"...помимо того, что уже поведал я тебе, молодой господин, рассказывали мне и другое..."

Nov 30, 2012 02:02

Это снова про Пустыню. Пожалуй, это пока окончание того последнего по времени рассказа, что я показывал ранее. К сожалению, так получилось, что записал вот только что, а ранее... в общем, ранее не сложилось, извините за довольно большой перерыв...
Ссылки на три предыдущих эпизода - ниже. Традиционно повторюсь - тема эта достаточно специфическая, и может быть интересна далеко не всем, учитывайте это, пожалуйста.
Начало, продолжение-1, продолжение-2
Ниже и "под катом" - продолжение-3, оно же и окончание. Примечания получились достаточно объёмными, но, думаю, с ними будут понятнее некоторые детали, пусть что-то и объяснялось ранее в этом куске.

* * *

...помимо того, что уже поведал я тебе, молодой господин, рассказывали мне и другое... И пусть значительно меньше было тех рассказчиков, чем во всех предыдущих историях, но слова их не менее надёжны, чем слова прочих. Пусть и меньше было их число, но мудростью своей - да и знаниями своими - ничем не уступают они другим, кто готов был поделиться со мной историями о бредущем по пескам...

Рассказывали мне, мой господин, что способность видеть как мир живых, так и мир живущих не была дана тому, кого мы сейчас называем Нонаром, с рождения. Но была дарована ему. И тот, кто сделал ему такой подарок... Хотя вернее будет сказать - та, что одарила его...

И много есть у неё имён, и нет никого в нашем мире - да и в мире демонов - кто не слышал хотя бы об одном из них. Но имя её не то что стараются не произносить вслух лишний раз без особой на то надобности, но даже и в мыслях своих стараются избегать их... Не будем же и мы отступать от традиций, благо каждый из нас понимает, мой господин, о ком я веду свою речь...

Полагаю, никто не знает, как и почему встретились они - и, пожалуй, единственный, кто мог бы рассказать про то, это сам бредущий, но уста его надёжно хранят эту тайну - но ни у кого из тех, кто рассказывал мне про то, нет сомнений, что встречи такие несомненно были. И были они не один раз... Никто из рассказчиков не сомневался также и в том, что многому из того, в чём и чем прославился впоследствии тот, кого мы знаем сейчас, как Нонара, научила его именно она... О да, молодой господин, можно сказать, пожалуй, и так - что была она в чём-то и учителем его, и наставником...

...никто наверняка не знает и о том, отчего решила она преподнести ему такой дар... Но один из тех, кто рассказывал мне эту историю, говорил, что будто бы сам Нонар просил её однажды о некой помощи, и сочла она, что дар этот и поможет ему, и вот такой была помощь её...

Рассказывают, молодой господин, что именно она дала ему тот самый кусок некой кожи, из которой сделал он себе повязку, что скрыла глаза его, и которую мы видим на лице его с тех самых пор и поныне... Никто из рассказчиков не мог ответить мне, чья же кожа пошла на эту повязку, и есть ли в мире ещё кто, обладающий подобным... Никто не смог сказать мне и про то, сама ли кожа обладала некими свойствами, или это она наделила её таковыми... Но в любом случае повязка эта дала ему возможность видеть как мир людей, так и мир демонов, и в том ни у одного из рассказчиков сомнения не было...

...говорили мне некоторые из них, что если развернуть эту повязку к глазам одной стороной, то становится носящему её виден мир людей, и виден так ясно, словно и не нет преграды перед глазами его. И видеть он сможет не только, как человек, но станут ему видны особым образом и препятствия, что могут помешать ему, и дороги, на которых не встретит он преград, и будут ему видны и понятны некие знаки, что укажут направление для самых лёгких путей, что приведут его к целям его...

...если же развернуть повязку эту другой стороной, то станет виден тому, на чьём она лице, и чьи глаза закрывает, мир демонов... И будет виден он столь же хорошо, как если бы сам носящий её стал одним из племени порождений Мрака... И станут доступны ему те места, кои человек видеть не в силах, но которые доступны взгляду демонов, а потому и он сможет попадать туда, словно исчезая от глаз людей... И станут ведомы ему тайные тропы детей Мрака, и сможет насладиться он всеми красотами мира их - всем тем, что взгляд живого увидеть не в состоянии...

