78. Ола. Часть 2.

Aug 28, 2011 23:58

Не оправдалось ещё одно моё ожидание. Я ожидал, что у пришлого населения будут лучше результаты при решении счётных и вербально-логических задач. Результаты у них действительно были несколько выше, но разница отнюдь не была достоверной. Может быть, что люди с развитыми способностями, связанными с локализацией в левом полушарии, просто не поступали в этот техникум, ища этим способностям более широкое применение. Но у меня нет никаких данных, которые подтверждали бы эту гипотезу. Зато превосходство правополушарного образного мышления у представителей северных народностей бросалось в глаза ещё до проведения расчётов, особенно при предъявлении теста Роршаха, который требует от испытуемого выделения определённых образов в исходно размытой структуре симметричных чернильных пятен. При этом было важно количество и характер ответов. У представителей северных народов не было ни одного человека, который бы дал только один ответ, что означает, что жизнь на Чукотке требует приверженности к оценке деталей. Что же касается чёткости ответов, то для того, чтобы подчеркнуть эту чёткость, испытуемые, увиденные ими в чернильном пятне образы, рисовали на полях тетрадей. Художественно одарённые, они иной раз, изображали картины, отвечающие требованиям теста, но представляющие собой художественные произведения.

Общее количество ответов, т.е. образов, которые были найдены во всех картинках теста, у представителей пришлого населения было больше в картинках, в которых использовался цвет. В чёрно-белых картинках у коренного населения частота ответов была существенно больше, причём отмечалось большое количество ответов, содержащих элементы движения и очертания, созданные из тонких линий. По-видимому, в силу генетических и культуральных различий форма и движение имели для учащихся из числа коренных народностей существенно большее значение, чем цвет. Более того, когда после нескольких чёрно-белых картинок появлялся цвет, это вызывало выраженную аффективную реакцию, проявляющуюся главным образом заторможенностью, замедленностью последующих ответов и резким снижением их количества. Я полагаю, что белый цвет снега и чёрный цвет земли для чукчей были основными цветами, не зря в чукотском языке не меньше десятка слов обозначают снег. Снег лежащий, снег летящий, снежный наст и т.п. обозначались разными словами, и было время, когда это рассматривали как слабость обобщения и недостаточную развитость языка. Но очевидно, что дело не в этом. Для меня снег всегда снег, для чукчи, жизнь которого зависит от тундры, от характера снежного покрова, из-под которого олени добывают ягель, снег рыхлый, снег-наст, снег летящий, требуют от оленеводов совершенно разных действий и было бы странно, если бы снег всегда обозначался одним и тем же словом.

Были использованы также методики изучения особенностей личности, в частности, методика, разработанная в лаборатории Полякова в Центре психического здоровья, где наша сотрудница Наталья Бебешева (ныне Сак) проходила месячное обучение. Вообще, исследования мышления на Оле в своей подавляющей части были выполнены Натальей, история о которой заслуживает отдельного рассказа. По результатам этих исследований, мы обнаружили, что у Чукчей иной когнитивный модус оценки объекта, для которого была характерна большая ориентация на признаки объекта, которые принято называть слабыми. Это можно пояснить на примере. Если предъявить картинку из набора «Четвёртый лишний», на которой изображены апельсин, яблоко, мяч и груша, и спросить, какой предмет не входит в одну группу с тремя другими, то человек с выраженной ориентацией на слабые признаки, скажет, что в эту группу не входит груша, поскольку остальные предметы шарообразные. Я взял наиболее простой пример, на котором проще понять принцип деления признаков на слабые и сильные, поскольку человек, ориентирующийся на сильные признаки, выделил бы группу «фрукты» и не принадлежащим к этой группе признал бы мяч. В больших текстах и в практике разница между сильными и слабыми признаками может быть значительно более тонкой. У чукчей ориентация на слабые признаки была значительно более выражена, чем у пришлого населения, хотя иногда об этом было трудно судить. Например, уже отмеченное определение масти оленей по пятнам, для европейского человека будет показателем ориентировки на слабые признаки, ибо для европейца масть однозначно ассоциируется с окраской. И всё равно, ориентировка на пятна это ориентировка на слабые признаки, только для условий Чукотки она адекватна, потому что в чёрно-белой среде форма важнее цвета. Эта разница проявилась и при предъявлении теста Роршаха.

При делении всех испытуемых-студентов на Оле на устойчиво адаптированных и адаптированных неустойчиво оказывалось, что в группе адаптированных разница между пришлыми и коренными жителями Севера по всем методикам меньше, чем в группе лиц с неустойчивой адаптацией. Из этого следует, что определённые условия требуют определённых качеств личности, которые хотя бы в минимальной степени должны присутствовать у лиц хорошо адаптированных, независимо от того, к какой этнической группе они принадлежат.

