Про "Омскую культуру (часть третья)

Apr 04, 2010 12:49

Продолжаем репортаж с выставки "Омская культура", проходящей в Омске 24-28 марта 2010 года.

Первая часть - здесь.
Вторая часть - здесь.

Сегодня я покажу поющих прибалтов. Так сложилось, что на севере Омской области имеется несколько деревень с эстонским и латышским населением. В большинстве своём это потомки прибалтийских крестьян, которых ссылали в Прииртышье с XVII века за различные прегрешения.



На Омскмапе есть статья про деревню Рыжково, из которой видно, насколько пришлое население повлияло на жизнь аборигенов:

В 1803 году из волости Яланка Ямбургского (ныне город Кингиссеп) уезда в Западную Сибирь была выслана группа эстонских и финских крестьян за восстание против барона Унгерн фон Штенберга. Как свидетельствуют архивные документы (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, том ХVIII, 1802-1803, № 20964, стр.914), З октября 1803 года царь Александр I указал Петербургскому гражданскому губернатору Кушникову: «Министр внутренних дел представил мне ваше последнее донесение о неповиновении крестьян Ямбургского уезда, принадлежащих барону Унгерн фон Штенбергу. В страх другим и наказание ослушников повелеваю вам, избрав из деревень сих несколько семейств, коих наиболее оказали неповиновение или были тому начальным поводом, сослать в Сибирь на поселение…». С семьями следовали один чиновник и солдаты, сопровождавшие их до деревни Колоса (райцентр Колосовка). Здесь им было велено остановиться. Для ссыльных «…губернские и уездные власти местом поселения определили бассейн ручья Яман, к северо-западу от Данилова и Лопушинского болот… стала деревня Рыжкову Тюкалинского уезда Камышинской волости Тобольской губернии» (А.Д.Колесников).

Первые поселенцы были этнически неоднородны: Алкенс, Вигрис, Вилюмс - латыши, Малштейн - немцы, а Юрьевы, Ивановы и Кузьмины - эстонцы. Но по документам чиновников все они числились «ингерманланцы» - по наименованию местности, из которой прибыли.

Время было суровое - наступала зима, поэтому часть семей ссыльнопоселенцев с детьми и стариками, подселили в дома крестьян в соседней деревне Колодцы, а часть перезимовали в землянках, вырытых на берегу болота. Только весной 1804 года власти отвели на «душу» по 2,5 га лесных угодий. Переселенцы стали обживаться, строить деревянные дома, самым первым таким зданием в Рыжково был маленький молельный дом, сооруженный сразу в 1804 году. С 1807 года в колонии регулярно велась церковная служба. В 1816 году в Рыжково на государственные деньги были построены церковь и дом священника.

Главным занятием первых поселенцев являлся промысел: из коры берёзы варили дёготь и сбывали его жителям окрестных деревень, на вырученные деньги покупали зерно. Сеяли лён и ткали холсты, выращивали коноплю и вили верёвки. Уже к середине 1830-ых годов жители всерьёз стали заниматься земледелием: сеяли просо, пшеницу, ячмень. Между Рыжково и Колодцами построили две ветряные мельницы и одну паровую. Все жители держали домашний скот, что было основным источником пропитания. Были и мастера-умельцы: плотники, бондари, кожевенники.

Прошла уже не одна сотня лет, а в Прииртышье до сих сохраняется культурное наследие "ингерманландцев". Так, для меня было открытием, что в Омской области имеется полноценный прибалтийский народный хор с аутентичными костюмами и инструментами.



К сожалению, я забыл поинтересоваться, к какой национальности относятся эти люди. У меня два варианта - это или латыши, или эстонцы. Может, кто-то из читателей поболее меня разбирается в этнографии?



Для более точного определения выкладываю видеоролик, из которого можно разобрать, на каком языке поют эти чистенькие опрятные бабушки.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Продолжение следует...

Ингерманландцы, Видео, Этнография, Фото, История, Омская культура, Выставки, Прибалты

Previous post Next post
Up