В Билибинском районе есть традиция: в конце апреля, пока зимники ещё держатся, жители всех посёлков съезжаются в село Кепереевм на фольклорный фестиваль "Возрождение". По счастливой случайности на этот праздник попал и я.
Главная миссия праздника - возрождение традиций коренных народов, проживающих на территории Билибинского района. Отсюда, собственно и само название фестиваля.
2.
Может показаться странным, но русские являются чуть ли не самыми коренными жителями на территории современного Билибинского района. Изначально, восточное Приколымье населяли юкагирские племена. Жили охотой, рыбалкой, а также держали небольшие стада северных оленей. Русские в этих местах появились в середине XVII века, основали в низовьях Колымы несколько острогов, важнейшим из которых был Нижнеколымский. В это же время русские впервые сталкиваются с чукчами, основное место обитания которых была территория к востоку от Чаунской губы. Чтобы не увязнуть в истории взаимоотношений народов, отмечу, что к началу XVIII века юкагиры откочёвывают на территорию современной Магаданской области и Якутии. К концу столетия, которое прошло в военных столкновениях, чукотские племена перешли от мелкотабунного оленеводства и охоты на дикого северного оленя к крупнотабунному оленеводству. Отпала необходимость в военных походах на коряков, зато возникла необходимость в новых пастбищах, а также товарах. Начался период относительно мирного сосуществования и ярмарочной торговли.
Торговля - лучший дипломат и "голубь мира". На реке Малый Анюй возникает ярмарка, которая по месту её проведения получает название Островнинской или Анюйской ярмарки. В конце XVIII века несколько чукотских родов, по высшему соизволению императрицы Екатерины II, получают право на земли по рекам Малый и Большой Анюи (что примечательно, что эти земли, до этого периода, чукчи считали чужими и признавали их русскими, поэтому испрашивали разрешение на заселение). В XIX веке с юга и запада на территорию Билибинского района приходят эвены или, как их в то время называли русские, ламуты. Таким образом, с XIX века на западной Чукотке возникает синтез трёх культур русской, чукотской и эвенской.
В культуре, как и в биологии главенствует принцип - выживает сильнейший. Как бы это не звучало неполиткорректно, но существуют сильные культуры и культуры слабые, которые в конечном итоге ассимилируются. В отличии от восточной Чукотки, безлесых тундровых территорий, которые были чужды хозяйственно-экономической жизнедеятельности русского этноса, западная Чукотка - зона лесотундры и тайги, для русских, если можно так выразиться, была исконным местом обитания (русская культура - лесная культура). Поэтому при минимальной численности населения, русская культура оказывала максимально большое влияние на культуру соседей. В первую очередь, на эвенскую культуру, с которыми у русских сложились более длительные исторические связи. Образчиков русского влияния на эвенскую культуру множество, взять к примеру приветствие: "дорова" от русского "здорова". Но самое интересное, что эвенская культура, в свою очередь, в значительной степени повлияла на чукотскую культуру, при том, что численно чукчи, с начала XIX по середину ХХ века, существенно превосходили другие этносы проживающие на территории современного Билибинского района.
Традиционный уклад в жизни населения кардинально изменился в середине прошлого века, когда началось промышленное освоение Билибинского района. Это было время не только слома традиционного уклада жизни, но и расцвета национального творчества. Создавались фольклорные коллективы, проводились различные фестивали и праздники, издавалась литература на национальных языках.
В 1990-е всё пришло в упадок. А в нулевых началось "Возраждение".
3. Праздничная площадка
4.
5. Очистка площадки перед праздником
На праздник приехали делегации из всех сёл Билибинского района (Омолон, Анюйск, Островное, Кепервеем, Илирней) и самого города Билибино. Конкурсные программы проходили в устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, песенном и танцевальном жанре, а также в самом ожидаемом, кулинарном конкурсе. Фестиваль длился два дня, но самым массовым и зрелищным был второй день, воскресенье 22 апреля.
6. Летняя палатка оленеводов. В зимний период ставят меховую палатку
7. Декоративно-прикладное искусство. Преобладают эвенские мотивы
8.
