Как создавалась валютная европейская система
Процесс создания европейской валютной системы ( далее - ЕВС) не проходил гладко, а был насыщен весьма драматическими моментами, которые ставили под угрозу вообще ее существование.
Так, Франция накануне вступления ЕВС в действие поставила вопрос о пересмотре системы сельскохозяйственных субсидий, существующей в «
Общем рынке». Великобритания не приняла участия в ЕВС, хотя ее фунт стерлингов и использовался в «корзине» валют для определения курса ЭКЮ. К тому же между Великобританией и ФРГ существовали сильные разногласия по вопросу обязательств для стран с «сильными» и «слабыми» валютами. Они никак не могли решить, какими должны быть эти обязательства: равными или различными.
ЕВС начала функционировать с марта 1979 г. Ее цель - служить эталоном стоимости для валют - участниц ЕВС при установлении между ними курсов обмена. Существует она в виде специальных бухгалтерских записей. Расчетная единица ЭКЮ не имеет вид банкнот. Она создается в безналичной форме, в виде записей на счетах. Наполовину она обеспечивается долларами и золотом и наполовину - национальными валютами стран - участниц ЕВС.
Но эта система не в состоянии разрешить те противоречия, которые порождены мировым валютным кризисом, различным уровнем экономического развития стран-членов, условиями конкурентной борьбы, инфляцией. Задача этой системы оказалась более узкой. Она должна помогать в разрешении ряда внутренних вопросов и противоречий в области западноевропейских
валютных отношений, уменьшить роль доллара при расчетах в рамках ЕВС и по возможности на мировом рынке, предложить миру новую расчетную единицу.
Относительно роли и значения ЕВС не было, да и сегодня нет единства взглядов у членов этой организации. На международном семинаре по проблемам ЕВС, который состоялся в июне 1979 г. в Париже, выявились две диаметрально противоположные точки зрения. Если большинство участников считало, что это слабая и опасная система, то у нее нашлись и ярые защитники.
Так, советник при ЕЭС, известный буржуазный экономист Триффин, прямо заявил, что «надо выбирать между ЭКЮ или же долларом и маркой ФРГ». «ЕВС, - подчеркнул он, - направлена на то, чтобы ослабить чрезмерную зависимость стран Сообщества от доллара и, насколько возможно, оградить внутреннюю экономику от потрясений, вызываемых расходящимися национальными реакциями на колебания и кризисы доллара». Экономист из Сити-бэнк Ван Клевелэнд, наоборот, заявил, что «ЕВС обречена на провал, если из нее будет исключена доминирующая валюта - доллар США».
Конечно, эти разноречивые высказывания и прямо диаметральные взгляды на ЕВС отражали неуверенность правительств ряда стран сообщества. Кроме того, позиция США по отношению к ЕВС была двойственной. С одной стороны, они были заинтересованы в стабильности международных расчетов для развития международных экономических отношений, а ЕВС отвечала этим целям. А с другой - создание ЕВС подрывало позиции и престиж доллара, так как предлагалась новая расчетная единица. Именно этим и определялась сдержанность США в оценке ЕВС.
Не все вопросы решались в ЕВС так, как этого хотели ее члены. Мешали постоянные, все возрастающие
противоречия между ними. Во-первых, не был решен вопрос о функционировании Европейского валютного фонда, решение этой проблемы было отложено на неопределенное время.
Во-вторых, рост курса доллара привел к значительному ослаблению западногерманской марки, но в то же время усилились позиции фунта стерлингов и французского франка, что привело к изменению условий конкурентной борьбы в ЕЭС.
В-третьих, усилились инфляционные процессы в странах ЕЭС, что затрудняло установление необходимых курсов валют и паритетов. Очевидно, не случайно бывший президент Бундесбанка Эммингер заявил в марте 1981 г. газете «Монд», что существует опасность превращения ЕВС в сообщество инфляции.
В целом создание ЕВС не оградило заинтересованные страны 9т экономических кризисов, валютных потрясений,
экспансии доллара. Их правительствам приходится постоянно следить за изменяющейся обстановкой и предпринимать меры по регулированию валютной и экономической политики. При этом широко используются пересмотры курсов ведущих валют, валютные интервенции, координация валютной политики и т. д.
Но предпринимаемые регулирующие мероприятия не приносят нужных результатов. За 1979-1984 гг. существования ЕВС было осуществлено 22 изменения курсовых соотношений валют, в том числе 12 девальваций и 10 ревальваций. Так о какой стабильности может идти речь?
Противоречия в этой системе не устранены. Французская газета «Монд» в марте 1984 г. привела выдержку из отчета МВФ за 1983 г.: «...совокупные колебания номинальных валютных курсов в течение последних четырех лет были намного более значительными, чем в течение предыдущих четырех лет. Выравнивание паритетов производилось столь часто, что если его не сдерживать в будущем, то возникнет опасность, что Европейская валютная система превратится в систему свободно «п
лавающих» валютных курсов», то есть система перестанет выполнять роль щита от валютных бурь.
Но в деятельности ЕВС имеются и определенные успехи. Ее расчетная единица ЭКЮ в связи с отсутствием долларового компонента более устойчива и поэтому постепенно расширяет зону своего обслуживания, выходя за пределы стран Западной Европы.
Итак, поиск выхода из мирового валютного кризиса 70-х годов привел капиталистический мир к Ямайской валютной системе, базирующейся все на том же долларе США, и созданию Европейской валютной системы. Но валютно-финансовые противоречия капитализма не устранены, не решен целый ряд сложных валютных проблем. Более того, с начала 80-х годов противоречия внутри этой валютной системы обострились. Печать капиталистического финансового мира вновь запестрела сообщениями о валютных потрясениях.
Доллар США в результате изменения валютно-финансовой политики американской администрации в 80-х годах пошел в наступление на валюты стран Западной Европы.
Подобное у «
Финансы и экономика».