Продолжаем репортаж с выставки "Омская культура", проходящей в Омске 24-28 марта 2010 года.
Первая часть -
здесь.
Вторая часть -
здесь.
Сегодня я покажу поющих прибалтов. Так сложилось, что на севере Омской области имеется несколько деревень с эстонским и латышским населением. В большинстве своём это потомки прибалтийских крестьян, которых ссылали в Прииртышье с XVII века за различные прегрешения.
На Омскмапе есть
статья про деревню Рыжково, из которой видно, насколько пришлое население повлияло на жизнь аборигенов:
В 1803 году из волости Яланка Ямбургского (ныне город Кингиссеп) уезда в Западную Сибирь была выслана группа эстонских и финских крестьян за восстание против барона Унгерн фон Штенберга. Как свидетельствуют архивные документы (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, том ХVIII, 1802-1803, № 20964, стр.914), З октября 1803 года царь Александр I указал Петербургскому гражданскому губернатору Кушникову: «Министр внутренних дел представил мне ваше последнее донесение о неповиновении крестьян Ямбургского уезда, принадлежащих барону Унгерн фон Штенбергу. В страх другим и наказание ослушников повелеваю вам, избрав из деревень сих несколько семейств, коих наиболее оказали неповиновение или были тому начальным поводом, сослать в Сибирь на поселение…». С семьями следовали один чиновник и солдаты, сопровождавшие их до деревни Колоса (райцентр Колосовка). Здесь им было велено остановиться. Для ссыльных «…губернские и уездные власти местом поселения определили бассейн ручья Яман, к северо-западу от Данилова и Лопушинского болот… стала деревня Рыжкову Тюкалинского уезда Камышинской волости Тобольской губернии» (А.Д.Колесников).
Первые поселенцы были этнически неоднородны: Алкенс, Вигрис, Вилюмс - латыши, Малштейн - немцы, а Юрьевы, Ивановы и Кузьмины - эстонцы. Но по документам чиновников все они числились «ингерманланцы» - по наименованию местности, из которой прибыли.
Время было суровое - наступала зима, поэтому часть семей ссыльнопоселенцев с детьми и стариками, подселили в дома крестьян в соседней деревне Колодцы, а часть перезимовали в землянках, вырытых на берегу болота. Только весной 1804 года власти отвели на «душу» по 2,5 га лесных угодий. Переселенцы стали обживаться, строить деревянные дома, самым первым таким зданием в Рыжково был маленький молельный дом, сооруженный сразу в 1804 году. С 1807 года в колонии регулярно велась церковная служба. В 1816 году в Рыжково на государственные деньги были построены церковь и дом священника.
Главным занятием первых поселенцев являлся промысел: из коры берёзы варили дёготь и сбывали его жителям окрестных деревень, на вырученные деньги покупали зерно. Сеяли лён и ткали холсты, выращивали коноплю и вили верёвки. Уже к середине 1830-ых годов жители всерьёз стали заниматься земледелием: сеяли просо, пшеницу, ячмень. Между Рыжково и Колодцами построили две ветряные мельницы и одну паровую. Все жители держали домашний скот, что было основным источником пропитания. Были и мастера-умельцы: плотники, бондари, кожевенники.
Прошла уже не одна сотня лет, а в Прииртышье до сих сохраняется культурное наследие "ингерманландцев". Так, для меня было открытием, что в Омской области имеется полноценный прибалтийский народный хор с аутентичными костюмами и инструментами.
К сожалению, я забыл поинтересоваться, к какой национальности относятся эти люди. У меня два варианта - это или латыши, или эстонцы. Может, кто-то из читателей поболее меня разбирается в этнографии?
Для более точного определения выкладываю видеоролик, из которого можно разобрать, на каком языке поют эти чистенькие опрятные бабушки.
You can watch this video on www.livejournal.com
Продолжение следует...