Что лучше: работать по заказу или свободно?

Oct 11, 2011 13:38

Я пишу нон-фикшн, поэтому расскажу о своем опыте. Не знаю в деталях, как с этим обстоит дело в художке. Но думаю, общие принципы похожи. Поэтому, надеюсь, мой опыт будет полезен участникам.

Когда я только начинала работать (в 1996 г.), то первые книги писала от души. Если бы мне в то время сказали о заказах, плюнула бы в лицо :) Главной задачей было выплеснуться, излить то, что накопилось внутри. Выдавала, изливала :) Меня публиковали, рады были видеть меня снова. Тем и была счастлива :)

Так продолжалось примерно до 2003 г. Далее, главред одного издательства предложил мне написать две большие книги на темы, которые он считал нужными и востребованными. Эти темы находились в круге моих профессиональных и авторских интересов, поэтому я согласилась, и книги вышли в прекрасном оформлении.

Постепенно пришло понимание, что если ты хочешь успешно работать в книгоиздании, то надо поставлять на рынок не то, что ты (производитель) желаешь туда выбросить, а то, чего хотят и ждут покупатели-читатели.
Впрочем, начиная с 90-х годов, это понимание пришло ко всем, кто хотел быть на плаву. А те, к кому оно так и не явилось, вынуждены были удалиться сами. Рынок их не принял.

Я стала тщательно изучать топы продаж, бестселлеры Озона, других крупных Интернет-магазинов. А также рейтинги книжных обозрений и прочие всем доступные сведения - чтобы получить представление о том, что пользуется спросом у читателей-покупателей. Назовем это социальным заказом.
Конечно, я выбирала оттуда родственные мне темы. Их и старалась использовать для написания книг.

Теперь о том, как это конкретно происходит. Прояснив для себя, что сейчас котируется, что нужно людям, я провожу свой собственный мозговой штурм, генерирую идеи. Выбираю тот сектор читательских предпочтений, который соответствует моим профессиональным интересам, где мне есть, что сказать.
Потом оформляю свои предложения в короткие планы-проспекты (в художке это синопсисы) и представляю издателю. Иногда это просто названия. Издатель выносит их на суд маркетологов и сбытовиков - как везде сейчас. А они уже отбирают то, что им интересно и ставят это в план.

Я всегда стараюсь дать пакет из нескольких предложений, чтобы маркетологам и сбытовикам было из чего выбрать. Даю концепцию каждой книги, варианты названий, как я себе представляю обложку и т. д. Повторяю, чаще всего, это лишь темы и названия. Профессионалам много не надо, уже по этим данным они поймут, нужна им такая книга или нет.

Мне гораздо удобнее работать по заказу, точнее, по социальному заказу. Ну а в последнее время это вообще стало непреложной нормой. Издателям не нужны чьи-то выплески, выпущенные в свет просто так, ради интереса, с лозунгом «а вдруг». Им нужно только то, что можно реально продать.
Ну а в последние полтора года эта практика только усугубилась. Сейчас нередко сам издатель подкидывает тему и спрашивает: «Возьметесь?». Если тема близка, вызывает у меня отклик, то отвечаю согласием.

Новичок, поначалу придя в издательство, ждет, что ему дадут возможность самовыразиться, рассказать всему миру, что у него на душе. Мечтает об успехе, признании, восхищении друзей и родственников и т. п.
Но если человек остается в профессии всерьез и надолго, то со временем его подход к работе меняется. Он становится профессионалом, а значит, способен выполнять любую работу и делать это качественно.

Кстати, большинство великих творений в мире (живопись, скульптура, архитектура, кино и т.д.) делались под заказ. Даже такие великие книги, как романы Достоевского.
Да и сейчас. Например, в Голливуде все работают под заказ. Продюсер держит все в руках: находит сценариста, приглашает режиссера, актеров, оператора, композитора и т. д. Между прочим, крупные режиссеры считают за честь попасть на хороший заказ к маститому продюсеру. И ничего, при такой заказной работе шедевры выдают и Оскары получают.

Если у автора есть талант или способности, то работа под заказ ему не помеха. Он сумеет выразить то, что хочет. Включить весь свой профессионализм, талант, опыт, чутье - и выдать результат. Полностью с этим согласна.

автор, книжный рынок, личный опыт

Previous post Next post
Up