И говорили мне одни рассказчики, молодой господин, что Нонар до сих пор поворачивает ту повязку то одной, то другой стороной - от того, хочет ли он видеть мир людей, или мир демонов. Но делает это тайно, когда остаётся один, чтобы не видел никто, как и когда происходит это... Говорили они, что будучи среди людей, смотрит он через ту её сторону, что открывает ему человеческий мир. А в путешествиях своих - когда бредёт через пески вдали от людских глаз - повёрнута она другой своей стороной, той, что открывает его взгляд на мир детей Мрака...

Другие же говорили мне, что да, было так - но только поначалу. Но сейчас - и уже долгие-долгие годы - он совсем не снимает её, повернув той её стороной, что позволяет ему видеть только мир демонов, ибо, говорят, настолько был очарован он миром живущих, что забыл и думать смотреть вокруг человеческим взглядом, и не оставляет он с тех пор мир порождений Мрака, пусть телом своим и находится в мире людей...

...о да, мой господин, о да... Вопрос твой весьма кстати, и я рад, что ты задал его, и отрадно видеть мне столь умного ученика... Да, замечали то многие - что Нонар, даже с повязкой на лице, не раз вёл себя так, словно ничто не мешает ему видеть, как могли бы видеть и другие, чей взор ничто не скрывает. Но если согласиться с тем, что я только что поведал тебе, и что видеть он способен - по собственному выбору - лишь мир живущих, то как он столь свободно может жить в мире живых? Но и этому давали мне объяснение...

Видишь ли, мой молодой господин, подарки, подобные тому, что получил Нонар, зачастую обладают ещё и некими свойствами, о которых до поры может не знать не только тот, кто получил их, но и тот, кто одаривал... О, нет, не скрывать, но именно не знать. Ибо тем и отличается подарок от сделки, что получение его не вязано ни с неким договором, не требует выполнения условий, и тот, кто делает дар, не скрывает умышленно ничего из того, что известно ему о подарке, от того, кто получает от него дар... В любом другом случае полагаю я наличие сделки, но не подарка... Но то, что ты говоришь, несомненно, мой господин, и любой подарок может пойти как на пользу тому, кому он был предназначен, так и... ну, скажем, иметь некие иные последствия. Но это, мой господин, достойно отдельного разговора, и мы, коли будет на то воля твоя, вернёмся к нему в любой момент, когда ты этого пожелаешь. Пока же, позволь, я вернусь к своему рассказу...

Как сказал я, подарки, подобные этому, могут таить в себе некие свойства, о которых будет неизвестно до определённого времени никому, и примеров тому найти можно изрядно. Исключения бывают, но... пожалуй, я не наберу и на "кулак"* таких примеров. Хотя несомненно, один из них, это Посох Ветра**, которым владеет твой дядя, правитель нашего славного города. Но ты и сам достаточно знаешь эту историю, чтобы я отвлекался на неё, а потому снова вернёмся к нашему рассказу...

Так вот, те, кто говорил мне, что повязка, закрывающая лицо Нонара, наделяет его способностью видеть мир демонов, считали, что она же постепенно превращает и его самого в одного из порождений Мрака, хотя и не было известно о том наперёд ни ему самому, ни той, что сделала ему такой подарок. Говорят, тому есть достаточно пусть не прямых, но косвенных доказательств. Говорят, что именно по этой причине, что перестал он быть человеком - пусть ещё и не стал демоном - и нужно ему оберегать глаза свои от солнца, ибо потерял он способность выносить лучи его безболезненно для своих глаз... Некоторые же говорили мне ещё и о том, что за всё время, что носит он эту повязку, она уже не просто остаётся на его лице, что стала она частью его лица, и что теперь даже если и захочет он снять её, сможет сделать это лишь вместе со своей собственной кожей и плотью... Но в любом случае - и так говорят все рассказчики - природа его изменилась, и, перестав быть человеком, стал он обладать и некоторыми способностями, что присущи настоящим демонам, и одна из них - способность видеть оба мира... Да, мой молодой господин, именно так считают они - сначала повязка наделила его способностью видеть мир живущих, оградив от мира живых, а потом она же сделала и так, что перестал он быть человеком, но вновь получил возможность видеть мир людей...

