стр.3
Автор заметки подчёркивает: Русская литература будет преподаваться в связи с преподаванием истории, соответственно составляется программа и по русскому языку...
До сих пор, кстати, вопрос весьма запутанный... если рассматривать его с точки зрения развития литературы и эволюции русского языка...
В этой связи следует рассматривать и эволюцию учебника... Но как в учебник "заложить" историю развития знаний в той или иной области как историю этого учебника?.. или наоборот...
ГОРДИЕНКО О.В., САЛТЫКОВА Н.А. УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ШКОЛЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ В. - Проблемы современного образования. № 1, 2013.
"Особым событием в школьном образовании в целом и в преподавании русского языка в частности стал выпуск в 1915 г. книги «Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. Министра
народного просвещения». Опубликованные программы (часто называемые по фамилии министра народного просвещения того времени графа П.Н. Игнатьева «игнатьевскими») провозгласили русский язык важнейшим образовательно-воспитательным предметом, целью преподавания которого являлись:
«1) выработка в учащихся сознательного отношения к важнейшим особенностям грамматического строя родного языка, как в его настоящем состоянии, так и в историческом его развитии;
2) обогащение собственного языка учащихся новым языковым материалом и развитие в них навыков свободной, правильной и красивой устной и письменной речи;
3) развитие мышления учащихся и воспитание их эстетических чувств на материале, который, в силу своей художественной образности, наиболее доступен для непосредственного восприятия и глубоких переживаний ребенка и юноши...» [13, с. 11].
Программа занятий по русскому языку включала курс этимологии и синтаксиса (1-3 классы) и курс истории русского языка (7 класс), а также письменные работы разных видов и характера. В качестве цели обучения грамматике программа выдвигала элементарно-практическое обучение орфографии, пунктуации и основным явлениям стиля. Результатом изучения грамматики должно было быть сознательное отношение учащихся к строю своей устной и письменной речи.
Авторы программы писали: «.. .самый метод обучения грамматике должен заключать в себе начало сознательности, вследствие чего догматический метод или книжный способ преподавания грамматики, основывающийся только на памяти учеников, должен быть устранен. Никакие грамматические познания не сообщаются ученикам в готовой форме, а добываются ими путем наблюдений над фактами речи, под руководством учителя, который своими вопросами подготовляет их к выводам.. .Что же касается определений и формулированных выводов, то они служат только средством закрепления в памяти учащихся знаний в сжатой словесной форме, но отнюдь не должны заменять понимание грамматических явлений...» [13, с. 14-15]. К сожалению, как отмечает А.В. Текучев, «игнатьевские» программы никогда не были реализованы полностью, даже частичное применение их в школьной практике было кратковременным (1915-1916 гг.) [21, с. 17].
В соответствии с идеями Н.К. Кульмана и программой русского языка 1915 г. был создан один из самых популярных учебников по русскому языку для школы - «Маленькая грамматика» проф. Н.С. Державина, которая в течение 1918-1919 гг. издавалась четыре раза общим тиражом 40 ООО экземпляров. В предисловии к своему учебнику Н.С. Державин писал, что грамматика должна занимать второстепенное место в общей системе занятий родным языком, что «в основе занятий грамматикой должна лежать практическая работа учащихся над текстом» [3, с. 5]. Но в отличие от учебника Н.К. Кульмана, «Маленькая грамматика» Н.С. Державина построена на сочетании текстов, заданий к ним и теоретических материалов".
Научная библиотека КиберЛенинка:
http://cyberleninka.ru/article/n/uchebniki-russkogo-yazyka-dlya-shkoly-pervoy-treti-hh-v#ixzz3NTiGRDqR ***
Лебедев, П. А. Последняя попытка модернизации просвещения в Российской империи, [1915-1916 гг.] // Педагогика: науч.-теорет. журн. - 2006. - № 8. - C. 79-82.
(...) "Едва заняв должность министра народного просвещения, он (Игнатьев - Р.Б.) стал готовить свой аппарат к задуманной им реформе общего среднего образования, поощряя активность своих сотрудников. В апреле 1915 г. в С. -Петербурге созывается "Особое совещание по реформе средней школы". Созданные на совещании комиссии и подкомиссии под председательством министра народного просвещения разработали общие положения, на которых должна была строиться новая школа. И уже в мае 1915 г. председатели этих комиссий определили основные направления преобразований.
Динамичности работы и ее высокой продуктивности содействовало то, что в (стр. 79) подготовительных заседаниях комиссии тесно сотрудничали наиболее известные и квалифицированные специалисты в области медицины, психологии, педагогики, а также представители администрации разных уровней: от директоров гимназий и заведующих начальных школ - до видных деятелей университетского образования и депутатов Государственной Думы.
