В этом году как-то сложилось, что определил для себя направление на Видземе, приоритетное. Таки самая, мною не хоженая, часть Латвии. Но чем дальше, тем сложнее выбирать маршруты. Не хочется повторяться, с одной стороны. Ограничение по времени - два выходных,да и то не каждую неделю. То погода,то дела, то приспичит просто проехаться
налегке.
Северо-восток Латвии по расстоянию далековат,без "подскока" на поезде не обойтись. Традиционно путь на Видземе у меня начинается с Плявиняса. Неоднократно начинал или заканчивал там свои маршруты.
Сборы в дорогу - дело не долгое,уже привычное. Чем дальше, тем проще к этому отношусь и вещей получается все меньше и меньше. Без чего-то можно обойтись,что-то ( из еды и питья) можно купить в пути. В этот раз не брал с собой гидратор, зато на раму водрузил литровую бутыль ( обычно 0,7). Спине легче на пару кило.
Почти в 8 утра начинаю движение. Первая часть пути,пройденная неоднократно в обе стороны до городка Мадона. Рельеф холмистый, четко отпечатался в памяти весь этот путь в 40 км. Ветер слабый, солнце неяркое, с утра около +15, ехать просто в удовольствие.
Аборигены любопытны и приветливы.
Солнышко поднимается и начинает пригревать. Снимаю куртку и джерси с длинным рукавом, а вот велоштаны на сей раз у меня длинные - неделю назад ноги неплохо обгорели. Время от времени притормаживаю на минутку, дабы глотнуть воды, но ходу флягу раскручивать неудобно, надо бы что- то более подходящее приобресть при случае.
На одной из остановок ко мне, вернее на меня мчится маленькая, но очень громкая собаченка. Этакая помесь таксы и лабрадора. Стоило мне спешиться, то её задор угасает. Животинка оказалась дружелюбная, от почесывания за ушком не отказалась. Угощать мне её было не чем, домашняя, с ошейником, не голодная. На дружеской ноте и расстались.
Иногда вспоминаю, что взял с собой фотоаппарат. Местами дорога кажется однообразной, а иногда едва успеваешь что-то приметить, но уже проскочил.
Первые километров десять пути - раскатка, потом вхожу в ритм, повышаю каденс, а заодно и передачу. В гору втягиваюсь с активным привлечением контактов. В среднем от 23 до 27 в час держится на счетчике. Под горку,если покрытие позволяет, на какое-то время выскакивает и шестерка первой цифрой.Но стараюсь не гнать, спешить не куда, впереди еще достаточно. Как-то хорошо с утра среди меня идут бананы с квасом, изюмом и черным хлебом.
Усадьба в поселке Лаутере (Lauternsee). Первое упоминание в 1570 г, последний владелец Страндманс.
Башня, на водонапорную не похожа. На хранилище чего- либо тоже.
Настоящих гор в Латвии нет, но любая выпуклость на земле называется kalns - гора. Sudrabiņu kalns - серебрянная гора, так зовется этот холм, отчетливо выделяющийся среди прочих.
Организм понемногу вырабатывает то, что ему подкидывал. Припекает. Руки хоть и обветрились за весну и лето, но чувствуют жар солнца. Начинает клонить в сон. Отрабатываю не раз проверенный вариант "перезагрузка". На обочине раскладываю куртку, укладываюсь полежать с закрытыми глазами. Минут 15 вполне хватает. Сил, конечно не прибавляет, но сонливость проходит. Тут и заправка подворачивается. Взбадриваюсь глотком кофе, булка с повидлом и беру энергетика, но пока только глоток. Впереди участок грунтовки, сворачиваю с большака и несколько километров пылю к поселку Инеши.
И в который раз убеждаюсь, что интересные места спрятаны от глаз, чуть в стороне от больших дорог.
Вецпиебалгская усадьба. Находится в центре Инеши, в 5 км к югу от Вецпиебалги. Свое начало берет во второй половине XVII - XIX вв., когда на берегах реки Орисаре (Оризаре, Ариса) в 1786 г. строился в стиле классицизма дворец графов Шереметьевых. Во время беспорядков 1905 г.
усадьба была сожжена, но через четыре года восстановлена. Комплекс господской усадьбы окружает пейзажный парк регулярной планировки.
Виецпиебалгская господская усадьба служила прототипом господской усадьбы «Слатавас» в романе «Времена землемеров». В 1992 г. в винном
погребе создали Пиебалгский краевой музей. Во дворце господской усадьбы располагается Инешский волостной совет и Студия по росписи
фарфора.
Хозпостройка с колоннадой.
Здание с лицом.
Ворота с колоннами.
С обратной стороны здания тоже колонны. А еще тут почта, парикмахерская. Центр общественной и культурной жизни поселка.
И погребок с непонятными мне рунами.
Покидаю поселок по другой, но тоже грунтовой дороге, направляясь к Вецпиебалге. Дорога оказывается не совсем той, по которой планировал ехать, некоторое время колесил и искал развалины старого замка, но так и не сориентировался как к ним выйти.
Лютеранская церковь у дороги.
