168. Встреча с Шайдуровым. 2

Nov 27, 2011 23:15

Шайдуров насмешливо ухмыльнулся и сказал:
- Да, факты в вашем изложении меняют оттенок до неузнаваемости. Вам не кажется, что они приобретают оттенок клеветы?
Это было неожиданностью я не думал, что Шайдуров начнёт с обвинений.
- Нет, не кажется. А если это кажется вам, то укажите, в чём вы увидели клевету.
- Вы написали, что обком партии проводит политику, которая ведёт к геноциду малых народов Севера.
- Нет, я написал не так, я написал, что проводимая в настоящее время политика лишает малые народы Севера навыков ведения традиционных промыслов, и что если события обернутся так, что традиционные промыслы станут основным источником существования, малые народы могут исчезнуть. Исчезновение целых этносов независимо от их величины можно назвать геноцидом.
Шайдуров несколько повысил голос:
- Геноцид это гибель людей, а если они просто будут по-другому себя называть, скажем решат, что им лучше называться не чукчами, а русскими, это не геноцид, это их стремление к единству с большим народом, рядом с которым они живут. Вы хотите примеры клеветы? Пожалуйста. Вы утверждаете, что каждый раз когда ликвидируется неперспективное селение, это сопровождается волной самоубийств. У вас нет доказательств этого, но сейчас я не о том. Чукчей было около 13 тысяч в конце 60-х годов, 13,5 в семидесятом, и дальше их численность только росла, сейчас чукчей почти 14 тысяч. Можете вы это объяснить?
- Могу, и вы тоже можете. Вы знаете, что существенно возросло количество смешанных браков, и что дети от этих браков обычно считаются чукчами из-за возможности внеконкурсного поступления в вузы и наличия дополнительной материальной помощи при рождении ребёнка и в первые три года его жизни.
- Откуда у вас эти сведения? - вновь повысил голос Шайдуров.
- Льготы для малых народов не секрет, они публикуются. А то, что дети от смешанных браков обычно, получая паспорт, выбирают национальность «чукча», я вижу сам. Мы обследовали людей, которые собирались учиться на Факультете народов Севера в Ленинграде и хотя не стали записывать это в справку, но посмеялись, когда самой выдающейся чукчанкой была крупная и красивая девушка Оксана Белибенко. Несомненно, её отец украинец, и несомненно, она похожа на него, а не на мать.



Вельбот на льду в период охоты.
Фото с сайта.
Шайдуров поднялся.
- Это вы и вам подобные привели к такой нелепой ситуации. Из-за того, что о чукчах проявляется повышенная забота, русские и украинцы, представители культурных славянских народов, разрешают своим детям считаться чукчами. Это потому, что такие как вы полагают, что малые народы Севера должны получать льготы. А чукчей ещё нет даже 14 тысяч, в то время как население области составляет более 450 тысяч. Заботиться надо о большинстве. Вы говорите, что если малые народы Севера останутся один на один со своей родной землёй, они погибнут и мы будем виновны в этом геноциде. Это значит, чукотский этнос и другие малые северные этносы деградируют. Они могли жить за счёт собственных умений, собственных навыков, собственной земли, а сейчас они уже к этому не способны.
- Политика укрупнения - большой вклад в то, чтобы они стали к этому неспособны. Они не могут жить в стойбище возле оленьей бригады, они не могут жить в охотничьем домике посреди охотничьего участка, им позволяют нанимать китобойное судно для того, чтобы добыть двух китов, которые полагаются им по ежегодной квоте, вместо того, чтобы использовать эту квоту для сохранения навыков китобойного промысла с байдары.
- И их олени и их промысел морского зверя сейчас ничего не решают. Всех этих чукчей можно заменить двумя мощными траулерами и одним китобойным судном. При нормальном развитии это бы давно произошло, но гуманисты вашего типа и пережитки лозунга «Пролетарии всех стран соединяйтесь» заставляют искусственно замедлять неизбежное исчезновение этих малых этносов. Укрупнение, говорите вы, приводит чукчей к гибели. А я думаю, что укрупнение недостаточно. При хорошей организации представителей этих малых народов Севера можно доставить к их стаду на вертолёте, а к охотничьему участку отвезти на вездеходе.
- И где они будут там жить? - спросил я.
- Им не нужно там жить, им нужно там работать. Если их удастся заставить, сейчас они работать не хотят. Сколько нужно стандартных пятиэтажных домов на имеющуюся численность чукчей. Предположим даже, на 15 тысяч чукчей?
- Я не проводил таких подсчётов.
- Ну, их просто провести. Получится 20-30 домов. И пусть там живут, а на работу мы их будем доставлять вахтовым методом. Сегодня одну пятиэтажку, завтра - другую. И тогда станет ясно, что мы не мешаем им заниматься традиционными промыслами, они просто не хотят работать.
- - Интересная точка зрения, - сказал я. - Все не хотят? Я думаю, что если им предоставить условия и позволить жить возле их стад как они жили и как многие хотели бы жить теперь, и закрепить за ними достаточной протяжённости охотничьи участки, желание работать у них появится. Но только жить им надо не в пятиэтажках и не в ярангах, а в современных передвижных строениях такого, например типа, как разработал Институт медико-биологических проблем для передвижных госпиталей и медицинских пунктов в местах катастроф, в которых можно создать комфорт в любую жару и любой холод, которые абсолютно непромокаемы и легко перебрасываются с места на место на вертолётной подвеске. Примерно 10 лет назад при землетрясении в Ташкенте, эти передвижные строения прекрасно себя показали.
- Ну, я, во всяком случае, не видел бы таких, которые хотели бы работать. И думаю, что сколько вы не поставьте им передвижных строений, работать они не захотя. Но у себя в Москве вы относительно легко можете обратиться в высокие инстанции и убедить их в своей точке зрения. Когда вы находитесь здесь, вы этого не делаете.
- Ну, Сергей Афанасьевич, - я думаю, что вы недостаточно осведомлены. Вот вчера завершилась конференция о человеческом факторе в производительных силах Магаданской области, и секция «Человеческий фактор» приняла даже письменное обращение к местным административно-хозяйственным органам. В обращении где ставился целый ряд вопросов - справедливость льгот, организованный в рамках профсоюзов и КРК (Конфликтно-расценочная комиссия) контроль за тем, как определяются критерии, по которым в том или ином регионе работающий получает льготы, сопоставление условий работы мигрантов и аборигенных этносов с характером вознаграждения. И из этого обращения видно, насколько люди заинтересованы в эффективном руководстве областью, в улучшении условий труда и для мигрантов, и для аборигенных групп.



