Оригинал взят у
galik_123 в
Самая необычная базилика Рима - Санта-Мария-дельи-Анджели Полное название самой необычной базилики Рима, расположенной на площади Республики, Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Базилика посвящена Святой Деве, Ангелам и Мученикам. Она расположена на месте античных руин
терм Диоклетиана. А уникальность её в том, что в ней воссоединились христианская вера, величие Древнего Рима и новаторство эпохи Возрождения. Колоссальные термы были построены буквально на костях тысяч рабов и первых христианских мучеников, которые работали не только на стройке, но в мраморных и песчаных карьерах. Название базилики хранит память о безвестных мучениках, погибших при ее строительстве.
История возникновения этой церкви - это история веры простого сицилийского монаха Антонио дель Дука, который был простым хормейстером. Как-то раз Антонио увидел старинную икону с изображением семи ангелов. В то время культ "Семи Ангелов" еще не был признан римской церковью. Монах дель Дука был настолько поражен силой, исходящей от этой иконы, что решил следовать в Рим, чтобы всему миру явить откровение о "Семи Ангелах". Антонио сочинил литургию к "Мессе Семи Ангелов" и отправил ее кардиналу дель Монте, дяде будущего Папы Юлиуса III. Им удалось добиться признания культа "Семи Ангелов" у Ватикана. Но после смерти своего покровителя в 1533 году Антонио дель Дука вынужден был вернуться на Сицилию. Через восемь лет сицилийский монах опять отправился в Рим, где и стал капелланом церкви Санта-Мария-ди-Лорето у форума Траяна.
Однажды, летом 1541 года у Антонио дель Дука было еще одно божественное откровение: свет, белее самого снега, исходил из развалин терм Диоклетиана, а в центре этого божественного сияния монах увидел образы семи святых. Это видение монах истолковал как благословление Святых Мучеников на постройку храма в честь Семи Ангелов именно в термах. Антонио отправился к развалинам и на семи колоннах тепидариума (помещение сухой парилки в римских термах) написал семь имен главных Ангелов Божьих. С этого момента монах дель Дука положил все свои силы, чтобы добиться разрешения на постройку в Риме церкви в честь семи Мучеников и семи Ангелов, но его идея не получила поддержки у папы Павла III.
Чтобы доказать Ватикану необходимость и важность строительства такой церкви, Антонио дель Дука в 1543 году отправился в Венецию, где заказал копию с мозаики Собора Святого Марка, изображающую Деву Марию в окружении Семи Ангелов. Дель Дука надеялся воспользоваться вечным соперничеством Рима и Венеции, и снова обратился к Папе с предложением о строительстве церкви в честь Семи Ангелов и Мучеников; и создания под ее покровительством приюта для детей-сирот. Но и на этот раз Павел III остался непреклонным.
Антонио вынужден был ждать еще 7 лет, когда на папский престол взойдет Папа Юлий III дель Монте. И в 1550 году Папа приказал викарию Рима, монсеньеру Филиппо Арчинто, подписать указ об освещении в Риме церкви в честь Святой Марии, Семи Ангелов и Семи Мучеников. Но написание указа и на этот раз еще не означало его выполнение. Племянники папы Павла III превратили термы Диоклетиана в место своих охотничьих забав и верховых прогулок. И, лишь с приходом на престол Пия IV (Медичи) папской буллой от 27 июля 1561 года было повелено начать строительство базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в термах Диоклетиана в Риме. 45 лет истинной веры и борьбы с сомнениями и интригами потребовалось монаху Антонио дель Дука, чтобы исполнить ангельское откровение.
1. Разработку проекта церкви Папа поручил 86-летнему Микеланжело. Гениальный мастер решил встроить собор в существующий фасад терм. Но Микеланджело в 1564 году скончался, и работы продолжил неаполитанский архитектор Луиджи Ванвителли (1700-1773). Строительство закончили в 1749 году. Внутри церковь представляет собой огромную крытую площадь, по форме напоминающую греческий (равносторонний) крест. После 1700 года церковь несколько раз перестраивалась. В начале XX века пышный фасад, созданный Ванвителли, сломали, восстановив идею Микеланжело - портал в виде простой кирпичной стены. И сейчас фасадом служит часть экседры калдариума (помещение в термах с горячей водой). Пол здания был поднят на 2 метра, чтобы предотвратить проникновение грунтовых вод.