Но и это ещё не всё, что слышал я о нём... Был некий человек, коего повстречал я на своём пути, когда много лет назад совершал первое путешествие своё из нашего благословенного города в Оазис ко двору дирфата***, да продлятся дни его царствования на радость народу его, да пребудет Великое озеро**** в покое, да не убудут воды его, да обойдут бури стороной земли Оазиса... И человек тот был одним из жрецов Теней Скал*****, мой молодой господин... Поведал он мне, что с позволения своего настоятеля пустился он в странствия, преследуя некую цель, о которой рассказать мне был не в праве. Признаться, и сам я тогда не горел желанием узнать больше, чем он сказал мне, ибо был я ещё достаточно молод, и культ этот вызывал во мне страхи, и был я не рад, что пути наши пересеклись таким образом, что не мог я избежать этой встречи и невольного соседства с ним... Но любопытство моё взяло всё же верх над опасениями, и мы разговорились... Не буду утруждать тебя, мой господин, рассказом о всех наших беседах, но одна их них коснулась и того, о ком я сейчас и веду речи свои...

...рассказал он мне, что обладая сей повязкой, стороны которой давали возможность видеть то мир людей, то мир демонов, сделал однажды тот, кого мы знаем сейчас, как бредущего по пескам, следующее. Однажды, прежде чем надеть её, соединил он концы её между собой, а потом и сшил их. И кожа, из которой была сделана она, срослась, словно и не была никогда разъединена, и стала одним целым. Но соединил он концы её, мой господин... Да, легче будет показать, что сделал он, но... но с позволения твоего постараюсь я сначала объяснить это словами...

Представь, молодой господин, что руки твои - это два конца некой ленты. Или пояса. Или повязки... Ладони пусть будут одной стороной её. А тыльная часть кистей - другой. Если ты соединишь руки свои так, чтобы концы пальцев одной руки касались концов пальцев другой - но не складывая при том ладони друг с другом - можно представить, что соединяешь ты эту ленту - или пояс - в некое кольцо. И ладони будут одной из её двух сторон, верно? А тыльные стороны рук - другой стороной... Но представь, что если ты перед тем, как соединить руки, повернёшь одну из них так, чтобы ладонь одной стала как бы продолжением не ладони другой руки, но тыльной стороны её, то - поверь мне - у ленты, что замкнётся в кольцо, останется лишь одна сторона.

Да, молодой господин, убедиться в этом легко. Попроси у любого своего слуги, что ждут твоих приказаний, пояс, и сделай из него кольцо так, как я объяснил тебе - поверни один из концов его другой своей стороной, прежде чем соединить концы воедино... А лучше попроси дать тебе свой пояс и булавки, чтобы скрепить его, вон ту, чья кожа, словно золотистая бронза, и чьи глаза по цвету напоминают старую медь, и которая давно не сводит их с тебя, мой господин. Доставь ей удовольствие лишний раз показать тебе своё тело и показать другим, что ты выделяешь её среди прочих наложниц... О, да, я знаю, она с готовностью отдаст своё лоно любому из придворных, и я, как и другие, тоже вхожу в их число. Но она сделает это с большим удовольствием для тебя, мой молодой господин, отдав предпочтение твоей стати и молодости, но не моим искусству любви и опыту, о которых ещё не знает... Нет, мой господин, разумеется, время утех ещё придёт, и я вижу, что тебе интереснее сейчас продолжить беседу, чем предаться... хм... другим упражнениям, в которых удовольствие познает не только ум твой, но и тело...