С 8 утра хозяйки разожгли костры и начали готовить угощения. Впрочем, большая часть угощений была приготовлена накануне, сейчас же нужно было отварить мясо и нарезать рыбу. Апрель в Билибино чудесен: ночью заморозки, днём припекает до плюсовых температур, ветра практически нет - благодать. Потянуло дымком, захотелось мяса. В подготовке к празднику участвуют преимущественно женщины и девушки, мужчин всего несколько человек. Ближе к 11 часам работники культуры установили пневмокуклы и музыкальную аппаратуру, зазвучала бодрая музыка. Ощущение праздника усиливалось. Возле сельмага припарковался "УАЗик", мужчины достали мангалы. Это выездная торговля из Билибино.
- Занимайте очередь на шашлыки, - говорит мне мужчина. И действительно, в разгар праздника очередь возле шашлыков была внушительной.
9. Билибинская выездная торговля
Ближе к 12 дня подъехали автобусы с гостями из Билибино и праздник начался. В общем и целом фольклорные праздники на Чукотке проходят одинаково, в основе - выступления фольклорных коллективов. А вот сами коллективы в Билибинском районе и сценические программы заметно отличаются от выступлений их коллег в центральной и восточной Чукотке. Охарактеризовать выступления фольклорных коллективов Билибинского района можно одним словом - синкретизм. Вместо привычных традиционных мелодий и напевов, девочки (юношей в коллективах не было) исполняли традиционную хореографию под современную музыку. Причём этот тренд прослеживался в выступлении всех коллективов. Получилось очень органично и свежо.
10. Выступление фольклорных коллективов
11. Зрители
12. Кепервеемская библиотека организовала "Красную ярангу"
13. Детские конкурсы. "Рыбка на магнитике"
14. Луково-арбалетный тир. Пять стрел - 100 рублей
15. Перетягивание палки. "Начинаем тянуть, когда я скажу го, - говорит судья - Ради, стади, го!"
16.
17. Самая активная зрительница. Бабушка танцевала возле сцены практически весь праздник
Вторым центром притяжения стали "обжорные" столы.
- Уже можно пробовать? - спрашивает хозяйку одна из гостей праздника.
- Нет ещё, комиссия не попробовала.
Вскоре комиссия совершила обход и дегустацию, и народ дружно облепил столы с угощениями. Если где и умеют готовить....даже не так, понятие национальная кухня, именно как КУХНЯ, на Чукотке существует только в Билибинском районе. Если на других праздниках, конкурс "Лучшая хозяйка" представлен 5-10 блюдами, то здесь доходило до 40-50 блюд! Варенье из шишек лиственницы я не успел попробовать, а вот из липестков шиповника попробовал. Вкуснотища. У омолонской хозяйки Лины Ильиничны угостился глухарём. Прекраснейшая дичь, тем более, что ел глухаря впервые. Отрадный факт - присутствовала не только сервировка, но и названия блюд. Единственный момент, который портил визуальную картину - пластиковые тарелки, в деревянной посуде угощения смотрелись бы более аутентичней и аппетитней.
18. Конкурсантки на звание "Лучшая хозяйка"
19.
20. Лина Ильинична из Омолона
21. В конце праздника всех зрителей пригласили на общий танец. В отличие от центральной и восточной Чукотки, где общий танец - это когда все люди танцуют вместе, но индивидуально, на западной Чукотке - это хоровод (круговой танец, как его назвали на празднике).
Потенциал у праздника большой. Порадовало, что участие в фестивале принимают все сёла района. Не везде в полной мере сохранились традиции, но каждое село удивляет и радует по своему. Подобного районного фестиваля нет ни в одном другом районе на Чукотке. Несколько хромает организация мероприятия - это то направление над которым нужно работать, чтобы праздник стал событием окружного масштаба. Было несколько досадных промахов, которые нуждаются в корректировке в будущем: сцену нужно установить на противоположной стороне площади, потому что ровно в полдень солнце находится как раз за ней и артисты выступают в контровом свете; машина с аппаратурой должна стоять дальше от сцены, чтобы не портить картинку; праздничную площадку нужно чистить не в день праздника, а хотя бы за неделю, чтобы не было луж и грязи, когда припекает солнце и автобусы, они должны курсировать чаще, а их количество должно быть больше (пусть даже и за деньги).