Фасад базилики, автор бронзовых дверей современный польский скульптор Игорь Миторай. На одной двери - сцена Благовещения, на второй - Воскрешения. Бронзовые двери были установлены 28 февраля 2006 года взамен устаревших деревянных.
2. Центральная часть базилики расположена в бывшем тепидариуме (помещении с тёплыми ваннами) терм Диоклетиана. Восемь массивных колонн, поддерживающих три крестообразные свода в базилике, - античные из терм, другие восемь добавлены во время реставрации XVIII века, но они являются лишь имитацией античных - штукатурка под мрамор. Пол в XVIII веке создал Джузеппе Барбиери.
Центральный неф базилики. По бокам прохода стоят ангелы с чашами со святой водой, скульптор Джованни Батиста Росси, ученик Бернини. Над правым ангелом - статуя Святого Бруно, основателя Ордена Картезианцев, французского скульптора Жана-Антуана Гудона, 1766-1768. Папа Клемент XIV, увидев статую сказал, что она настолько живая, что заговорила бы, если бы ей не было запрещено (картезианцы давали обет молчания)
3. Микеланджело гениально вписал церковь в развалины терм, сохранив их основные помещения. Вестибюль соответствует калдариуму терм. Трансепт (поперечный неф в крестообразных по плану храмах, пересекающий основной неф под прямым углом) является доминирующей частью базилики. Он расположен на месте бывшего тепидариума. Микеланджело старался максимально сохранить и использовать пространство терм, чтобы продемонстрировать их грандиозность. Длина трансепта составляет более 90 м, а ширина 27 м. Проект Микеланджело предусматривал в каждом конце трансепта большие кубические пространства, в которых теперь размещены капеллы. Высота центрального нефа составляет 29 метров. Центральный неф украшают восемь живописных полотен, которые первоначально находились в старой базилике Святого Петра в Ватикане и были перенесены сюда в XVIII веке.
4. В правом нефе могила генерала Армандо Диаза, героя Первой Мировой Войны, выполненная Антонио Мунозом в 1920 году. Саркофаг из красного ассуанского гранита находится в полу за оградой . А сам памятник с надписью, декорированный двумя плитами из зелёного африканского мрамора с бронзовыми украшениями, на стене над могилой.
Над памятником - картина Франческо Манчини, изображающая чудесное исцеление Святым Петром прокажённого. Предположительно, она сначала находилась во дворце Квиринал. Мозаичная копия этой картины сделана для Собора Святого Петра в Ватикане.
Рядом слева - картина "Проповедь Святого Иеронима" Джироламо Муциано, конец XVI века. Картина осталась незаконченной после смерти художника в 1592 году, поэтому фон выполнил Поль Бриль. Картина была создана для алтаря Святого Иеронима в Ватикане, но её перенесли в эту базилику.
Справа на фото - за оградкой в углублении могила Армандо Диаза - генерала, сражавшегося на итальянском фронте в первую мировую войну
5. Необычный внешний вид церкви дополняет изобилие внутренних украшений. Орнаменты, колонны, скульптуры и даже картины - все это превращает церковь в храм искусства.
Декор базилики - слева от центрального нефа
6.
Декор базилики в левом нефе на противоположной стене
7. Капелла справа создана Клементе Орланди в 1746 году и посвящена монаху-картезианцу Альбергати, который был причислен к лику блаженных Папой Бенедиктом XIV в 1744 году. Алтарь капеллы создал Эркюль Грациани в 1746 году, в центре - картина "Чудо Блаженного Никколо Альбергати".
Могила адмирала Таона ди Ревеля (слева), прозванного Герцогом морей, создана Пьетро Каноника в 1948 году. Саркофаг из жёлтого мрамора по форме напоминает корабль. Над могилой - картина Франческо Тревизани "Крещение водой", XVIII век.