...так вот, как смог ты убедиться, если сложить некую ленту в подобное кольцо(1), у него останется лишь одна сторона. И тот, кто назывался жрецом Теней Скал, рассказывал мне, что и Нонар поступил также. И что повязка его стала обладать способностью показывать тому, кто носит её, и мир людей, и мир демонов, и не было уже надобности поворачивать её одной или другой стороной, ибо обе её стороны стали едины... Говорил он, что с тех пор и перестал бредущий по пескам снимать её, и что никто с тех пор больше не видел его лица...

Я не знаю, молодой господин, насколько близок к истине тот или иной рассказчик. Да и сами они - по крайней мере, те, кого спрашивал я, - положа руку на сердце, не готовы были утверждать, что именно их история и является правдой... Но как бы то ни было, но могу я согласиться с частью их доводов, ибо приняв их за истину, можно объяснить многое... Если всё обстоит так, как говорили они - а знания их и опыт делают слова их достойными внимания - если лишь телом своим бредущий по пескам находится в мире людей, но во всём остальном остаётся он в мире живущих, если мир этот привлекает его больше, чем наш, то... Многие из поступков его, многое из дел его можно объяснить этим.

И можно понять, почему столь легко расстаётся он с прошлым, и почему столь спокойно смотрит в будущее... почему, не испытывая страха, ведёт он дороги свои через пески, которых бегут и самые храбрые из людей... И станет ясно, отчего мало найдётся тех, кто с уверенностью скажет, что водит с ним дружбу, хотя многие знают его, и многие из правителей почитают за честь принять его, как гостя, в доме своём... И не возникнет вопроса, неужели не ведомы ему многие из тех чувств, что властвуют над прочими людьми?.. Ибо не знаю я тех, кто может сказать, что видел слёзы его... и не слышал я о том, что кто-то видел бурную радость его... И, думаю, не сыщется никого, кто сказал бы, что знает того, кого любил он...

Если лишь телом своим находится он в мире людей, мой господин, но в остальном он там, куда бессилен проникнуть взгляд человека... то слишком мало что держит его здесь. И если принять, что это так... то потому и не испытывает он того, что ведомо другим. И тогда, что для нас дружба, для него - лишь расположение. И что другие из людей почитают, как любовь, для него - лишь симпатия... И тогда нет ему причин держаться за прошлое, и нет причин страшиться будущего...

Но кто знает, мой господин, что в этих рассказах о нём - правда? И что - ложь?.. У меня нет ответа, молодой господин. И не думаю я, что кто-то ещё может сказать с уверенностью, только я скажу вам, где истина...

...слуги, поймавшие знак Аш-Итира, что беседа его с учеником подходит к концу, неспешно расстилали на плитах террасы ткань нового полога, смачивая его водой - дабы овеваемый ветром, дарил он больше прохлады - и готовясь поднять его, лишь будет дано на то указание... Заждавшиеся наложницы тихонько пересмеивались между собой, играя руками со струями фонтана... Племянник ноарфата, задумчиво поглаживая кожаный чехол, в котором хранились принадлежности для письма, так сегодня и не понадобившиеся ему, поднявшись до того, как встанет с подушек его учитель - как того и требовали правила приличия - присел на прохладный камень борта бассейна.

- Эргэ?..

- Да, мой господин?..

- И всё же... кто он? Человек? - Юноша вздохнул. - Демон?..

Прежде чем ответить, Аш-Итир кинул взгляд в сторону внезапно притихших наложниц, которые несомненно и слышали его рассказ, и сейчас, как и его ученик, ждали ответа. Огладив бороду, возможно, чтобы скрыть улыбку, он чуть заметно пожал плечами.

- Не знаю, мой господин, я не знаю... Он - иль-ноар - "бредущий по песку"...

