К вопросу о рынке женского труда. 1883-1884 у.г.

Sep 21, 2014 11:36

О профориентации в 1883-84 учебном году. (Из фондов Белинки)
К содержанию. II. К истории женского образования на Урале. (В рамках подготовки к 155-летию Екатеринбургской женской гимназии и 150-летию первой в Екатеринбурге публичной универсальной библиотеки)
Из Отчёта Попечительного Совета (в качестве приложения, текст разбил на абзацы, я не уверен, что эта тема будет основной, у меня нет пока и однозначного мнения по части формы подачи материала - Р.Б.): Отчёт Педагогического Совета Екатеринбургской женской гимназии за 1883-84 учебный год, сс.4,5,1,2).

"Независимо от учреждения пансиона, Попечительский Совет имеет в виду расширить деятельность женской гимназии и в другом направлении.

Вследствие предложения г.Попечителя Оренбургского Учебного Округа, в Совете рассматривается вопрос об учреждении при гимназии профессиональных классов, с целью доставить её воспитанницам подготовку к более многосторонней деятельности, нежели какая доступна для них при настоящей постановке гимназического курса.

Вполне признавая полезным и желательным такое дополнение курса для учениц, имеющих необходимсоть впоследствии добывать хлеб собственными трудами, Попечительский Совет, по всестороннем обсуждении данного вопроса, пришёл тем не менее к заключению, что женская гимназия, имея строго намеченную задачу дать своим ученицам общее среднее образование и кроме того, заключая уже в стенах один специальный класс для подготовки домашних наставниц и учительниц, не может, без ущерба этой главной своей задаче, слишком далеко расширять круг своей деятельности и задаваться целями, осуществление которых превышает её наличные материальные средства.

Профессиональные классы, для того чтоб обеспечить за своими ученицами хороший заработок в будущем, необходимо должны развивать разнообразные отрасли знания; в противном же случае, т.е. при однообразии профессий, приобретенные знания останутся без применения и плата за труд падёт до последнего минимума.
Но преподавание разнообразных ремёсел потребовало бы для своей правильной и целесообразной постановки таких условий и затрат, какими гимназия никогда располагать не может.

Тем не менее Попечительный Совет признаёт возможным прибавить к имеющемуся уже специальному педагогическому классу ещё две отарсли профессионального обучения для желающих: бухгалтерию и специальный класс рисования, преимущественно технического.

При существующем в настоящее время применении женского труда в конторах железнодорожных, страховых, банкирских и друг., правильно обучение счетоводству и точному ведению конторских книг несомненно откроет воспитанницам.ю окончившим курс гимназии, доступ ко многим должностям и облегчит в значительной степени их первые опыты на служебном поприще.

Что касается рисования, то область применения этой отрасли знания, конечно, гораздо ограниченнее, тем более что для её полного развития недостаточно ещё правильного обучения, а требуется известная доля врождённого таланта; но с другой стороны, ученицы, одарённые этим талантом и способные с успехом применить его на поприще технического и даже художественного труда, получат возможность дать этому дарованию своевременное и правильное развитие, которого они, помимо гимназии, нигде в здешних местах получить не могут.

Но для осуществления последнего проекта, т.е. для открытия специального класа рисования, необходимо предварительно изменить теперешнюю постановку этого предмета в курсе гимназического обучения.

В настоящее время рисование, как предмет необязательный, изучается весьма немногими, и из этих немногих далеко не все одарены достаточными способностями к этому искусству, следствием чего является малоуспешность, воспитанница начинает скучать этим занятием и бросает его; между тем ученицы, может быть несравненно более способные, совсем не занимаются рисованием и талант их пропадает даром.

Для устранения этой несообразности и для правильной постановки преподавания рисования, как предмета, имеющего большое воспитательное значение, необходимо исходатайствовать от высшего начальства разрешение сделать этот предмет обязательным для всех учениц четырёх низших классов гимназии.

