Доклад «О практике трудового воспитания: традиции и современные реалии» 1

Dec 25, 2015 02:08

Продолжаю выкладывать материалы конференция "Дети Красноярского края: настоящее и будущее" (20 ноября, Красноярск), организованной Общественной палатой демографического и социального развития Гражданской ассамблеи Красноярского края, на которой РВС от имени Общественной палаты по образованию и просвещению, организовало и руководило работой площадки "Трудовое воспитание детей в школах и интернатах". В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти края, администрации г. Красноярска, руководители образовательных учреждений, реабилитационных центров для семьи и детей, представители общественности, Красноярской Епархии.1. Программа конференции "Дети Красноярского края: настоящее и будущее".
2. Доклад на пленарном заседании "О ценностном фундаменте труда и творчества, как ключевой проблеме трудового воспитания"
3. Доклад на рабочей площадке "Трудовое воспитание детей в школах и интернатах":

О практике трудового воспитания: традиции и современные реалии
Дятлова О. И.

«Трудовое воспитание - это, образно говоря, гармония трех понятий:
надо, трудно и прекрасно»
В. А. Сухомлинский (1918-1970 гг.)

В тексте обозначена актуальность проблемы возрождения трудового воспитания, указаны некоторые результаты и планы Красноярского актива общественной организации защиты семьи Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) на данном направлении, а также точки приложения сил родительской и педагогической общественности.

Об актуальности

О трудовом воспитании в последние годы принято говорить осторожно - закон запрещает использование детского труда. В нормативных документах школ, в образовательных программах редко встретишь полноценное положение об общественно-полезном труде (редкое исключение - гимназия № 13 г. Красноярска), в лучшем случае - это локальные акты о дежурстве, о летней трудовой четверти. И, как правило подчиняясь существующим нормативам, трудовое воспитание вынуждено «мимикрировать» под волонтёрские инициативы, экологические акции и др. - этим формам вменяются воспитательные функции.

Воодушевить школьников на труд: от элементарных операций по самообслуживанию (приготовить доску перед уроком, вымыть парты, за которыми сидели целую четверть, убрать школьный двор, подежурить в столовой и раздевалке в «час пик» т.п.) до собственноручного создания полезных для школьной жизни предметов (подставки под цветы, фартуки и нарукавники для дежурных, урожай для школьной столовой и пр.) - уже оказывается непростым делом [1], с каждым годом всё сильнее озадачивающим педагогов края. Часть родителей (а за ними и детей) против: «Школа - для учёбы, а эксплуатация детского труда преследуется по закону!».

Дети вырастают с представлениями о «бесполезности» общественно-полезного труда и труда в принципе. По сути, отказываясь от базовых представлений о человеке, норм человеческих отношений - межличностных и социальных. Дескать труд - это отнюдь не социальное благо, а досадная повинность, которую по возможности следует избегать.

Боязнь и неприятие трудового усилия - проблема для педагогики не новая, усугубляемая в последние годы масс-медийными клише и моделями поведения, транслируемыми посредством мульт- и кинофильмов, ТВ-сериалов, широко обсуждаемых событий в блогосфере, - проблема, густо «приправленная» насаждаемым государством отношением к образовательным институтам как «обслуживающим», работающим в идеологии предоставления «услуги» и тем самым помещающих школьника в позицию «потребителя образовательного сервиса» и ориентирующего его в процессе учения-обучения на комфортность и личную успешность, а не соразмерность собственных вкладов получаемым результатам, не на осмысленность и целенаправленность в обучении даже базовым дисциплинам.

О задаче

Мы, Красноярское отделение РВС, считаем подобную девальвацию труда постыдной для российского общества.
Должно быть иначе.
Во многом вопреки существующей - повреждённой последними десятилетиями - социальной действительности, опираясь на результаты массовых опросов общественного мнения [2], а также на отношение красноярских родителей к проблеме как к приоритетной (согласно их высказываниям на прошлогодней встрече Красноярского открытого родительского собрания - КОРС) и почти отчаянное отношение к вопросу педагогических коллективов разных школ (с которыми встречались в прошлом и текущем учебном году), мы поставили перед собой задачу восстановления практики трудового воспитания в образовательных институтах Красноярского края.