В низовьях Олы закаты прекрасны.
Фотограф - Магадан
- Я читал эту бумажку, - сказал Шайдуров, - решили воспользоваться конференцией, чтобы повысить свой авторитет?
- Идея обращения была не моя. Если можно так сказать, она возникла стихийно, но я считаю это обращение полезным.
Шайдуров снова встал:
- Профессор Березин, - сказал он, - вы пишите разные бумажки, сначала докладную, потом обращение конференции, которое вы спровоцировали. Желание написать обращения никогда не возникает стихийно. Чего вы хотите от меня? Чего вы хотите от областной партийной организации?
- Мы очень тесно сотрудничаем с Институтом биологических проблем Севера, - сказал я. - Все наши результаты и вытекающие из них практические выводы не реже раза в квартал мы обсуждаем с Витаутасом Леоновичем Контримавичусом, членом бюро обкома, который в состоянии оценить наши материалы как специалист. И я был убеждён, что он обсуждает эти материалы и с вами. Вероятно, они выносятся на бюро.
- Внутренние дела партийной организации Магаданской области и областного комитета КПСС, который эту организацию возглавляет, не подлежат обсуждению с человеком сугубо беспартийным, не проживающим в области, и только время от времени выступающим по разным поводам таким образом, чтобы уменьшить авторитет обкома, а если удастся, и дискредитировать его деятельность. Вспомните, что вы писали после выселения Наукана. Когда читаешь этот пасквиль, можно решить, что я лично уничтожал это поселение.
- А вы были против? - спросил я.
- Нет, естественно, - сказал Шайдуров, - не я принимал это решение, но я понимал его необходимость, а для вас место жительства 400 эскимосов важнее обороноспособности страны.
Он снова сел и вдруг сказал:
- Ваша точка зрения мне ясна. Если вы можете сказать мне, в чём я ошибся, сделайте это.
- Вы ошиблись в основном, вы приписали мне злонамеренное поведение, которого никогда не было, и использование проблемы малых аборигенных этносов для того, чтобы мешать вам работать.
- Я говорил об этом только с вами, - сказал Шайдуров. - Я не говорил об этом в высоких инстанциях, я никуда об этом не писал. Но поскольку это безусловно так и я могу это доказать, мне придётся встать на этот путь, если вы не угомонитесь. Это главное, что я хотел вам сегодня сказать. Пока что я прошу вас не планировать никаких экспедиций в Магаданскую область до тех пор, пока я не получу обоснованное мнение людей, обладающих в стране всей полнотой власти.
Он помолчал и добавил:
- Включая людей, которые ведают мероприятиями, обеспечивающими безопасность страны и мощность её обороны. Мне больше нечего вам сказать.
- Хорошо, - сказал я, - подведём итог. Вы полагаете, что моя деятельность вредна, что люди, которые поручили мне её проводить были введены в заблуждение, вы постараетесь, чтобы они увидели моё истинное лицо, и пока ваши старания не увенчаются успехом, вы советуете мне не пытаться организовывать экспедиции на территорию Магаданской области.
- Совершенно верно, - сказал Шайдуров. - Удивительно, как вы становитесь понятливы, когда дело доходит до вашей собственной шкуры. Разрешите с вами попрощаться.



Деревья растут из обвалившегося берега.
Фотограф Магадан.
Я встал и сказал:
- Это я вам охотно разрешаю, и хочу напомнить, что инициатором этой встречи были вы.
Он нажал кнопку местной связи и сказал вошедшему секретарю:
- Пусть товарища Березина проводят до его машины.
Газик стоял на месте, я сел в него. Сказал водителю:
- В гостиницу.

Продолжение следует.

Магадан, Науканское ПТСР, Чукотка

Previous post Next post
Up