Распутин невеждой не был
Продолжение. Начало у "
Как видели Распутина его современники".
Колин Уильямс: «Большинство биографов Распутина русскими не были, и не понимали, что значит быть русскими.
Те из русских, кто писал о Распутине, либо коммунисты, либо, по крайней мере, марксисты.
Религия Распутина крайне невежественна, буквальна, объективна по сравнению с учениями крупных религиозных деятелей его столетия - Паскаля, Уильяма Лоу, Ньюмена, Кьеркегора. Это удивляет нас, европейцев; ведь сам Распутин был далеко не невежественным.
Зато он был необычайно самоуверен, но не интеллектуальной самоуверенностью Ницше; зарони в его сердце хотя бы крупицу своего скептицизма Заратустра, и разрушилась бы вся структура его личности. Царевич прозвал Распутина «новиком»; но это был не «новик», а, напротив, последыш старого мира; и немудрено, что погибнуть ему пришлось как раз накануне Октябрьской революции».
Р.Д. Минни: «Даже самые образованные люди своего времени видели в
Григории Распутине лишь проклятие, избавившись от которого можно было остановить неумолимый ход Истории. Конечно, светское общество, склонное к мистицизму и модным тогда суевериям, и должно было мыслить и действовать именно так».
Жозеф Кессель: «В час ночи автомобиль въехал в небольшой дворик дворца Юсупова. Грузный шофер в фуражке и армейского кроя пальто на меху помог Распутину и князю. Феликсу выйти из машины. Шофер суетился и слишком низко наклонял голову, словно боялся, что его узнают.
Было тихо, снег почти не скрипел под ногами. Князь Юсупов открыл дверь, за которой показалась комната с винтовой лестницей. На улицу вырвалась громкая резкая музыка.
«Не забыли»,- подумал князь, пропуская вперед Распутина.
Старец вошел во двор и первым делом принюхался, жадно втянул жаркий воздух, стараясь уловить какой-нибудь особенный запах, обещающий ему удовольствия. Затем снял свою каракулевую шапку, тяжелую шубу, подбитые мехом бахилы, закрывающие сапоги, и спросил:
- Куда идти, малец?
- Спускайтесь вниз, Григорий Ефимович, там уже никого нет.
- Хе-хе,- крякнул Распутин, входя в комнату нижнего этажа,- у тебя веселились, как погляжу.
Посреди комнаты стоял неубранный стол. Еще дымился в чашках недопитый чай, на блюдцах лежали надкусанные пирожные с розовым и шоколадным кремом; салфетки смяты и брошены так, что казалось, многочисленная компания только что спешно ретировалась отсюда, напуганная приходом важного гостя.
То, что его боятся, понравилось Распутину. Внимательным взглядом он окинул комнату и остался доволен. В глубине комнаты, над камином, его внимание привлекло замечательной работы распятие из слоновой кости. Слева на комоде стояли бутылки марсалы, портвейна, мадеры и хереса, за ними - рюмки темного стекла. Что в двух из них была накапана жидкость желтоватого цвета, старец не заметил.
- Видно, что дамочки были,- сказал неожиданно
Распутин.- Бутылки даже не открыты… Только женщинами почему не пахнет, а?
Впрочем, вопрос этот был задан тоном, не требующим ответа. Обычную настороженность старца притупили и глубокое расположение, какое он испытывал к князю, и весь вид комнаты, погруженной в полумрак, с низкими потолками, подогревающий в нем желание.
Продолжение следует…
Похожее у "
Личности, какие они".