Конечно, можно сколь угодно долго иронизировать по поводу древнеегипетских приключениях Словена и Руса, но в части новгородского крокодила рекламируемая версия Русского летописца приводит довольно убедительные сведения.
Фото из журнала
https://criminal-art.livejournal.com Правда, сведения эти не новы: об этих экзотических гадах северных русских земель я читал довольно давно, во времена моей некудрявой молодости. Возможно, это был
Мазуринский летописец - давно известный список Русского летописца XVII века, возможно - какая-нибудь популярная статья.Но - о "новгородском крокодиле".
В то время, как фараон
Джедкара усердно занимался восстановлением своего поруганного древнеегипетского хозяйства после визитов Словена и Руса, старший сын Словена - Волхов - оказался "... угодник бесам и чародей, и лют он был среди людей, и много колдовства творил бесовскими ухищрениями. Превращался он в лютого зверя коркодила, и залегал в той реке Волхове на водном пути, и не поклоняющихся ему - одних пожирал, других ниспровергал и топил." Не могучи совладать с бесовской силой, новгородцы решили его умилостивить, и принялись величать почему-то Перуном. Перун в славянской мифологии - в общем-то, громовержец, и как тот чародей умудрялся метать молнии из-под воды, и куда, мне, лично, даже на ум не приходит. Впрочем, что с него, чудилы бесовского, взять.
Проникнувшись уважением земляков, "Поставил же он, окаянный чародей, для ночных богослужений и собраний бесовских небольшой городок на некоем месте, называемом «Перыня», где идол Перун стоял."
Здесь легенда тоже соответствует археологии: урочище Перынь расположено неподалёку от селища на Прости, которое составитель РЛ - архиепископ Пахомий - указал, как место расположения Словенска Великого. И А. В. Арциховский и В. В. Седов откопали таки в середине прошлого века в том урочище древнее святилище, посвящённое, предположительно, именно Перуну. Впрочем, Пахомий, как почти местный уроженец, вполне мог иметь о том более подробные сведения, поскольку РЛ сообщает следующее:
Мы же о том окаянном волхве и чародее провели тщательное исследование и выяснили, что он был свирепо разбит и утоплен бесами в реке Волхове. И бесовским колдовством окаянное его тело поплыло вверх по реке Волхову и выброшено было на берег напротив его Волховного городка, который ныне именуется Перыня; и со многим плачем и с великою тризною поганскою погребен там был окаянный людьми непросвещенными. И насыпали над ним весьма высокую могилу (курган) по обычаю поганскому. И через три дня просела земля под окаянным тем тризнищем и поглотила мерзкое тело коркодилово, и могила его провалилась вместе с ним на дно адово.
И опять же легенда о повержении Волхова-Перуна имеет историческую аналогию: во время крещения Новгорода в 991 году по приказу воеводы Добрыни идол Перуна после свержения потащили к Волхову, побивая палками, и бросили в воду. Правда, при этом Добрыня приказал, чтобы идола сопровождали люди и палками отталкивали его от берега, если он приставать будет, но я когда-то читал версию, что поначалу идол поплыл вверх по Волхову, как и тело "коркодила". Почему ниспровергателей идола Пахомий в РЛ обозвал бесами, непонятно: вроде бы единоверцы...
О "коркодиле" помимо РЛ - вообще занятно. В Псковской 1-й летописи (ПСРЛ, т. 4) писано:
В лето 7090. ... Того же лета вышли коркодилы лютые звери из реки и путь перекрыли, поели многих людей, люди ужаснулись и молили Бога по всей земле, и [коркодилы] снова спрятались, а других убили.
То бишь, "коркодил" был не один, и их было не два и не три - несколько, так как других - по меньшей мере, двоих - убили, а остальные - тоже, по меньшей мере, двое - спрятались, исчезли. А ещё примечательно, что нападали "коркодилы" на людей не в воде, а на суше: "вышли... из реки".
Джером Горсей, английский дипломат, в 1589 году в книге «Записки о России» написал, что во время одного из его визитов в Россию в районе границы современных Польши и Белоруссии он обнаружил на берегу реки труп крокодила, но не просто крокодила, а крокодила-змею: "crocodile-serpent".
Мой любимый шпион Сигизмунд Герберштейн описал в Жемайтии - не так уж далеко от Пскова - каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с чёрным и жирным телом, имеющих не более трёх пядей в длину (55-60 см) и называемых гивоитами (Givuoites). Местные жители их довольно сильно боялись и старались задобрить обильными подношениями.
И вот, какая штука: лично знаком с человеком, которому лет 15 тому обратно в посёлке Донаурово Кировской области местный житель рассказал историю, как его жена работала на огороде, вроде бы, и вдруг закричала. Мужчина прибежал на крик и увидел животное, похожее на змею, но с четырьмя небольшими лапками. В опасности животное встало на задние лапы и хвост и зашипело. Мужчина с испугу зарубил животину лопатой, а потом труп зарыл в огороде подальше. Была эта диковина с пол-метра, может - чуть больше. Получается, что зверюшка та - вылитый жемайтийский гивоит.
Так что в части легенд хронограф архиепископа Пахомия - не просто забавное средневековое чтиво, а весьма ценный документ чуть ли не по криптозоологии. Такие дела.
Кстати, криптозоологи уверены, что "коркодилы" и по сию пору водятся глубоко в болотах Новгородской области, даже описывают следы, как птичьи, но с пятью пальцами и следами волочения. Я поискал их в сети и таки нашёл, вот они - следы "коркодилов":
Следы неведомых зверей (фотомонтаж - мой)
Шучу: это - следы бобра. Снова шучу: бобр только справа, а вот слева - следы именно крокодила.
Предыдущие статьи:
История, музыка, кино, крафт и прочее. Подписывайтесь, будет интересно!