В усадьбу Поленово мы приплыли на теплоходе из Тарусы Непосредственно усадьба включает в себя 17 мемориальных зданий, построенных по проекту В.Д.Поленова в конце Х1Х - начале ХХ века. Время пощадило усадьбу: она осталась такой, какой и была задумана Василием Дмитриевичем Поленовым. Поленов оказался счастливым архитектором, так как все, что он спроектировал, через несколько лет увидел построенным.
02 Сейчас Поленово стоит в окружении высоких деревьев и только 2 просеки на Оку позволяют пофантазировать о том какие виды открывались с этого места в прошлом: "Местом для усадьбы был выбран песчаный бугор, покрытый зарастающим паром бывшего ржаного поля. С южной и западной стороны бугра открывался вид на долину реки, на озера старого русла, заливные луга, речку Скнижку с заводью Кривушей, на глушняки прибрежных зарослей, обвитые хмелем и куманикой. Влево, за сосновым бором, вид замыкали лесные пространства, справа - речное крутогорье, взрытое каменоломнями; за лугами - уездный город Таруса, расположенный на северном склоне высокого берега Оки"
03 Первый кореной житель усадьбы Поленово. Встречает на тропе от теплохода, доставившего нас на Поленовскую пристань из Тарусы
04 Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трехэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом. Знаменитый «Дом над Окой» строился по проекту самого художника как музей и мастерская для работы живописцев - товарищей Поленова и его многочисленных учеников. Большой дом красив: гармония линий, гармония объемов, гармония цветовой гаммы. Совершенство архитектурных форм несомненно. Здание Большого дома - уникальная по замыслу, архитектуре и исполнению постройка.
Та красивая культура, расцветом которой была отмечена последняя четверть Х1Х века в России, несомненно наложила отпечаток на поленовский музей. Одно из требований нового архитектурного стиля - строить добротно и добросовестно - Поленову удалось выполнить с блеском: уже более 100 лет деревянный дом «чужих рук не знал», то есть капитальных ремонтов в нем не было. У дома было еще одно назначение, которое было воплощено Поленовым с блеском: художественный музей. Все коллекции в поленовском доме разместились оригинально и интересно. Общая площадь Большого дома - 594 кв. м, экспозиционная площадь - 313 кв.м. Большой дом. 1892:
05 Белое кирпичное здание мастерской под красной черепичной кровлей построено по проекту В.Д.Поленова в 1904 году. Оно удачно вписано в архитектурный ансамбль усадьбы. Сам Василий Дмитриевич называл архитектуру своих построек "скандинавской". Правильно было бы назвать ее "поленовской", имея в виду сочетание разных стилей.
06 Мечтая о постройке отдельной удобной мастерской, В. Д. Поленов тщательно продумал планировку помещений и их назначение. В здании Аббатства, оригинальном и эклектичном, ясно просматриваются черты романского стиля. Просторное помещение мастерской имеет большое высокое окно, выходящее на север, в комнате всегда рассеянный свет. Здесь можно было, расстелив во всю ширину пола комнаты холст, работать над ним, а для того, чтобы увидеть издали большое полотно, достаточно было подняться на чердак и смотреть вниз через специально вырезанный в потолке люк. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, снабженной по бокам двумя тесанными из каменных блоков стилизованными колоннами.
07
08
09 Специфика поленовского дома такова, что можно говорить о "поленовской архитектуре". Главной удачей Поленова как автора проекта было завершение дома очень живописной крышей. Именно она придала дому его характерный, неповторимый, сразу же запоминающийся облик.
10 Необычайно сложная композиция крыши придает каждому из четырех фасадов дома непохожий друг на друга облик. Дом построен по проекту и под неустанным наблюдением Василия Дмитриевича в 1892 году. Здание деревянное, и только в 1897 году, через пять лет после окончания строительства, бревенчатые стены были оштукатурены. К архитектуре дома Поленов подошел и как архитектор и как художник - пейзажист. Дом спланирован так, что каждая из основных комнат перво го и второго этажей оснащена большого размера окнами, прекрасно их освещавшими. И из каждого окна открывался замечательный вид на Оку и заокские дали, на Тарусу, на живописную речушку Скнижку. Природа стала неотъемлемой частью интерьера дома, он жил в неразрывном единстве с ней. Это единение с природой призваны осуществлять и многочисленные балкончики и террасы - северная, южная, западная - и это еще одна редкая особенность дома.
11 Библиотека была самой красивой и парадной комнатой дома. Напротив двери стоит резной буфет, собранный из частей, приобретенных Поленовым в антикварных лавках Италии.
12
13
14 Несмотря, на то, что комната называется библиотекою, все ее стены тесно увешаны картинами
15 Привлекает внимание буфет, сделанный по чертежам Поленова.
16 Против окна, около входной двери - большой готический камин с мозаичными фризами, сделанными из местных камней Поленовым и его сестрой Еленой Дмитриевной. Роспись на камине начата Поленовым и художницей М.В. Якунчиковой (1870-1902), закончена детьми художника.
17 Интересный атракцион для детей и взрослых: ДИОРАМА - одна из последних работ Василия Дмитриевича Поленова, сделанной им в тяжелые годы голода и разрухи, вызванных гражданской войной. Поленов начал увлеченно работать над созданием диорамы в семьдесят шесть лет.
Старшая дочь художника Екатерина Васильевна так вспоминает об этом: "Отец уединился в мастерской и начал работать над переносным театром-диорамой. Диорама - по-гречески "прозрачная картина" - была придумана в сороковых годах прошлого столетия Дагерром, изобретателем фотографии. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике "Селестине". Эти маленькие картины он решил увеличить и пополнить. Работа была огромная. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта."Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!"
В бывшем лодочном сарае, называемом "Адмиралтейством" можно увидеть сие чудо, куда мы собственно и направились...
Подробная информация о музее, его истории и окрестностях, фотографии всех комнат, время работы, цены, схемы проезда и многое другое на сайтах:
http://www.museum.ru/Polenovo/main.htmhttp://polenovousadba.ru/ В усадьбу Поленово мы приплыли на теплоходе из Тарусы Все мои посты сначала выходят в моем журнале:
http://bdb-2000.livejournal.com Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций