Что же такое фэнтези?

Oct 12, 2011 11:00

Мало в каком словаре присутствует определение «фэнтези». Нашла в «Кругосвете». «ФЭНТЕЗИ - разновидность фантастики, конструирующая фантастическое допущение на основе свободного, не ограниченного требованиями науки вымысла, главным образом, за счет мистики, магии и волшебства. Имеет глубокие и прочные корни в литературной традициях разных времен и народов, вплоть до древнейших, но как определенный жанр сложился в 20 в.».
Итак, это - сказка или фантастика? А может, сказочная фантастика? «Алиса в стране чудес» - это фэнтези? А «Волшебник Изумрудного города?» Скажите, что в фэнтези должно быть? И обязательно ли присутствие хобитов, гоблинов, рыцарей? Взять, например, "Руслана и Людмилу". Чем не фэнтези? Налицо все признаки жанра: путешествие героя, колоритные ролевые персонажи, а уж мечей сколько - не перечесть. И вроде бы всё есть - враг, сражения, череда магических предметов. Однако подсознательно понимаю, всё вышеперечисленное - литературные (авторские) сказки.
Так что же такое фэнтези?
Этот вопрос меня волнует давно, однако дельного ответа пока не встречала. Говорят, фэнтези около ста лет. Говорят, этот жанр ведёт отсчет с середины ХХ века - с появления "Хроник Нарнии" Клайва Льюиса в 1950 году, а затем, через четыре года - трилогии "Властелин колец" Д. Р. Р. Толкиена. Говорят, корни фэнтези уходят к своду преданий о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Слышала, что эстетические символы фэнтези - меч, заклинание, логово мага, путешествие героя. Жанр прекрасен для серий, здесь можно создать несуществующий мир с подробной картой местности. На ней будут горбатиться горы, потекут широкие реки, покатятся волны, вырастут непроходимые леса, раскинутся широкие болота. Герой по закону жанра пройдёт испытания, преодолеет преграды, встретит чудовищ, ввяжется в драки, соберёт амулеты и, конечно, выйдет победителем. А читатель отгадает загадки и соберёт пазл. Словом, все элементы нынешних предпочтений. Тут и уход от действительности, и драки, и кроссворд, и пазл.
Сразу предупреждаю, фэнтези не увлекаюсь - мне в фэнтезийных мирах почему-то скучно. А вот сказки люблю. Поэтому и подняла эту тему. Хочу разобраться, в чём же притягательность фэнтези. И новый ли это жанр?
Читала трилогию Ф.Пулмана «Тёмные начала» (романы - «Янтарный телескоп», «Чудесный нож», «Золотой компас»).
В аннотации написано: «удивительная сказка для детей и взрослых, которая начинается с обещаний, а заканчивается целой Вселенной» (в книжных магазинах романы Пулмана стоят на полках с фэнтези).
Прочтя, подумала: «Какая прелесть! И герои, и сюжет, и литературный стиль, и возможности жанра, в котором написаны романы. Можно сказать, совокупность фантастики, сказки, философии, драмы».
Согласитесь, мощный посыл для творчества. Вот я и ушла в свободный полёт. Написала детский роман «Таинственный кристалл», отправила в издательство и, конечно, услышала: «Всё хорошо, но ваш роман - не фэнтези. Фэнтези - это особый мир, карты, амулеты, рыцари, мечи…».
Далее (спасибо редактору) услышала лекцию о героическом, славянском, историческом, тёмном, постмодернистском и т.д. фэнтези.

Нахожу интервью с Пулманом, и что вижу.
Вы писали "Тёмные начала" в жанре фэнтези?
- Нет. Я хотел написать реалистическую книгу. Я не думаю, что жанры - это объективная классификация текстов. Всё это очень надуманно. Есть настоящая проблема в том, что если к книге приложили жанровый ярлык, её читают только те люди, которые любят этот жанр. Особенно это касается фэнтези. Но я писал не для любителей фэнтези. Я, скорее, писал для людей, которые обычно не читают фэнтези и думают, что фэнтези - это дрянь. Я сам не люблю фэнтези. Но этот жанр дает необыкновенную свободу. И он привлек меня как автора тем, что позволяет сказать что-то правдивое и важное о человеческой природе.
Вы писали "Тёмные начала" для детей?
- Я не понимаю, как можно писать книгу для какой-то конкретной аудитории. Это условная маркировка текста - такой же ярлык, как жанр, как фэнтези - не фэнтези. Ярлыки ограничивают аудиторию, а не расширяют. Когда я думаю о своих читателях, я представляю себе взрослых, детей, мужчин, женщин, людей всех возрастов и видов - лишь бы они умели читать.
Итак, Пулман ответил однозначно: «Есть настоящая проблема в том, что если к книге приложили жанровый ярлык, её читают только те люди, которые любят этот жанр. Особенно это касается фэнтези».

Какой крутится вывод?
Каждый трактует фэнтези, как хочет.

жанр, литература

Previous post Next post
Up