Для достижения заявленного, на наш взгляд, необходимо выполнить следующее:

1)   Реконструировать понятие труда, его смысл в разных культурных традициях;
2)   Изучить вопрос об общественно-полезном труде в школе с точки зрения нормативной базы и её ограничений;
3)   Вернуть общественно-значимый труд в образовательную практику школ края, ответив на вопрос: как в современной ситуации школа может взять на себя функцию трудового воспитания - и теоретически, и практически - т. е. выстроив основательные методику и практику.

Безусловно, выполнение данных задач требует серьёзной проработки.

О букве закона

Первой препоной в решении поставленной задачи выступила, как ни странно, нормативно-правовая база [3]: в нашем законодательстве чёрным по белому прописан запрет на детский труд. Согласно ч. 4 ст. 50 Закона об образовании [4] от 29.12.2012 N 273-ФЗ и п. 50 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» [5], «привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей [законных представителей] к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Запрет на эксплуатацию детского труда - это, безусловно, правильно. Но именно данная «буква закона» и вынуждает школы «прятать» за методическими изысками трудовые практики, не имея возможности «называть вещи своими именами».
Тем не менее, именно эти формулировки закона указывают и на способ возвращения трудового воспитания в школу: если образовательная программа предусматривает трудовые практики и сами ученики и их родители согласны на них, то противоречия законодательству нет.

Таким образом, легализация общественно-полезного труда в школе возможна. Условием является включение в образовательную программу должных положений, утверждение этой программы через управляющий совет школы, т.е. при поддержке родительского и детского представительства. Организовав работу образовательного учреждения так, чтобы школьники понимали и принимали значимость данных дел, с желанием участвуя в них, школа имеет возможность вернуть трудовое воспитание в свой «репертуар» образовательных средств.

Из Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (от 24 июня 2013 г. N 01/7100-13-32 [6], подписанное, правда, прежним руководителем Г. Г. Онищенко): «Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями)».
Обращаем внимание на то, что без консолидации триады «ученик-учитель-родитель» данную задачу не решить.

О понятии труда

Чтобы ответить на вопрос о том, как вернуть ценность труда в современную действительность (а не только сферу образования!), быть готовыми отстаивать свою позицию перед родителями и, главное, суметь выстроить такую практику, к которой захотели бы быть причастными современные школьники, нужно хорошо понимать содержание данного понятия, его социальную и культурную функцию, динамику этого явления в истории.

Мы провели несколько семинаров, на которых вместе с представителями высшей школы, служителями Красноярской митрополии, педагогами и общественниками выясняли содержание этого понятия, пристально рассматривали сходства и различия в отношении к труду светской (советской) и религиозной (православной и протестантской) традиций, непрерывно соотнося полученные результаты с современными реалиями.

Вопросов осталось немало - приглашаем к участию в этой работе всех заинтересованных; готовы поделиться наработанными материалами, будем рады новым участникам регулярных встреч Интеллектуального клуба РВС по данной теме.

Но, всё же, о некоторых ключевых различениях.

Труд представляет собой сложное, многогранное явление. Соответственно, и анализировать его можно с самых различных позиций.
Зададим лишь два аспекта:
1. Труд как способ преобразования природы и одновременно активное преобразование людьми самих себя и своих общественных отношений, т.е. труд как то, что делает человека человеком;
2. Труд как целесообразная деятельность по увеличению стоимости продуктов природы при помощи средств и орудий.

Таким образом, общественно-полезный труд можно определить как такой труд, при котором произведённая стоимость полностью или частично передаётся в пользу общества.

Для иллюстрации обратимся к проекту «Дети России - детям Донбасса» [7] - как нам видится, он может выступать примером полноценной практики общественно-полезного труда школьников,
·       позволяющего осуществить преобразование общества - содействовать восстановлению нормальной жизни на территории Донбасса (в нашем случае - Луганской области),
·       и такой практикой труда, в которой, полученная за счёт деятельности школьников (и не только!) стоимость добровольно и безвозмездно передаётся на благо общества.

