Архитектура библиотеки. 6 мая, 2008 Рубрики: Белинка Автор: Марина Соколовская. -
Блог Белинки. Шапочное знакомство. Книги, библиотеки и...(К сожалению, источники не указаны. Поищу - Р.Б.)
"Северный читальный зал библиотеки в конце апреля временно закрыт: начался ремонт кровли - продолжается реконструкция старого здания библиотеки. Оно было открыто для читателей 7 мая 1960 года и является характерным образцом библиотечной архитектуры, восходящей как к эстетическим идеям конца XIX века, так и учитывавшей новые для середины XX столетия технологические решения при проектировании книгохранилищ.
Долгое время фасады больших библиотек напоминали о дворцовой архитектуре, хотя постепенно архитекторы стали стремиться к иным образным решениям и выявляли в композициях фасадов особенности внутрибиблиотечной планировки. Классическими примерами являются здания библиотеки св. Женевьевы в Париже и публичных библиотек в Бостоне и Детройте. Ритмическая организация фасадов этих библиотек отдаленно напоминает о ренессансных палаццо.
Старое здание библиотеки им. В. Г. Белинского принадлежит к этому промежуточному типу - “дворцово-функциональному” - библиотечной архитектуры.
В конце 1940-х годов директор Елизавета Макаровна Григорьева стала бороться за новое, более обширное здание для библиотеки им. В. Г. Белинского. К 1950 году был обследован и выделен для строительства участок на улице Белинского. В 1950 же году архитектурная мастерская-школа академика архитектора И. В. Жолтовского представила проект Государственной публичной библиотеки в Свердловске с книгохранилищем на 1 млн. томов, который был утвержден в марте 1952 года Советом Министров СССР как проектное задание. На чертежах стоят подписи Ивана Владиславовича Жолтовского и архитектора Георгия Васильевича Севана, в то время - главного архитектора проектов в школе-мастерской. (Мастерская Жолтовского создала также проекты библиотек для Новосибирска и Челябинска, и со зданием Челябинской областной библиотеки у нашего много общего, но в Челябинске главный фасад и ритмически, и объемно решен иначе; а также отсутствуют скульптуры на фасаде).
В описание проекта подчеркнуто, что это будет здание “с ярко выраженным общественным характером”. Немалую роль в этом должно было играть и его местоположение на участке: здание располагалось с отступом от красной линии, а вокруг постройки планировалось разбить сквер с клумбами и беседками. Сегодня, к сожалению, ни прекрасно устроенных клумб, ни даже скамеек перед библиотекой нет, взамен - только Памятник Человеку-невидимке, установленный в 1999 году.
Первоначальный проект Г. В. Севана поступил в Свердловск и был в дальнейшем переработан местными архитекторами и инженерами, но изменения коснулись в основном внутренней планировки и функциональной организации пространства, назначения залов, и декоративных решений.
Внутренние планы, в соответствии с техническим заданием, разрабатывали в Свердловской городской проектной конторе “Горпроект” (гл. конструктор - Клещев, проектная группа - В. Я. Рабинович и Е. Б. Яшунский) - их утвердили в августе 1952. В 1953 году началось строительство здания под авторским надзором Вольфа Рабиновича, а потом Евгения Яшунского.
Подрядчиком выступал “Свердловскстрой”, к которому инспекция Госархстройконтроля предъявляла множество претензий: и в затягивании строительства, и в неустранении выявленных недостатков, а главное - в постоянном нарушении качества строительства.
Планировалось, что завершится стройка в 1957 году, но закончилась она только в 1959.
Главный фасад решен плоскостно - украшен восемью пилястрами большого ордера с канеллюрами и лепными капителями и завершен антаблементом с карнизом и парапетной стеной со скульптурной эмблемой. Горизонтально фасад членится гранитным цоколем, рустовкой стены первого и второго этажей и скульптурными украшениями в межэтажных промежутках между окнами: в овальных нишах между вторым и третьим этажами установлено семь чугунных бюстов писателей, а между первым и вторым этажами - орнаментальная лепнина.
Как написано в первоначальном проектном задании: “Парадно и красиво могут быть решены в первом этаже помещение вестибюля с общим абонементом и выдачей книг на дом, подходы к лестничным клеткам и сами лестничные клетки, что и явится в совокупности с залами третьего этажа основой архитектурного решения внутреннего пространства здания библиотеки. Все остальные помещения библиотеки, за исключением юношеского зала, могут быть архитектурно решены весьма просто”. (На месте юношеского зала в конце концов устроили читательский каталог).
Пока сохраняются планировочная структура, заданная проектом Г. В. Севана (безкоридорная система залов вокруг ядра - десятиярусного книгохранилища), и элементы интерьера 1960 года. Особенно хороши были читальные залы с огромными окнами, кессонированными потолками, деревянными панелями стен, двухъярусными стеллажами для реферативных журналов, строгими по форме люстрами. Из первоначальных внутренних скульптур сохранился только бюст Циолковского.
2014. 27 февраля. Хроники ремонта.
Уже в 1980-е годы окна лестничных маршей были оформлены как витражи, в холле первого этажа появился еще ряд скульптурных бюстов писателей.
В конце 2001 года старое здание библиотеки признано объектом культурного наследия города (Постановлением правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 года №859-ПП)".
Также:
- Праздник ожидания праздника (Надежда Сулимова)
Таинство рождения библиотеки, история ее имени (великие буквы ББ!), архетипы и мифологемы, с ним связанные.
Неслучайная архитектура (Марина Соколовская)
«Чьи-то дороги идут мимо библиотеки, но здание библиотеки-дворца стало пространственным ориентиром квартала».
Журнал «Большая Библиотека» №2/3(9/10)-2009 - в PDF.
- У каждой библиотеки своя судьба (Ирина Овчаренко, Виктория Кабо)
Что общего у библиотек Екатеринбурга, Челябинска и Кливленда (штат Огайо, США)?
Журнал «Большая Библиотека» / №1(8)-2009 в PDF.