Элементарный курс рисования в младших классах принесет несомненную пользу учащимся в ряду других общеобразовательных предметов; действительные же таланты, к концу четвертого года, могут уже достаточно определиться и получить направление к дальнейшему развитию.
_
Обсудив предложение одного из членов открыть при гимназии специальный класс рукоделия, Совет пришёл к заключению, что такой класс, несмотря на требуемые значительные затраты, не может дать желаемых результатов. Рукоделие, как предмет обязательный в курсе гимназии, без того преподаётся всем воспитанницам без исключения в пяти старших классах, причем им даётся понятие о весьма разнообразных отраслях рукоделия как-то: шитье, кройке, вязании, плетении кружев, ткани и проч. При том в городе так много швейных мастерских и заработная плата за рукодельные работы уже в настоящее время так низка, что с увеличением числа работниц нельзя будет рассчитывать на возможность этим способом приобретать достаточные средства к жизни.

В отчётном году число учебных предметов в гимназии увеличилось, вследствие предложения г.Попечителя учебного округа, обязательным для всех учениц преподаванием гигиены в VIII дополнительном классе".
Из отчёта Попечительского Совета I-й Екатеринбургской женской гимназии за 1883-84 учебный год.

Здесь я посчитал необходимым перечислить имена членов Попечитеного Совета, а позже рассказать подробнее о каждом из них, рассматривая вопрос, какую роль в формировании системы образования на Урале сыграли «объединённые» Советы…

Попечительный Совет не мог не вмешиваться в процесс формирования учебной программы, ибо, контролируя финансовую деятельность гимназии, с необходимостью должен был понимать целесообразность тех или иных расходов гимназии.
К Отчёту Педагогического Совета, где рассматривались вопросы учебного процесса, обсуждались результаты испытаний, оценивались причина успехов или неуспехов учениц, деятельность педагогов и пр., всегда прилагался Отчёт Попечительного Совета.

Выборные от Уездного Земства.
1. Председатель, Потомственный Почетный Гражданин Алексей Никитич Казанцев с 1 октября 1873 г.
2. Потомственный дворянин Николай Андреевич Клепинин от 25 февраля 1880 г.
3. Надворный Советник Петр Иванович Сысоев от 25 февраля 1880 г.
4. Надворный Советник Иван Клементьевич Савицкий от 4 февраля 1883 г.

От Губернского Земства.
5. Потомственный дворянин Здислав Иванович Миткевич от 23 апреля 1883
6. Екатеринбургский купец Николай Григорьевич Стрижев от 19 июня 1884

От города
7. Городской голова Илья Иванович Симанов с 17 мая 1884 года.
8. Коллежский регистратор Алексей Александрович Дрозжилов с 17 мая 1884 года.
9. Екатеринбургский купец Павел Михайлович Ошурков с 17 мая 1884 года.

Непременные члены:
10. Директор классической гимназии Статский Советник Павел Федотович Дмитриев с 20 июля 1881 г. (классической - мужской, Дмитриев также Председатель Педагогического совета женской гимназии. - Р.Б.)
11. Начальница гимназии, дочь Действительного Статского Советника София Августовна Тиме с 22 июня 1872 г.
(Отмечу ещё одну немаловажную деталь: в течение многих лет обязанности библиотекаря брала на себя также София Августовна Тиме (с.3) - Р.Б.)
Делопроизводителе при ПС состояла воспитательница гимназии Юлия Флориановна Жилевич, с 18 сентября 1880 года.

И последнее замечание, к которому мы тоже вернёмся позже, по части формирования самого Попечительного Совета и отношения к его деятельности властей. От каких органов власти избираются члены Совета и каким образом контролировались эти выборы и деятельность самого Совета.

"В начале отчётного года скончался член Попечительского Совета Александр Карлович Фохт.
По истечении в Феврале месяце трёхлетнего срока службы прежних членов совета от города, Городская Дума, в собрании своем от 5 марта сего года, избрала на новое трёхлетие в члены Попечительского Совета городского голову И.И.Симанова, А.А.Дрозжилова и П.М.Ошуркова. Утвеждение означенных лиц в этом звании г.Попечителем Учебного Округа последовало 17-го Мая настоящего года.
Предложением г.Попечителя Оренбургского Учебного Округа от 19-го Июня за № 1890 утвержден в звании члена Попечительного Совета И.Г.Стрижев".

Фонды Белинки, 1884, История образования на Урале, История женского образования, 1883, 2015-календарь, Историко-краеведческая лаборатория

Previous post Next post
Up