Такое широкое представительство при обсуждении коренных проблем просвещения и способов их разрешения было достигнуто впервые в истории Государства Российского. Предметные комиссии разработали учебные планы и программы единой общеобразовательной школы. Все это было сведено в сборник "Материалы по реформе средней школы", изданный в Петрограде в 1915 г. для широкого ознакомления российской общественности и достижения полной гласности предстоящей модернизации народного просвещения в России.
"Материалы по реформе средней школы" - это уникальный сборник документов. Он сослужил немалую службу при разработке последующих школьных проектов Временного правительства в 1917 г., да и в советское время был востребован при решении многих вопросов народного образования на разных этапах школьного строительства, особенно при разработке содержания в областях физического воспитания и ручного труда, предметов эстетического и естественно-математического циклов.
Модернизация народного просвещения была направлена, прежде всего, на структурные изменения самого содержания общего образования. В самом содержании общественно полезный труд и общественно-нравственные дисциплины, служащие укреплению тесной связи школьного образования с общественной жизнью, становились доминантными. Трудовой принцип обучения должен был облегчать решение главной задачи средней школы: готовить не к высшей школе, а к непосредственной практической жизни. Уже в начальной школе проектировалось ввести естествоведение и практические занятия по сельскому хозяйству. Экскурсии, работы в школьном саду и доступные детям занятия по сельскому хозяйству предлагались как средство "приближения школы к сельскому хозяйству".
Центром тяжести всей реформы становилась средняя общеобразовательная школа.
Школа должна быть: 1) национальной; 2) самодовлеющей, т.е. дающей общее среднее образование и не имеющей непосредственной целью подготовку к высшим учебным заведениям; 3) семилетней; 4) состоящей из двух ступеней: первой - с трехлетним и второй - с четырехлетним курсом обучения. Учебный год - 32 недели, летние каникулы - 2,5 месяца. В среднюю школу предполагалось принимать детей 10 - 11 лет с теми же примерно знаниями, с которыми поступали в I класс гимназии. На второй ступени с IV класса устанавливались три основных отделения: 1) с одним новым языком и с преобладанием гуманитарных предметов; 2) с одним древним и одним новым языком, также с преобладанием гуманитарных предметов над математическими и естественнонаучными; 3) реальное отделение с одним новым языком и преобладанием в одной ветви математических, в другой - естественнонаучных предметов. Во всех отделениях за русским языком сохранялся статус важнейшего предмета. Таким образом, создавались три типа средней школы: новогуманитарная, гуманитарно-классическая и реальная. Для всех отделений общими предметами стали русский язык, история, математика. Дифференциация осуществлялась в первою очередь за счет иностранных языков и естественных наук. Новым было введение физического воспитания, а также практических упражнений в естественнонаучных предметах. Предложение комиссии ввести ручной труд в качестве (стр. 80) самостоятельного учебного предмета сначала было отклонено. Однако сам П. Н. Игнатьев высказался за признание трудового принципа в обучении как воспитательного средства, способного готовить юношество к решению жизненных проблем.
Вместе с новыми учебными планами и программами для 26 учебных предметов был разработан и новый устав общеобразовательной средней школы. Отдельные требования этого устава тут же вводились в школьную практику распоряжениями министра народного просвещения, до принятия окончательной редакции Законопроекта. Так, в 1915/1916 учебном году были отменены переводные экзамены и экзамены на аттестат зрелости, отчасти ввиду условий военного времени, но более из-за намерения подобные экзамены проводить по-иному.
Новый устав предусматривал придачу большей самостоятельности педагогическому совету средней школы или учительской конференции, а также отдельному учителю в решении вопросов учебно-воспитательной работы.
Школьные родительские комитеты получали более широкие права в контроле над жизнедеятельностью школы.
Особенно озабочен был П. Н. Игнатьев реорганизацией системы профессионально-технического образования. Разделяя тревогу независимых экономистов и представителей торгово-промышленных кругов страны, министр вполне был согласен с теми из них, кто благополучие России и все ее будущее связывал с ростом производительных сил в народном хозяйстве. Он считал, что быстрый и мощный подъем экономики немыслим без широкого развития профессионально-технического образования. Разумное и длительное использование природных богатств нашего Отечества требует возможно большего числа технически образованных людей - об этом П. Н. Игнатьев докладывал Совету министров в феврале 1916 г.