Капелла Блаженного Никколо Альбергати
8. Могила Витторио Эммануэле Орландо создана в 1935 году скульптором Пьетро Каноника. Орландо - политик, премьер-министр, возглавлявший итальянскую делегацию на переговорах после первой мировой войны. В Италии его называют "Президентом Победы". Над могилой - картина Тревизани "Крещение желанием". В католичестве принято, что те, кто умер до того, как был крещен, считаются крещёнными через желание Причастия.
9. По обеим сторонам алтаря правого нефа - статуи немецкого скульптора Фридриха Петриха, созданные в 1834 году - ангелы Мира и Справедливости.
10. В правом нефе размещены византийские иконы.
11. Надпись на полу перед правым нефом.
12. Левая капелла Святого Бруно, основателя Картезианского ордена, построена к юбилейному 1700 году, проект Карло Маратта. Алтарь переделан из раннего Франческо Фонтана в 1864 году. Над алтарём - картина Джованни Одацци "Явление Девы Марии Святому Бруно", написанная к 1700 году. Грандиозный орган (5400 серебристых труб), созданный Бартелеми Форментелли в 1990-х годах, имеет 77 регистров, часто используется в концертах. Был преподнесен в дар папе Иоанну Павлу II городом Римом по случаю юбилейного 2000 года. Корпус органа из массива вишни имеет высоту 12 метров и длину 11 метров.
Капелла Святого Бруно, слева - орган
13. Картина Франческо Тревизани "Крещение кровью" отражает католическое представление о том, что некрещёный человек, который умирает за Веру, становится крещёным через свою пролитую кровь.
По сторонам от картины скульптуры "Размышление" (1874) и "Молитва" (1875) - копии статуй, стоящих при входе на кладбище Святого Лаврентия
14.
15. Внутри базилика украшена античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами, в том числе работами французских художников XVII-XVIII веков.
16.
17.
18.
19. На полу в правой части трансепта в начале XVIII века папа Климент XI поручил астроному, математику, археологу, историку и философу Франческо Бьянчини проложить на полу базилики линию меридиана. Этот меридиан, своего рода солнечные часы, должен был выполнять три задачи. Во-первых, папа хотел проверять по нему точность вновь введенного Григорианского календаря. Во-вторых, ему нужен был инструмент для точного определения даты наступления Пасхи. В-третьих, тщеславный папа желал, чтобы в Риме был такой же меридиан, как в кафедральном соборе Болоньи. По этому меридиану еще в конце XIX века сверяли часы города Рима. Выбор пал именно на эту базилику, потому что, будучи частью античных терм, она была ориентирована строго на юг, и благодаря этому полуденное солнце беспрепятственно попадает внутрь из круглого отверстия в своде. В полдень, точнее в 12.15 (13.15 по летнему времени), луч солнца направлен строго вдоль линии меридиана. Работа была заказана Папой Клементом XI к юбилейному 1700 году, но заняла больше времени и была закончена в 1702 году, о чём гласит табличка на колонне:
20. Открытие меридиана состоялось 6 октября 1702 года. Он представляет собой бронзовую линию, вмонтированную в белую мраморную плиту, которая в свою очередь обрамлена желтым веронским мрамором. Линия проходит точно по меридиану, который пересекает Рим на широте 15 градусов. Длина меридиана составляет 45 метров, и он превосходил все имевшиеся в то время меридианы (искусственные).
Прозрачный стеклянный мостик через меридиан
21. Ходить по меридиану нельзя, он огорожен по всей длине. На линии нанесены разнообразные метки.
22. Астрономическая схема?
23. Солнечный луч находится на линии меридиана.
24. Справа от меридиана находятся полихромные инкрустации с изображением летних и осенних знаков зодиака, слева - весенних и зимних.
25
26.
27. Современная скульптура того же мастера, который выполнил входные двери в базилику.
Иоанн Креститель, польский скульптор Игорь Миторай, 2006
28. Ещё один вход в базилику с улицы Via Cernaia.
29.
30.