Эх, долго ещё будут междукняжеские споры портить жизнь на Руси. Даже в специальную систему - местничество оформятся.
"Да ты чьих будешь, худородный? Не бывать тому, чтоб я под тобой ходил!" - "А сам-то ты кто? Да мои предки твоих..." - Нда...
Иллюстрация из Лицевого летописного свода Ивана IV.
В общем, вернулся великий московский князь Василий Васильевич из плена Улу-Мухаммеда, привёз с собой, как писано, пятьсот ханских людей, чтоб выкуп за князя с прочими пленными собрали и за сбором налога присматривали. И себя, конечно, не обижали. Вот на таких условиях хан Мухаммед освободил суздальских пленников. Определённо остались русские
княжества вассальными теперь уже Казанскому ханству. И вот какое дело: вину на эти несчастья возложили на великого князя: он-де Русь не защитил, сам в плен попал, а потом и татар сам на Русь привёл. Так-то да: коль великий князь, так будь любезен соответствовать. А о князе Дмитрии Шемяке как-то позабыли. А князь Дмитрий-то хана Мухаммеда не раз бивал. А к Суздалю-то князь Дмитрий и не пошёл, и полков своих великому князю не дал вопреки соглашению. А по знатности-то князь Дмитрий в аккурат после Василия Васильевича стоял на великокняжеский престол.
По возвращению великого князя из плена Дмитрий Шемяка сбежал в Углич - знал, что Василий Васильевич с него по-полной спросит за предательство. Затаился князь Дмитрий - да нисколько!
Вот удивляет, порой, насколько противоестественно сочетание личной отваги, доблести и мерзости предательства: "В лето 6954 (1446) князю же Дмитрию Шемяке вложил дьявол мысль хотеть великого княжения..." В очередной раз. Года не прошло с Суздальской битвы, в которой Дмитрий - да, предал Василия и снова захотел занять место великого князя. - Удивительно!
И не своими руками захотел Шемяка Василия убрать: послал гонцов к князю Ивану Можайскому - тоже, как и Василий Васильевич - внуку Дмитрия Донского. А гонцы те князю Ивану передали, что хан Мухаммед отпустил великого князя при условии, что сам Мухаммед займёт Москву и прочие города русские, а сам Василий Васильевич займёт Тверь, которой владел великий князь тверской Борис Александрович, зять Ивана Можайского. Каков замысел, а? Кстати, некоторые москвичи и бояре, и чернецы тоже решили от великого князя избавиться.
Заговорщики во главе с Дмитрием Шемякой дождались времени, когда Василий Васильевич отправился с небольшим количеством людей в Троице-Сергиеву Лавру, и подошли к Москве. Сообщники заговорщиков открыли ворота, и Шемяка сотоварищи вошёл в город. Естественно, первым делом взяли в плен родственников и близких великого князя и разграбили его казну и казну его матери - Софьи Витовтовны, а заодно, чтоб "два раза не бегать", и прочих богатых московских горожан - куда ж без этого? Татары, татары... Тут свои - эххх!..
После московских грабежей заговорщики пошли к Лавре, чтобы захватить великого князя. К Василию Васильевичу прибежал некий Бунко, видимо - мелкий служка Дмитрия Шемяки, и сообщил, что на Василия идут Шемяка с Можайским и ратью. Великий князь не поверил Бунко: "Врёшь ты всё! Я с братьями в крестном целовании, как такое может быть?" Бунко вытолкали от князя и избили.
Вот дивлюсь я на Василия: сколько раз Шемяка против него шёл, перед Суздальской битвой, по сути, бросил и подставил под татар, во время пленения намеревался оставить Василия в плену - как можно верить в крестное целование, которое и прежде русские князья с лёгкостью нарушали, если то было выгодно? Как можно быть таким наивным правителю государства, как? Видимо, великий князь Василий Васильевич был великим не только по должности, но и по нравственности.
Тем не менее, великий князь на всякий случай выслал сторожей в сторону Радонежа, с которой приближались войска заговорщиков. Однако, разведчики Шемяки этих сторожей заметили и сообщили о том князю Ивану Можайскому. Была разработана целая спецоперация: князь приказал снарядить возы с хворостом да холстами, в каждый воз под хворост и холсты забраться двум воинам, а третьему идти за возом, и отправить возы к сторожам. Как только первые возы - сани сторожей миновали, воины выскочили из возов и всех повязали. Никому из сторожей уйти не удалось: было то зимой "...поскольку снег тогда был девяти пядей". Моя пядь - 23 см. Девять пядей - около двух метров!
Увидев чужих военных, великий князь Василий Васильевич бросился к лошадям, но они были расседланы, тогда он бросился к церкви, где его запер инок Никифор. Некий Никита Константинович на коне решил взобраться по черковным ступеням к двери, но с коня сверзился на камни так, что "... был, как пьяный, а лицом - как мертвец". Князь Иван Можайский с войском въехал в монастырь и стал допытываться, где спрятался великий князь. Василий Васильевич, услышав голос князя Ивана, открыл двери церкви и вышел к заговорщикам с иконой в руках: "Братья! Целовали мы животворящий крест и эту икону... чтобы не мыслить и не хотеть между нами никакого лиха, а ныне не знаю я, какая на мне вина." Иван Можайский же ему ответил: "Государь! Если ты хочешь над нами лиха, будет над нами лихо. Но это делаем ради христианства и твоего откупа: видя, что мы сделали, татары облегчат откуп, что ты царю [хану] обещал". - Честно говоря, отговорка та ещё.
Великого князя Василия Васильевича привезли в Москву и по приказу Дмитрия Шемяки ослепили (вспомнил герой несчастье своего высокомерного брата - Василия Косого). Потом слепого князя с женой отослали в Углич.
Дети Василия Васильевича - князья Иван и Юрий - смогли спастись в Сергиевой Лавре и со сторонниками великого князя собрались в Муроме. Другие соратники князя Василия бежали в Литву, попутно ограбив - а как же без этого! - Коломенский уезд.
Великое княжество Московское, наконец, досталось Дмитрию Шемяке.
История, музыка, кино, кулинария, крафт и прочее. Подписывайтесь, будет интересно!