Очевидно, что пакет с макаронами или тетрадка в магазине г. Красноярска и тот же самый пакет на кухне или тетрадка на парте луганских школьников обладают разной стоимостью. Чтобы они попали на Донбасс, участники проекта осуществляют трудовые действия, но добровольно и безвозмездно отказываются от его оплаты (или иной компенсации).

В своих изысканиях по понятию труда мы не могли не обратиться и к нашему общему народному опыту, - опыту советскому. Именно в СССР (особенно на заре строительства этого государства) отношение к труду задавало нормы и правила всего социального устройства. В некотором смысле были заданы принципы меритократии - такого устройства общества, в котором управляет тот, кто более способен принести благо обществу (а не по праву социально-сословного положения или достатка).

Изучив вопрос об основаниях пролетарской трудовой (К. Маркс) и всечеловеческой творческой (Н. Бердяев) традиций, обратившись к описанию практики трудового воспитания советской школы (педагоги-подвижники К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский), сопоставив её с традицией православной (Священное Писание), мы пришли к выводу, что они обладают принципиальным сходством. Объединяет эти традиции вера в возвышающую функцию труда в деле становлении человека и человечества путём творческого отношения, стремления соответствовать «образу и подобию» чего-то Высшего именно в акте со-творчества, со-творения.

Оставив за пределами данного сообщения дискуссию о смысле библейского высказывания о добывании падшим человеком «хлеба в поте лица своего» [8] (адресовав эту тему Интеллектуальному клубу), отметим другое. Без идеи соборности, через запятую - коллективности, общности, социальной направленности, нравственной обращённости к себе через других - труд теряет смысл во всех традициях. В преобразующей функциональной кооперации индивидов, в коллективном взаимодействии, со-трудничестве как форме совместного бытия только и может проявиться наша человеческая сущность [9].

Таким образом, мы не можем определить труд вне его «человекостроительной» функции и полагаем, что именно задача последовательного избавления человека от рутинного труда за счёт повышения его эффективности, всё большей технологичности с целью освобождения человека для Творчества может быть интересной и современному поколению. Особенно российскому, нечуждому и советской меритократической, и православной духовной традиции. Именно такое понимание труда следует вернуть обществу, изменяя отношения внутри семьи и школы, в организации обучения школьников и их самообслуживания.

[1] Статьи об актуальности трудового воспитания и истории вопроса:
http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/Shetinina_History/20.htm
http://sibac.info/50-2011-12-21-06-47-18/2011-12-21-06-47-43/6477-2013-02-16-16-47-44

[2] Результаты Всероссийского опроса общественного мнения, посвященного проблемам образования: https://eot.su/node/19206
Резолюция II съезда РВС по вопросам образования: http://r-v-s.su/tags/ii-sezd-rvs
[3] О законодательной базе в области детского труда в РФ: http://letidor.ru/article/privlechenie_detey_k_trudu_v_sh_32372/
и других странах: http://www.ilo.org/legacy/russian/dialogue/ifpdial/llg/ch8/ex8-1.htm
[4] Ст. 50 Закона РФ «Об образовании»: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/50/
[5] Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30800/
[6] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149868/
[7] См. текст рабочей версии положения о проекте «Дети России - детям Донбасса»: https://docs.google.com/document/d/1a2j4eF63UcmCj1xUUrPmr_iTtGfo0pcHbv14YAD--3k/edit

[8] «В поте лица своего будет есть хлеб свой» (Быт. 3:19).
[9] Заметим «на полях», что протестантская традиция иная. Труд в ней - это способ быть услышанным извне. Знак того, что ты избран свыше, награждён благодатью Божьей. Но ты одинок, оторван даже от семейных уз - один на один с Богом. Протестантизм лежит в основании мировоззрения человека капиталистического уклада - когда-то сделавшего для человечества и его исторического развития немало значительного (национальные государства, промышленная и техническая революции и т.п.), но и породившего тяжёлые «перевёртыш-последствия» - от аскезы и смирения к беспринципному потребительству и обществу комфорта, от принципиального умаления человека за грехи своя до идеи исключительности и превосходства одних народов и индивидов над другими.

Продолжение доклада

труд, мероприятия, доклад, Гражданская ассамблея Красноярского края, РВС, Красноярск, воспитание

Previous post Next post
Up