---------------------------
* В данном случае "кулак" - это обозначение числа "пять", по количеству сжатых пальцев руки (раскрытая ладонь тоже может использоваться в качестве обозначения числа "пять", но есть некоторые нюансы использования "открытой" и "закрытой" кисти).
Сюда же:
"посох" ("палка") - указательный палец - "один",
"птица" - указательный и средний пальцы, образующие "V" - обозначающие число "два",
"корона" - указательный, средний, безымянный - "три",
"гребень" - указательный, средний, безымянный, мизинец - "четыре".
** Посох Ветра - посох, что был получен в дар первым правителем города от одного из богов. Сей артефакт позволяет владеющему им управлять ветрами. Передаётся по наследству от одного ноарфата к другому.
*** Дирфат - верховный правитель Оазиса (и города, и всего оазиса, как местности) и благословенного озера Шам.
Оазис - самый большой из всех известных обитаемых людьми оазисов Пустыни. Также это и одноименный город-государство, расположенный на его территории. Зачастую при разговорах, употребляя это название (Оазис), не делают различия между оазисом, как физическим местом, и самим городом. Город занимает лидирующее положение в Пустыне и стоит во главе своеобразного содружества нескольких городов-государств. При том, что в каждом городе свой правитель (ноарфат) и свои законы, существует целый ряд договоренностей (некоторые закреплены официально, другие являются, по сути, негласными традициями и соглашениями), которые строго соблюдаются каждым городом.
**** Имеется в виду Великое озеро Шам.
***** Тени Скал, Жрецы Теней Скал - гораздо южнее Оазиса, в довольно безлюдном районе Пустыни лежит скальный массив, облюбованный Тенями Тех-кто-ушел. В этот район люди стараются попадать как можно реже. Караваны стараются пройти мимо скал в светлое время суток, если же сделать это не удается, то караванщики лучше опоздают на день и заплатят в случае необходимости неустойку, чем окажутся в районе скал в сумерки, или останутся на ночлег в этом районе. Кочевые племена тоже стараются без крайней необходимости не оказываться в этих краях. Тем не менее, в скалах живут потомки тех, кто пришел в скалы вскоре после ухода Старца и обосновал здесь поселение. Они поклоняются Теням Скал, и те из них, кто может общаться с Тенями, называются "жрецами Теней Скал". Это известный и достаточно сильный культ, известный по всей Пустыне. К помощи жрецов обращались многие правители городов. Сами жрецы практически не покидают этот район, благо в окрестностях есть достаточно и растительности, и источников воды.
"Те-кто-ушел" - сложно сказать, кто это именно был. Это могли быть менее могущественные боги, демоны, иногда - маги. Иногда - даже люди. Это именно "те-кто-ушел". По той или иной причине. После них в Мире остались тени, путешествующие по пустыне в поисках тех, кто сможет или принять их в себя, или начать управлять ими. Эти тени остро чувствуют чужую боль, и вообще чужие эмоции и состояние. В зависимости от ситуации они могут погубить любое живое существо, а могут и спасти его, поделившись своей силой. Чаще всего люди от них стараются держаться подальше. Демоны чаще всего просто не обращают на них внимания. Город тысячи теней - одно из мест, где тени обитают почти как жители.
"Город, покрытый туманом" (он же Город тысячи теней) - легендарный древний город, уничтоженный в давние времена. Местоположение его остается для многих тайной, впрочем находится мало желающих отыскать его. Территория его населена тенями тех-кто-ушел. В городе можно найти различные древние предметы и орудия, многие из которых обладают магическими свойствами. Кроме того, под городом расположены еще более древние, чем сам город, катакомбы. Согласно рассказам, где-то на территории города находится и легендарная Книга, в которой собраны древние знания и рецепты, многие из которых были утеряны или уничтожены в мире людей. Ее не раз искали с целью получить если не власть над миром, то власть над людьми и демонами. Известно, что Нонар несколько раз находил ее, но каждый раз его собственные воспоминания об этих событиях обрываются, не давая составить полной картины о событиях, что следовали вслед за этим.

(1) Ну да, именно "лента Мёбиуса" должна получиться. Это я и для себя помечаю, если что...

...и снова позволю себе также дать ссылки на другие истории, касающиеся этой же темы, которые я показывал много раньше: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7)

Блаженный бродяга пустыни

Previous post Next post
Up