Тулуз-Лотрек: из Маленького Сокровища в великого мастера

Oct 27, 2015 00:00




Тулуз-Лотрек: из Маленького Сокровища в великого мастера

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (далее - Тулуз-Лотрек) увидел впервые этот мир 24.11.1864 в Альби, что на юго-западной Франции. Семейство Тулуз-Лотреков относилось к старинному дворянскому роду, и было весьма знатным.



Анри рос окруженный родителями, дядюшками, тетушками, кузенами, нянями, лакеями и конюхами.Фактически он развивался не очень быстро, но всегда был живым, изобретательным и хорошо воспитанным ребенком.

Все звали его Маленькое Сокровище. Он рассказывал детям сказки на сон грядущий, писал пьесы, сам играл главные роли в домашних спектаклях и мог очаровать любого - начиная с батраков и кончая аристократическими родственниками.

Его отец Альфонс, заядлый охотник с эксцентрическими замашками, посадил Анри в седло чуть ли не до того, как тот научился ходить, и скоро Анри стал организовывать своих бесчисленных кузенов в кавалерийские эскадроны и командовать ими.

А дома Маленькое Сокровище был прилежным учеником и любил рисовать. Поля его учебников начали заполняться множеством набросков собак, птиц, батраков и солдат, расквартированных неподалеку. В оранжерее до сих пор сохранились его рисунки углем на штукатурке стен.

А на втором этаже есть стена, к которой раз в год дети вставали, чтобы отметиться, насколько они выросли. Можно проследить, как росли кузены Рауль и Габриель, пока не достигли роста взрослых мужчин. Между их отметками видна линия Анри, которая неуклонно поднималась до пятнадцатилетнего возраста, когда, достигнув 1 м 52 см, он перестал расти.

Врачи вначале считали, что это последствие перелома бедренной кости. Кость как будто бы срослась. Но 15 месяцев спустя, гуляя с матерью, Анри оступился и упал в канаву - опять перелом, опять гипс, лечение. Но ничего не помогало. Его родители в конце концов поняли: верхняя часть его туловища будет развиваться нормально, но до конца своей жизни ему придется ковылять на коротких недоразвитых ногах.

Анри стал жертвой болезни, которая сегодня известна под названием пикнодисостоз и которую в 1870 году не умели лечить. Кости ног остаются хрупкими, подверженными переломам и растут не так быстро, как у других подростков. Черты лица грубеют, губы становятся толстыми. Получилось все как в сказке, только наоборот: очаровательный принц превращался в уродливого карлика…

Он никогда не жаловался; он использует до конца отпущенные ему годы жизни. В сотнях его писем практически нет даже намека на ту горечь, которую он должен был испытывать.

Однажды, когда врачи в очередной раз уложили его в постель в тщетной надежде помочь, его навестила кузина Жанна Д’Арманьяк. Анри был очень рад ей, как он писал, но не осмеливался взглянуть на нее, потому что она была такой высокой и красивой, а я и невысок, и некрасив».

Искусство стало теперь его всепоглощающей страстью, заменив лошадей, гончих и Жанну Д’Арманьяк, в чьей жизни он уже не мог участвовать. Анри закончил курс средней школы, но все свободное время он отдавал рисованию всего, на чем останавливался его взгляд.

Когда ему исполнилось 17 лет, он начал учиться живописи у известнейших художников Парижа. Среди его соучеников был угрюмый голландец Ван Гог. Так получилось, что Лотрек стал заводилой. Он организовывал их забавы и костюмированные вечера, на которых любил появляться в костюмах мальчика-хориста или парижского бродяги.

Анри одержимо работал в течение трех лет, постигая основы живописи. В 20 лет он покинул фешенебельную квартиру своей матери и поселился с друзьями в не столь фешенебельном, но зато шумном и веселом квартале Монмартр. Вскоре он снял мастерскую и приготовился сам прокладывать себе дорогу в жизни. «К этому должен стремиться каждый человек», - писал он матери.

К 24 годам Лотрек выработал манеру письма, которая сделала его одним из величайших мастеров, способных изобразить людей и животных в движении.

Часто он сидел с альбомом на коленях, бормоча себе под нос: «Ах, жизнь, эта жизнь», стараясь передать несколькими быстрыми штрихами скачущую галопом лошадь или танцовщицу, высоко вскидывающую ноги, или толстяка, не спускающего восторженного взгляда с хорошенькой девушки за столиком кабаре.

«Фигура - это все», - говорил Лотрек. Именно на фигурах он концентрировал все внимание и почти не занимался фоном.

К 1891 году Лотрек продал газетам довольно много рисунков сатирического содержания, но все еще не избавился от чувства, что он «неудачник во всем, за что ни возьмется».

А потом Шарль Зидлер, владелец «Мулен-Руж» попросил Лотрека нарисовать для него афишу, которая помогла бы разрекламировать это заведение - большой шумный танц-бар-кабаре, в котором Анрии проводил ночи напролет.

С помощью нескольких искусных линий и ярких пятен Лотрек создал незабываемый образ лучшей танцовщицы кабаре Ла Гулю. Рядом с ней - изогнутая в танце фигура завсегдатая заведения, содержателя таверны Валентина ле Дезоссе («человека без костей). На втором плане - изображение дам и мужчин в цилиндрах, чтобы показать, какая публика посещает «Мулен-Руж», а в верхней части афиши - название кабаре большими буквами.

Сходное по тематике у " Личности, какие они" и " Художники, что они творят".















Poll Как Вы находите творчество Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа?

Тулуз-Лотрек, художники, личности, искусство

Previous post Next post
Up