Мало в каком словаре присутствует определение «фэнтези». Нашла в «Кругосвете». «ФЭНТЕЗИ - разновидность фантастики, конструирующая фантастическое допущение на основе свободного, не ограниченного требованиями науки вымысла, главным образом, за счет мистики, магии и волшебства. Имеет глубокие и прочные корни в литературной традициях разных времен и народов, вплоть до древнейших, но как определенный жанр сложился в 20 в.».
Итак, это - сказка или фантастика? А может, сказочная фантастика? «Алиса в стране чудес» - это фэнтези? А «Волшебник Изумрудного города?» Скажите, что в фэнтези должно быть? И обязательно ли присутствие хобитов, гоблинов, рыцарей? Взять, например, "Руслана и Людмилу". Чем не фэнтези? Налицо все признаки жанра: путешествие героя, колоритные ролевые персонажи, а уж мечей сколько - не перечесть. И вроде бы всё есть - враг, сражения, череда магических предметов. Однако подсознательно понимаю, всё вышеперечисленное - литературные (авторские) сказки.
Так что же такое фэнтези?
Этот вопрос меня волнует давно, однако дельного ответа пока не встречала. Говорят, фэнтези около ста лет. Говорят, этот жанр ведёт отсчет с середины ХХ века - с появления "Хроник Нарнии" Клайва Льюиса в 1950 году, а затем, через четыре года - трилогии "Властелин колец" Д. Р. Р. Толкиена. Говорят, корни фэнтези уходят к своду преданий о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Слышала, что эстетические символы фэнтези - меч, заклинание, логово мага, путешествие героя. Жанр прекрасен для серий, здесь можно создать несуществующий мир с подробной картой местности. На ней будут горбатиться горы, потекут широкие реки, покатятся волны, вырастут непроходимые леса, раскинутся широкие болота. Герой по закону жанра пройдёт испытания, преодолеет преграды, встретит чудовищ, ввяжется в драки, соберёт амулеты и, конечно, выйдет победителем. А читатель отгадает загадки и соберёт пазл. Словом, все элементы нынешних предпочтений. Тут и уход от действительности, и драки, и кроссворд, и пазл.
Сразу предупреждаю, фэнтези не увлекаюсь - мне в фэнтезийных мирах почему-то скучно. А вот сказки люблю. Поэтому и подняла эту тему. Хочу разобраться, в чём же притягательность фэнтези. И новый ли это жанр?
Читала трилогию Ф.Пулмана «Тёмные начала» (романы - «Янтарный телескоп», «Чудесный нож», «Золотой компас»).
В аннотации написано: «удивительная сказка для детей и взрослых, которая начинается с обещаний, а заканчивается целой Вселенной» (в книжных магазинах романы Пулмана стоят на полках с фэнтези).
Прочтя, подумала: «Какая прелесть! И герои, и сюжет, и литературный стиль, и возможности жанра, в котором написаны романы. Можно сказать, совокупность фантастики, сказки, философии, драмы».
Согласитесь, мощный посыл для творчества. Вот я и ушла в свободный полёт. Написала детский роман «Таинственный кристалл», отправила в издательство и, конечно, услышала: «Всё хорошо, но ваш роман - не фэнтези. Фэнтези - это особый мир, карты, амулеты, рыцари, мечи…».
Далее (спасибо редактору) услышала лекцию о героическом, славянском, историческом, тёмном, постмодернистском и т.д. фэнтези.
Нахожу интервью с Пулманом, и что вижу.
Вы писали "Тёмные начала" в жанре фэнтези?
- Нет. Я хотел написать реалистическую книгу. Я не думаю, что жанры - это объективная классификация текстов. Всё это очень надуманно. Есть настоящая проблема в том, что если к книге приложили жанровый ярлык, её читают только те люди, которые любят этот жанр. Особенно это касается фэнтези. Но я писал не для любителей фэнтези. Я, скорее, писал для людей, которые обычно не читают фэнтези и думают, что фэнтези - это дрянь. Я сам не люблю фэнтези. Но этот жанр дает необыкновенную свободу. И он привлек меня как автора тем, что позволяет сказать что-то правдивое и важное о человеческой природе.
Вы писали "Тёмные начала" для детей?
- Я не понимаю, как можно писать книгу для какой-то конкретной аудитории. Это условная маркировка текста - такой же ярлык, как жанр, как фэнтези - не фэнтези. Ярлыки ограничивают аудиторию, а не расширяют. Когда я думаю о своих читателях, я представляю себе взрослых, детей, мужчин, женщин, людей всех возрастов и видов - лишь бы они умели читать.
Итак, Пулман ответил однозначно: «Есть настоящая проблема в том, что если к книге приложили жанровый ярлык, её читают только те люди, которые любят этот жанр. Особенно это касается фэнтези».
Какой крутится вывод?
Каждый трактует фэнтези, как хочет.