Балаклава для туристов это не только бухта, яхты и лазурное море, но еще и неповторимое по своей сущности место - некогда военный секретный объект холодной войны, а сейчас военно-морской музейный комплекс "Балаклава" или попросту музей подводных лодок.
После Второй Мировой войны обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, который курировавал в то время «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город превратился в закрытый район Севастополя. Комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. Название 825 ГТС не случайно. 825 возникло от перевернутого номера строительного управления 528, а ГТС - гидротехническое сооружение или для конспирации городская телефонная станция.
Вход в канал со стороны бухты перекрывал 150-ти тонный батопорт, который накачивался воздухом и отводился в сторону. На южной стороне канала находится такой же. Его откупоривали, когда необходимо было выпустить подлодку в море.
Объект функционировал на протяжении 32 лет до 1993 года, пока Советский Союз не распался. Независимая Украина объявила себя безатомной страной и данный комплекс стал не нужен. В период с 1993 до 2002 года без охраны он активно разворовывался, пока там не решили сделать музей, который открылся в 2004 году.
На входе фотографии с времен, когда объект еще активно работал.
Входной портал для персонала. Температура на объекте 12-15 градусов + высокая влажность, поэтому обязательно возьмите с собой теплые вещи.
Перед посещением объекта нам объясняют технику безопасности...
...и историю строительства объекта. Строили его сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
Для погрузки разрыхленной породы в вагонетки использовалась породопогрузочная машина ППН-1С
Главная галерея, ведущая к сухому доку.
Данный объект в случае нападения во время холодной войны должен был служить и убежищем. Об этом свидетельствовали сохранившиеся надписи на стенах проходов.
Минно-торпедная часть, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1962 года.
Участок испытания торпед на герметичность имел бассейн-кессон для "купания" торпед. Дно кессона подсвечивалось фонарями, чтобы хорошо были видны пузырьки воздуха в местах разгерметизации.
В главной производственной части осуществлялась заправка торпед энерго-компонентами: керосином, водой, перекисью водорода.
На выходе из МТЧ - участок сдачи торпед на подводные лодки.
На первой фотографии запечатлен момент погрузки торпед в подводную лодку, на второй балаклавская бухта.
Вдоль прохода размещена небольшая выставка, где рассказывается о подлодках, которые служили и служат в ВМФ СССР и РФ.
Пришли на преддоковую площадку. Здесь когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок "Металлист".
В углу одиноко стоит смешная на вид сверхмалая подводная лодка "Тритон - 1М" - носитель легководолазов. Предназначалась она для подводной доставки водолазов в в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений.
Морской канал внутри объекта. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек.
Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Сухой док - особое гидротехническое сооружение спеццеха. Представлял собой бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом), предназначался для ремонта и технического обслуживания корпуса корабля.
В наполненную водой камеру дока заводили подводную лодку, закрывали затвор и в течении 4-х часов откачивали воду, пока корабль не встанет на кильблоки - специальные опоры. Далее в течении дня подлодка обшивалась лесами и начинался ее ремонт, которы в среднем составлял 3-4 недели.
Макет средней торпедной дизель-электрической подводной лодки Проект 613.
Слева видим погрузочную площадку.
Пошли в сторону ядерного арсенала - объект 820 РТБ. Это ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами
Вход в объект преграждают два вида ворот. Желтые ворота защитные из листового металла с бетоном внутри весом 10 тонн каждая на случай бомбового удара. Красные герметичные специальные для защиты от радиации, ядовитых газов и воды.
Освещение на случай ЧП.
Чувствуешь в этот момент себя жутковато, хотя и понимаешь, что никакого авиаудара по объекту не могло быть.
Выставка, посвященная военным преступления США.
Первый зал - ядерное хранилище. Вдоль стены скромно стоит Крылатая ракета Х-22 (Буря).
Перевозкой малых ракет производили на такой тележке, которая стоит на поворотном круге.
Такая тележка весит 996 кг с грузоподъёмностью 7 тонн и при этом перемещалась вручную.
Техническая площадка, которая сейчас используется как музей.
Поводная лодка 690 "Кефаль" в разрезе. Тут видно внешню оболочку и внутреннюю. Пространство между ними использовалось для наполение баластом.
Музей в Балаклаве будет очень интересен всем, кто интересуется военной техникой и историей. Я остался под огромным впечатлением, прикоснувшись к военной и государственной тайне времен СССР.
Мое путешествие по Крымскому полуострову:
-
Крым, уже 3 года как Наш-
Отдых в Крыму: чем заняться и что посмотреть?-
Евпатория - главный детский курорт-
Инкерманский завод марочных вин-
Инкерманский мужской пещерный монастырь-
Севастополь - святой город-
Морская прогулка по Севастопольской бухте-
Балаклава, база подводных лодок холодной войны-
Ялта - город счастья-
Алупка, Воронцовский дворец-
Замок Ласточкино гнездо - символ Крыма-
Гора Ай-Петри-
Новый Свет, тропа Голицына-
Судак, Генуэзская крепость-
Феодосия - курорт для семей и пенсионеров-
Симферополь - самый ужасный город Крыма-
По крымским местам съемок фильма "Спортлото 82"