Шатровые каменные храмы Золотого Кольца. 2. Успенская церковь (Суздаль) 1570-е

Sep 24, 2013 10:14






Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря - уникальный образец русского зодчества XV-XVI веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату - хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля - полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.

Другие мои публикации про шатровые храмы:


02 Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря, как и большинство древних храмов обители, за свою долгую историю не раз меняла посвящения престолов и даже внешний вид. В житии преп. Евфимия Суздальского говориться, что первый игумен монастыря «поставил» три церкви: собор во имя Спаса Преображения, больничный Никольский храм и трапезную церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника. Ни одна из этих построек не сохранилась. По всей вероятности, их уничтожили в 1445 году, когда обитель была полностью разорена войском Казанского ханства, или они сгорели во время пожара 1501 года. Впоследствии их вновь отстроили. Во всяком случае, в 1525 году уже существовала теплая трапезная церковь. Предполагают, что в то время она еще сохраняла первоначальное посвящение. На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, как выглядели храмы XIV и начала XVI века.



03 О времени возведения существующей ныне церкви до сих пор нет единого мнения. В силу некоторых соображений, большая часть исследователей датируют ее концом XVI века. Впервые как Успенская она упоминается в Описи 1628-1630 годов: «…церкви каменые трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе мученик Диомид». В последней трети XVI столетия среди благотворителей монастыря особенно выделялись князья Деомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы. Известно, что мученик Диомид был святым покровителем Д.И. Черемисинова. Вполне справедливой представляется версия о том, что именно на его средства велись работы по возведению нового храма. Перед их началом престол во имя преп. Иоанна Лествичника перенесли в надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Подтверждают это мнение и архитектурные особенности церкви, о которых пойдет речь ниже.



04 По своей композиции церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой результат пересечения двух линий развития. Начало первой положил центральный столп собора Покрова на Рву (1555-1561 годы) на Красной площади в Москве. В этом же ряду стоят храмы Никиты Мученика в Елизарово (1566-1567 годы), Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле (1560-е годы) и Рождества Христова в Беседах (1599 год). Вторая линия берет начало от церкви Вознесения в Коломенском (1532 год) и продолжается в «кресчатых» четвериках Спасо-Преображенской церкви села Остров (1560-е годы, по другим донным конец XIV века) и интересующего нас Успенского храма (последняя треть XVI века). Поздним примером подобного решения является церковь митрополита Петра в Переславле-Залесском (1585 год). Соединение названных линий развития и местных традиций обусловило своеобразный облик трапезной церкви Спасо-Евфимиева монастыря. Его высокий четверик с закрестиями, к которому с юга примыкает восстановленный придел, с востока почти целиком закрыт граненой апсидой. Ее подклет украшают остроконечные ниши, напоминающие декор монастырской звонницы и церкви-колокольни Рождества Иоанна Предтечи. В нижней части граней хорошо видны «кокошники» с вытянутым верхним краем. На их поле треугольником расположены темные круги извести. Считается, что этой известью замазаны горлышки глиняных горшочков, вставленных в кладку. Правда, остается не совсем понятным, зачем понадобилось зодчему снабжать голосниками подклеты апсиды?



05 Над четвериком возвышается небольшой восьмерик, переход к которому закрыт рядами полукруглых кокошников. В их ряд хорошо «вписываются» закомары, возвышающиеся по центру каждой из стен четверика. В данном случае, они не чередуются с маленькими кокошничками, как это было сделано в архитектуре церквей в Елизарово, Беседах и на Девичьем поле. На всех них грани восьмерика украшены вытянутыми филенками, что было характерно церквей этого круга . Большое сходство обнаруживается при сравнении шатров. Успенскую церковь венчает небольшой шатер слегка «звездчатой» формы, со стрелами на гранях и ярко выраженной полицей, покрытой тесом. Эти признаки свидетельствуют о сильном влиянии церквей в Елизарово и Беседах, а также собора Покрова на Рву (вспомним, что к этому же направлению относится несколько гипертрофированная конструкция «звездчатого» шатра, сотоящего из тридцати двух граней, венчающего церковь Косьмы и Дамиан в Муроме 1564 года).




Некоторые исследователи считают, что использование такого варианта шатра, «зонтичного» свода (церковь-колокольня во имя Рождества Христова Евфимиева монастыря), мотивов плетенки и пересекающихся кокошников в декоре, а также некоторых других элементов, свидетельствует о воздействии готического зодчества и об активном участии итальянских мастеров в строительстве тех церковных ансамблей начала-середины XVI века, которые находились под покровительством царской семьи, в частности, Покровского и Спасо-Евфимиева монастыре в Суздале и церкви Косьмы и Дамиана в Муроме. Влияние западноевропейских традиций отмечалось в русском искусстве и в более раннее время. В частности, предполагается существование некого «готического» образца, использованного для создания знаменитого кадила 1469 года из Николо-Песношского монастыря (ныне хранится в Оружейной палате). Примечательно, что кадило венчает «звездчатый» шатер. Нельзя исключить и более опосредованного воздействия этих традиций, воспринятых уже через московскую школу зодчества.

Реставрационные работы по восстановлению первоначального облика и укреплению конструкции трапезного храма возобновились в 2001 году и продолжались по 2008 год. Сейчас он является частью комплекса музея-заповедника, богослужения в нем не ведутся.

Источник текста

Другие мои публикации про шатровые храмы:

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

Шатровый храм, Шатровая церковь, Церковь, Храм, Золотое Кольцо

Previous post Next post
Up