Пару дней назад Генеральная прокуратура РФ и вслед за ней омские СМИ
сообщили:
«Центральный районный суд г. Омска вынес приговор по уголовному делу в отношении 32-летнего депутата Совета Дружинского сельского поселения Омского района Омской области, бывшего председателя областного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Прииртышье» Анатолия Шастина. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных чч. 3, 4 ст. 160 УК РФ (присвоение, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с использованием служебного положения, в крупном и особо крупном размере), ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное с использованием служебного положения).
В суде установлено, что с декабря 2007 г. по март 2009 г. Шастин со своим заместителем Владиславом Воргодяевым принимали решения о предоставлении кооперативом кредитов подконтрольным им фирмам. Кредиты выдавались за счет денежных средств, полученных из областного бюджета для займов пайщикам ООСКПК «Прииртышье» на цели, связанные с развитием сельского хозяйства.
Полученные таким образом 4, 7 млн. рублей Шастин и Воргодяев присвоили, а кредиты остались непогашенными.
Кроме того, в январе 2009 г. Шастин путем обмана убедил председателя сельхозпроизводственного кооператива заключить кредитный договор с зерновым трейдером на 200 тыс. рублей. Однако полученными средствами Шастин распорядился по собственному усмотрению.
Центральный районный суд г. Омска признал Анатолия Шастина виновным в указанных преступлениях и приговорил его к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, суд постановил взыскать с Шастина в пользу ООСКПК «Прииртышье» в счет возмещения материального ущерба свыше 4,7 млн. рублей.
В ходе расследования Воргодяев скрылся от органов следствия и был объявлен в розыск. Уголовное дело в отношении него выделено в отдельное производство».
Эх, Шастин, Шастин. Депутат, бизнесмен, управленец, публицист, общественник, преподаватель ВУЗа и прочая, и прочая, и прочая. За прошедшие годы его довольное лицо постоянно мелькало на страницах омских газет и журналов - к своим 32 годам он стал довольно известной фигурой в омских предпринимательских кругах. Я не знаком с ним лично, но имел возможность наблюдать его на одном неофициальном мероприятии - Шастин был вежлив, обаятелен, много шутил и вообще производил хорошее впечатление. А оказался жуликом и вором.
Впрочем, разговор будет не о Шастине и его мутных делах с сельскохозяйственными кредитами. Поговорим мы сегодня об омской прессе. И на примере ситуации с Шастиным в очередной раз убедимся, что журналистики в Омске по прежнему нет. Ни деловой, ни светской, ни жёлтой. Есть только какая-то унылая серая масса, выдающая в свет такой же унылый серый продукт.
Давайте посмотрим на дело Шастина абстрагированно, как бы со стороны. Широко известный в городе человек неожиданно становится фигурантом уголовного дела о хищении нескольких миллионов рублей. Его сообщник-заместитель сбегает, а сам он получает три года колонии и арестовывается прямо в зале суда. Это факты. А теперь давайте глянем на то, как эти факты были отражены в прессе.
Как печатные, так и электронные омские СМИ опубликовали эту новость без каких-либо комментариев. Да и сама новость была добыта до неприличия просто - банальным перепечатыванием сообщения пресс-службы прокуратуры. Не было ни репортажа из зала суда, ни интервью с адвокатом Шастина, ни журналистского расследования.
И это вы называете журналистикой? Разве хороший журналист или редактор имели право пропустить такое событие? Почему ни на одном омском сайте, ни в одной омской газете я не увидел развёрнутого материала на эту тему?
Я не журналист, не редактор, не владелец СМИ. Но, ёлки-палки, почему я знаю, как должна реагировать пресса на подобные новости, а сама пресса нет? Почему омская пресса пишет какую-то галиматью про ди-джея Нину Смайли, про заведующую садиком Ольгу Бузову и про то, как один железнодорожный начальник украл 50 рельсов? Господа Сусликов и Исангазин, на фоне всеобщей омской серости ваши издания выглядят лучше всех. Но почему вы не используете свои ресурсы для создания качественного эксклюзивного материала? Что мешало направить журналиста хотя бы на судебное заседание по делу Шастина?
Вон, Александр Жиров, известный в этих ваших интернетах как
tor4annen, в своём Омскпрессе
опубликовал заметку про то, что за Шастина хочет вступиться его друг и коллега Александр Ганчарук. Да, это вполне нормальная новость. Но мне интересно другое - за что всё-таки посадили Шастина? С деталями, с конкретикой, с цифрами. Мне хочется прочитать не официальное сообщение прокуратуры, а подробную статью. Жиров пишет, что «адвокат Шастина заявил ОмскПресс о том, что уже готовится кассация в областной суд». Замечательно, конечно. Но где текст и анализ приговора? Где мнения экспертов? Где, наконец, хотя бы фамилия адвоката?
На загнивающем Западе это была бы сенсация. В загнивающей западной прессе давным-давно бы были опубликованы стенограмма судебного заседания, текст обвинительного заключения и сканы самых интересных документов из уголовного дела. Ушлые западные журналисты взяли бы многостраничные интервью у адвоката подсудимого, у прокурора, поддерживающего обвинение, у потерпевших. Всевозможные аналитики давали бы свои заключения о виновности/невиновности известного предпринимателя, а папарацци приставали бы к родственникам Шастина, его друзьям и коллегам. Какой-нибудь спец по журналистским расследованиям выяснил бы, кто из государственных чиновников подписывал документы на выдачу Шастину денег из бюджета, кто контролировал их расход, и нет ли там распилов и откатов. Оппозиционеры публиковали бы пасквили на правящую партию, в рядах которой, по их мнению, сплошные жулики и воры (Шастин - член «Единой России»). Жёлтая пресса смаковала бы подробности личной жизни подсудимого, нашла бы его первую школьную учительницу и его первую школьную любовь.
Вот как надо работать, господа омские журналисты. Не перепечатывать официоз друг у друга, а именно работать. Искать информацию, где только возможно, встречаться с сотнями самых разных людей самых разных профессий, иметь выходы на государственные и коммерческие структуры. Важно оперативно реагировать на постоянно меняющуюся обстановку, уметь собирать и анализировать полученные сведения, а также уметь их красиво и литературно подать.
Но ничего подобного в омской журналистике нет и, по-моему, не предвидится. У каждого СМИ одни и те же новости, которые им поставляют пресс-службы всяких УВД и МЧС. Нет ни захватывающего эксклюзива, ни увлекательных репортажей, ни сенсаций с разоблачениями. Интеллектуальный уровень большинства авторов зачастую не дотягивает до уровня школьника старших классов. Отсюда и автомобиль Toyota Land Cruiser Prada (именно так, с «а» на конце), и миллиарды вместо миллионов (тремя нолями больше, тремя меньше - какая разница), и абсолютно бездарные по исполнению информационные войны.
Я всё же надеюсь (наверно, зря), что когда-нибудь в Омске появится по-настоящему профессиональное издание, где будут не нины смайли с ольгами бузовыми, а добротные материалы на местные темы, написанные не вчерашними двоечниками с кругозором амёбы, а грамотными толковыми людьми. Хотя последние тенденции , к сожалению, говорят об обратном.