поднимали на поверхность с помощью милиции. Но, всё-таки, это не система.
Когда выяснилось, что исследование мы будем начинать только завтра, я сказал своим:
- Пока все свободны. На всякий случай, имейте в виду, что большой открытый бассейн со свободным входом есть в санатории.
А я решил использовать свободные полдня, чтобы навестить сейсмологов. Я позвонил Сергею, начальнику геофизического стационара СВКНИИ, и спросил, есть ли у него сейчас несколько минут свободных.
- Рад вас слышать, Феликс Борисович, - я за вами сейчас на машине заеду. Вы у вулканологов?
- Да.
- Выходите, я сейчас подъеду.
Сергей ездил быстро, расстояние было небольшое, и я едва успел выйти, как подъехала его машина.
- Поедем к нам, - сказал он, - у нас прохладно и очень хороший обед сегодня в буфете, а я новости расскажу.
Он замолчал и снова заговорил, только когда мы поднялись в буфет.
- Ну, давайте свои новости, - сказал я.
- Вы помните, что ещё в тот ваш приезд мы использовали для прогноза сейсмической волны изменение земного магнетизма. Уже тогда было ясно, что это измерение более точное, чем измерение электропроводности почвы, и что изменения магнетизма опережают сейсмическую волну на большее время, чем изменения электрического сопротивления почвы. А значит и времени, чтобы что-то сделать, остаётся больше.
- Это я всё помню. Если есть новости, то вы мне новости и рассказывайте, - с улыбкой сказал я.
- Первая новость у меня - это 4% вероятности.
- Где эти 4%? О какой вероятности идёт речь.
- Помните наш невольный эксперимент с цунами, когда ребята заснули на вахте?
- Да, помню.
- Вот тогда вероятность возникновения цунами определялась с точностью 95%
- Помню, вы тогда говорили, что когда речь идёт о цунами, нужно иметь точность, по крайней мере, 99%, уж слишком высока цена ошибки.



Коря́кская со́пка - действующий вулкан на Камчатке
Фотограф Ssppeeeeddyy
- Вот-вот, нам не хватало 4% точности. Сейчас, когда мы научились выжимать из изменения земного магнетизма всё, что он может дать, с учётом характера пород, по которым идёт магнитная волна, то мы и получили дополнительные 4% точности. Главным образом, нас интересовала разница между глинозёмом и скальными породами, скорость магнитной волны в скальных породах достоверно более высокая. И когда мы учли это различие, точность наша и поднялась до 99%.
- Эти данные уже опубликованы? - спросил я.
- Проверить бы надо ещё разок, - сказал Сергей. - С японцами мы уже договорились о сотрудничестве, у них то цунами за год хотя бы пару раз будет. Но у меня то уже сомнений нету. Все экспериментальные взрывы давали именно ту скорость и высоту волны, которую мы предсказывали с 99% вероятностью.
- А как насчёт сейсмических материков? - спросил я.
- Нету данных, которые бы позволили решительно утверждать их наличие. Но с другой стороны, всякий раз, когда мы проверяли эту гипотезу, мы получаем достоверные результаты, но достоверность ещё недостаточна.
- А если вы окажетесь правы, то вам придётся утверждать, что возможна гибель человечества от внезапного землетрясения во всех сейсмических зонах.

Продолжение следует.

Камчатка

Previous post Next post
Up