Были у меня планы подкрепиться в Вецпиебалге, но не я один такой смышлёный, в придорожной харчевне яблоку упасть негде - в поселке какой-то праздник и ярмарка. Кое-чем затариваюсь в магазинчике на выезде, быстро подкрепляюсь и еду далее. А далее - ремонт дороги, местами реверсивка со светофором, а местами просто снят асфальт.На одном из участков со свежим, но узким асфальтом, поджидаю зелёного сигнала светофора, стою со всеми в очереди. Знак ограничивающий скорость на участке - 30. Зелёный, все поехали и я со всеми. Дорога под уклон, быстро разгоняюсь до 33 - 35, а сзади сигналят, мол уступи дорогу! Оборачиваюсь и показываю водятлу три поднятых пальца - 30. Поднажимаю, но уже занимаю место посреди полосы. Иду в десятке метров сзади от бампера впереди идущего. Участок заканчивается, притормаживаю с разворотом, даю знак тормознуть нетерпеливцу и высказываю, но корректно все что я думаю о соблюдении скоростного режима. Не знаю, понял ли меня горячий видземский парень, но настроен был я очень решительно. Разъехались мирно. С основной дороги сворачиваю в сторону.
Вот эта спокойная заводь не что иное как река Гауя, еще узкая и спокойная.
Усадьба Лодес. Во времена Ливонского ордена принадлежала итальянцу Хенриху фон Лоде. Позднее, при переходе Видземе под власть шведов её хозяином стал Ханс Балтхо (Hans Baltho) в благодарность за поставки зерновых шведским войскам.После 1799 года хозяева часто менялись, последние - семья Шмидт, которые проживали там вплодь до репатриации в Германию в 1939 году.
Здание усадьбы было построено в 1815 году в стиле классицизма.
Сейчас здание принадлежит Латвийскому Университету, факультету Географии и землеведения. Там летняя студенческая полевая практика.
Одна из хозпостроек. И тоже с колоннадой!
Таурене.
Усадьба Некена издавна была хозяйственным центром Тауренской волости. Ее господский дом, сохранившийся до наших дней, построен по образцу виллы в стиле неоренессанса.
Роду Пандеров усадьба принадлежала до аграрной реформы Латвийской Республики 1922 года. Во время революции 1905 года дворец Некена остался нетронутым, благодаря разумному хозяйствованию рода Пандеров. История свидетельствует, что против поджигателей вышли крестьяне и слуги Некена.
Нынешний ансамбль застройки усадьбы Некена создан во второй половине 19 века, придя на смену предыдущей застройке, которой было около ста лет. Господский дом для Гейнриха Пандера был построен в 80-х годах 19 века по проекту архитектора Р.Г. Шмелинга под вдохновением от архитектурных форм вилл в стиле итальянского ренессанса. В комплекс усадьбы входят господский дом, двадцать хозяйственных построек и парк.
В данный момент в здании усадьбы Некена находится управление Тауренской волости и дом культуры, поэтому усадьбу можно осмотреть только снаружи.
И что очень ценное в окружении усадьбы - родник! С чистой и прохладной водой! Моя мало что уж еле плескалась на дне бутыли, так и нагрелась порядком. Славно посидеть в теньке, попивая свежую родниковую воду. Первая сотня уже осталась позади, впереди еще примерно половина того.
На выезде/ въезде в усадьбу - привратные столбы.
После Таурене сворачиваю с главной дороги ( сплошной ремонт, грунтовка, пыль) на второстепенную, но с асфальтом, по направлению на Рауну до Дзербене.
Лютеранская церковь в Дзербене, идет ремонт.
Въезд на территорию усадьбы Дзербене обрамлен привратными столбами.
Это место с давней историей, восходящей аж к XIV веку. На сайте Ренаты
renatar о
средневековых замках история старого замка Serben, практически не сохранившегося, а также история нынешней усадьбы представлены очень подробно.
Я же попадаю на празднество, скорее свадьбу.
Стараюсь сильно не мелькать на виду у людей.
Жилые здания рядом с хозяйским домом.
Усадьба с обратной стороны, через пруд.
И вот такой красавец "Жигуль" в одиночестве, с цветочками. Точно свадьба гуляет в усадьбе.
Одна их хозпостроек, и снова колонны. Своеобразный стиль этих мест.
От усадьбы по грунтовке, рыхлой и со стиральной доской снова на шоссе. Тут асфальт уже есть и новый. Вкручиваю в ударном темпе до перекрестка с шоссе на Псков, перекаю его и у указателя на Веселаву вновь сворачиваю к интересному местечку.
Часовенка на кладбище у поворота.
Веселава начала образовываться после 1602 г., когда Раунский гауптман поляк Петр Веселовский (от имени которого произошло название местечка) получил здесь во владение несколько крестьянских домов. В 1744 г. российская императрица Елизавета даровала имение князю Трубецкому, от которого его унаследовала его дочь Анна Нарышкина. Позднее владельцы часто менялись, пока в 1797 г. хозяином стал Бальтазар фон Кампенгаузен, потомки которого владели имением до 1920 г. Господский дом баронов фон Кампенгаузен сохранился до наших дней. Сейчас здесь Народный дом.
источник Который раз удивляюсь что в столь скромном поселке такое роскошное здание, да и состояние очень неплохое.
Молочня ( пункт приёма и переработки молока). Надпись явно еще довоенная.
Парк за усадьбой, некоторые деревья , возможно еще баронов помнят.
Симпатичное место и украшено с любовью.
От Веселавы мне осталось совсем немного до Приекули. Там ночевка. Искал ночлег в Цесисе. но увы, все забито, а то что свободно - не по карману.
Гостиницу нахожу не сразу, вывески у неё большой нет. Хоть и на виду. Условия весьма комфортные для усталого путника. Первым делом - душ. Контрастный неплохо снимает усталость. А раз усталость снял. стоит продолжить путешествие! Но вначале стоит подкрепиться. Портье на рецепшене советует гостиничный ресторан. Ознакомившись с меню, понимаю что на их ценник я еще не проголодался! И за углом нахожу небольшое бистро, быстро, вкусно и доступно. Неспешно умяв большую порцию риса с овощами, двигаю в сторону Цесиса, до которого всего 6 км. Но это чуть позже.