Министерство народного просвещения разработало проект реформы профессионально-технического обучения, который обсуждался в 1915 - 1916 гг. на совместных заседаниях специалистов различных заинтересованных ведомств. Доказывалась необходимость значительного увеличения числа профессиональных школ, их приспособления к специальным требованиям отдельных профессий и тесной связи профшкол с предприятиями, на которых ученики проходят практику.
Проект предусматривал строгую взаимосвязь общего и профессионально-технического образования, на основе чего создавалась бы замкнутая система профессионально-технического обучения, однозначно ориентированная на решение прогнозируемых проблем промышленного и аграрно-технического развития страны. Нижнюю ступень составляли ремесленные училища на базе 4-годичной начальной школы. Они предназначались для подготовки помощников мастеров. Вторая группа производственных учебных заведений, базирующихся на 6-летней образовательной подготовке, состояла из профучилищ, создаваемых для подготовки мастеров.
Технические учебные заведения, базирующиеся на 8-летнем школьном обучении, должны были готовить технический персонал различной специализации. Вершину этой системы составляли технические и другие специальные высшие школы, обособленные от университетов и представляющие собой особую образовательную ветвь для подготовки специалистов высшей квалификации. Высшие учебные заведения подобного рода должны были стать центрами распространения научно-технических знаний среди населения.
В феврале 1916 г. был основан "Совет по делам профессионального образования в России" под председательством Игнатьева для координации деятельности научно-педагогических и административных (стр. 81), а также общественно-политических (думских) деятелей с целью разработки проектов. Результаты соответствующих реформаторских изысканий стали исходным материалом для работы уже следующего министра народного просвещения.
Идеи, разработанные единомышленниками П. Н. Игнатьева с целью модернизации общего и профессионального образования, базировались на предшествующем школьно-педагогическом опыте России и зарубежной психолого-педагогической мысли - Европы и особенно США. Они стали полезным источником для позднейших реформаторов, не утратили своего значения и в наши дни. Особенно они интересны при рассмотрении таких существенных проблем, как методология разработки проектов преобразований школьного дела, координация общественно-педагогических, научных и государственных усилий при разработке важнейших проектов по реформированию системы общего и профессионального образования России.
Попытки П. Н. Игнатьева реформировать систему народного просвещения - это важный исторический факт, свидетельствующий о том, что Российская империя в начале XX в. вошла в процесс перестройки одного из фундаментальных элементов всей структуры государства. Этот процесс обновления явился результатом изменившихся экономических, социальных и культурных потребностей. Конечно же, у реформы нашлось немало противников. На пути модернизации русской школы стояли консерваторы-бюрократы из придворных кругов. Немалые помехи создавали образовательно-воспитательные идеалы прошлого, школьные традиции. Не обходилось при этом без напоминаний о том, что Россия - часть Европы и что греко-латинское классическое наследие и для российских гимназий составляет необходимое основание общего образования.
Сам П. Н. Игнатьев указывал и на другие труднопреодолимые преграды. По его мнению, проекты не были осуществлены в основном по причинам сложности военного времени. Война потребовала напряжения всех сил и средств Российской империи. К тому же последовавшие поражения на австро-германском фронте повлекли за собой рост недовольства населения деятельностью правительства, апатию, а то и недоверие к его начинаниям.
Император Николай II, давший в начале 1915 г. новому министру народного просвещения графу П. Н. Игнатьеву согласие на его план проведения реформ общего и профессионального образования, в тот момент не мог ожидать, что будет достигнут столь существенный общественный размах при их осуществлении. Либерализм модернизации в правительстве сочли несвоевременным, а значит, министр не оправдал ожиданий, и поэтому был отправлен в отставку. А вместе с тем свернуты и почти все его реформы.
П. Н. Игнатьев, прекрасно понимая сложности исторического периода, не надеялся утвердить законом основные положения новой школы. Поэтому он пытался циркулярами и распоряжениями по Министерству народного просвещения в течение 1915 и 1916 гг. внедрить их в школьную практику "явочным порядком". С его отставкой в конце декабря 1916 г. дело столь радикального преобразования школы было приостановлено. Это была последняя серьезная попытка реформировать систему народного просвещения в условиях самодержавия. П. Н. Игнатьев покинул революционную Россию в 1917 г., умер в 1926 г.(? - см.ниже) в Канаде".
Примечания.
Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки. 1915 г. 280 страниц. - KnigaFund.Ru
К юбилеям:
Граф Павел Николаевич Игнатьев (30 июня (12 июля) 1870, Константинополь - 12 августа 1945 (?), Аппер-Мельбурн, провинция Квебек, Канада) -киевский губернатор (1907-09), министр народного просвещения Российской империи в 1915-16 гг. Сын графа Н. П. Игнатьева.