Всех учащихся техникума отличала любознательность. Сначала они расспрашивали о том, что представляют собой эти тесты и что можно с их помощью узнать, потом - откуда мы приехали, и надо ли было ехать так далеко, "ведь людей везде много". Во время перерыва никто не уходил в буфет, меня и моих сотрудников окружали студенты и засыпали градом вопросов. Для большей части учащихся техникума был характерен оптимизм и ожидание будущих успехов и поэтому при изучении мотивации достижения, мотивация достижения успехов у них была значительно выше, чем мотивация избегания неудачи.
Многонациональность студентов техникума, их любознательность, дружелюбие, склонность к оптимизму создавали благоприятную атмосферу и способствовали реализации мотивации достижения успеха.

Всё время, что мы были в техникуме, у меня было впечатление, что я имею дело с приятными людьми, и таким же это впечатление осталось в памяти. Может быть, это впечатление повышенного настроения зависело от того, что стояли белые ночи. Эффективность воздействия на настроения белых ночей, конечно, меньше, чем полярного дня, но всё равно общая освещённость резко возрастает по сравнению со средней полосой, количество фотонов, падающих на сетчатку растёт, и фотоэнергетическая система, отцом описания которой я по-прежнему считаю Бориса Иннокентьевича Лаврентьева, существенно активируется.

К концу рабочего дня ко мне подошёл один из преподавателей техникума и сказал, что Анна Нутэтэгрынэ просит зайти меня к ней, когда мы будем кончать исследование чтобы обсудить предварительные результаты. Я не стал этого откладывать и только задержался на 10 минут, потому что один из студентов оленеводческого отделения очень красиво описывал масти оленей и, передавая бинокль с несколько иронической улыбкой, предлагал назвать масть оленя, на которого я в данный момент смотрел. Это было очень интересное зрелище, потому что мы не обращали до этого внимания на пятна на шкуре оленей, а они образовывали сложные переплетающиеся узоры, по которым оленеводы и определяли масть оленя, считая, что окраска их отличается мало.
Анна Нутэтэгрынэ ждала меня в своём кабинете. На столе стояла тарелка, на которой лежали бутерброды с красной икрой и копчёной неркой, стояла бутылка водки и две рюмки. «Простите, Анна, - сказал я, - я не буду пить». «Простите и вы меня, - сказала она, - с вашего разрешения я выпью». Она обнаружила хорошее знание положения в техникуме и, когда я отметил лёгкость, с которой она входит в материал, она сказала: «А что мне остаётся? Я отдала половину своей жизни Чукотке, я довела её до максимального расцвета, а потом, изучивши диалектический материализм, была послана в район, где чукчей вообще нет. Но здесь в техникуме я отдыхаю душой, потому что в техникуме чукчей не меньше, чем любых других представителей коренных народностей».

Она подробно и с вдохновением описала уже известные мне представления о том, какой должна быть Чукотка и сказала: «Когда император Японии пожал мне руку, он сказал: «На Чукотке только ноги - золота. Туловище - золота на Аляске. Конечно, вы здесь можете ещё набрать приличное количество золота, но золото скудеет, а олени будут всегда»». Она разделяла эту точку зрения. Мы ещё некоторое время поговорили об оленях и чаучах, и она сказала: «Если будете ещё работать в техникуме, обязательно зайдите, с вами приятно разговаривать». Я распрощался и вышел. Утеплённый ГАЗик - машина главного врача магаданской областной психиатрической больницы - ждал меня у дверей, водитель распахнул передо мной дверцу. Я сел, и мы поехали в Магадан.

Лаборантка Мила, которая работала у нас в студенческой научной лаборатории, дремала на заднем сидении, держа в руках литровую колбу с концентрированной серной кислотой. «По-моему, ваша девушка задремала, - сказал мне водитель, - Содержимое этой колбы безвредно?» «Содержимое этой колбы смертельно опасно, если она разобьётся, ваша машина сгорит» - сказал я. Он очень мягко и медленно свернул на обочину, остановился так, что я не почувствовал толчка, вылез из машины, открыл дверцу возле сидения, на котором сидела Мила, перехватил колбу и только после этого сказал: «Девушка, вы задремали, а у вас в руках опасный груз. Аккуратнее надо быть. Мне лично неаккуратность дорого обошлась, я 10 лет отсидел за неаккуратность». «Это как же?» - спросил я. «Да просто. Застал жену с любовником. Он в окно - я за ружьё. Но он раньше успел выскочить, поэтому мне за ним гоняться пришлось по всему посёлку и застрелить его на глазах у сотни свидетелей. Это было неаккуратно. То же самое можно было сделать тихо без единого свидетеля и меня вообще бы не судили. Ну, а ваша колбочка - она, пожалуй, опаснее ружья». Мила сказала извиняющимся тоном: «Я очень устала». «Естественно, - сказал я, - экспедиция от обычной работы отличается тем, что нужно много сделать за малое время. Но ведь это только первая ваша экспедиция, вы привыкните и даже будете гордиться». Весь остаток пути Мила демонстрировала бдительность, сидела подчёркнуто прямо и колбу держала двумя руками.
Previous post Next post
Up