Хотел начать буднично и банально: однажды в апреле мы отправились в золотую страну двух Анюев в лыжную экспедицию. Но потом вспомнил первые экспедиционные два дня, улыбнулся и...
Знаете ли в, что одной из самых сильных и массовых религий в современной России является альтернативная история? На заре студенческой юности я тоже попал в её очаровательно-пленительные дебри. Пытливый мозг студента истфака 2 курса, впитав мудрость отцов-основателей альтернативики, эмоционально эрогировал на "происки немецких историографов" и "великую историю Руси, которую безобразно исказили". С разбега в омут с головой, я погрузился в сакральное "истинное" знание. Книги по "Новой хронологии" я не читал, проглатывал. С недоверием смотрел на преподавателей-традиционалистов, которые "не знали как было на самом деле". Как влюблённая барышня доказывает разочарованной в мужчинах матери, что её избранный самый лучший на свете, так и я на дискуссионных исторических лекториях доказывал преподавателям всю прелесть новых знаний и необходимость ревизии старых. Они улыбались, доказывали, злились, но мнения моего не изменили. А потом меня отпустило.
Чтобы понять причём здесь пирамиды Тартарии, небольшой экскурс в историю. Альтернативную историю. В 1980-х годах талантливые советские математики Фоменко и Носовский, в своих публицистических трудах формируют концепцию, которую позже назовут "Новая хронология". Вкратце - мировая история начинается с XIII века и главным игроком на этом поле была империя Русь. К настоящему времени математики написали более 100 книг, общим тиражом около миллиона экземпляров, выпустили великое множество фильмов и прочей медиапродукции, посвящённой тематике "Новой хронологии". В 1990-е годы историческое поле, для народа с заниженной после распада СССР самооценкой, как чернозём для злаковых - благодатная почва, на которой взошли альтернативщики иных видов: "удлинители" истории, филологические иллюзионисты и прочие мулдашевы. Всех идеологов альтернативной истории объединяет историческое профанство и игра на этническом самолюбии. Эти две производные помноженные друг на друга дают феерический коммерческий успех и не менее феерический вброс мировозренческого винегрета в мозг обывателя. Вот именно из этой альтернативной эзотерики и были "построены" пирамиды Тартарии (Тартарией на картах 16-17 веков обозначали территорию Московского княжества и Сибирь).
А причём здесь Чукотка и лыжная экспедиция? Всё просто - на нашем маршруте стояла пирамида Тартарии.
Утро первого дня экспедиции началось на золотодобывающем руднике "Купол" со слов "Христос воскресе!". Христосований среди трудящихся замечено не было, но в столовой рудника, больше напоминающей хорошую московскую ресторацию, торжественность и праздничность светлому воскресенью придавали пасхальные куличики и крашенные яйца.
"Три года спустя", "продолжение следует", "трое в лыжах, но без собаки", "место встречи изменить нельзя" - эти и масса других газетных клише были бы уместны для пролога нашей лыжной экспедиции. Нас снова трое: Ахметов, Куксин и я, и мы снова на "Куполе". С одним нюансом, в 2015 году мы там финишировали, а в этом году с него стартуем. Но генеральная линия движения сохранилась - идём на запад. За прошедшие три года кажется ничего не изменилось: Тимур, по-прежнему, спортмарафоновский амбасадор и среди нас самый модный и экипированный последними новинками индустрии аутдор-экипировки; Лёха, по-прежнему, приготовил больше всех вкусных сюрпризов, о которых все знают, но он всё равно сумел меня удивить (уже третий раз. Так не бывает, но Лёха смог). Ничего героического и пафосного мы не придумываем, просто хотим пройти красивым маршрутом по Западной Чукотке. По ходу маршрута героика и пафос, конечно будут появляться, но исключительно в виде разнообразия монотонной жизни экспедиционеров.
2. Участники экспедиции: Алексей Куксин, Тимур Ахметов, Евгений Басов
Карты в планшеты заправляют покорители далёких планет, мы же радуемся малому - заправленным в термосы кипятком. В половине десятого ворча на снежные завалы созданные снегоуборочной техникой, мешающие волокушерам насладиться красивым лыжным стратом, выдвигаемся в путь.
3. За пять минут до старта
4. Рудник Купол
Снег - это главная тема для разговора в течение всей экспедиции. Даже не столько снег, сколько его состояние. Состояние снега возле Купола - мечта волокушера: твёрдый наст и фактически без застругов. Осознание этого факта радует и пугает одновременно, ведь чувствительные весы мироздания регулирует небесный бухгалтер, и как не молись на дебет и чурай кредит, он всё равно всё сведёт к балансу. Но жизнь волокушера, как жизнь скитальца - сегодня хорошо и слава богу, а что будет завтра - будет завтра.
Не прошли мы и двух километров, как лапка на лыжной палке Тимура, хрустнула. Ещё через какое то время сломалась и вторая. И на старуху бывает поруха - это тот самый случай. В снаряжении Тимура всё было прекрасно, но палки он попросил купить в Москве человека не сведущего. Несведущий выбрал бюджетный вариант, с которым, как с лотереей: выиграть можно, но чаще всего проигрываешь. Но разве такая малость, как сломанная лапка остановят паровоз экспедицию? Проволокой и серебряным скотчем можно аэроплан починить, не то что лыжную палку.
5. Грустный Тимур со "сломанной лапкой"
Прекрасный наст, отличная погода и снежная длиннота, уходящая в горизонт вызывают дискуссию о времени. Нет, не об абстрактном времени, как явлении ощущений событий, а о самом утилитарном: по какому времени будем жить? Купол живёт по-магаданскому времени +8 к Москве, Чукотка, соответственно, по-чукотскому +9. Коллизия в том, что существует ещё и астрономическое время - это когда солнце в зените в 12 часов, так вот, по этому самому астрономическому, мы как раз и находимся в магаданском времени. В конце-концов победило чукотское время.
6.
7. Чаёвка
Долго ли коротко ль, но мы подошли к Малахаю, самой высокой горе в окрестностях Купола. Самого рудника уже не видно, зато очень хорошо просматривается обед. Организационной тупизны, которая бывает в первые походные дни, практически нет, всё отработано годами: платка-горелка-котелок- снег-вода-доширак (сублиматы в ход пойдут с третьего дня). В схоженной команде организационное старообрядчество - великая благодать.
8. Обед
9. Лёхины вкусняшки - волшебные финики
10. Росомаха
11. Гора Малахай
Солнце жарит нещадно. Куртки едут в волокушах, иду в одной термухе. Арктика, Заполярье, они такие, "суровые". Главная забота в апрельском Заполярье не сжечь на солнце морду лица и глаза. Для первого есть крем от загара, для второго очки. Но если глаза сохранить удалось, морду всё равно не спасёшь, мажь её- не мажь. Если рвётся, где тонко, сгорает, что выпирает - нос. В конце путешествия он в лохмотьях. Первые дни мужской косметический салон работает исправно. Парни крем втирают, я полумер не знаю, просто его накладываю.
12. Крем от загара
13. Водораздел Большого и Малого Анюев
Апрель, Арктика и горы это не то же самое, что Крым, июль и пляж. Забравшись на первый перевал всё изменилось по щелчку. Пять минут назад шёл в одной термухе, пот в три ручья, а сейчас холод собачий. Снежная королева или дух Анюев, в истоки которых мы пришли, дыхнули так, что пришлось надевать куртки и маску на лицо. Ко всему прочему солнце, хоть и апрельское, но после 4 часов дня отдавать тепло категорически отказывалось.
Спуск с перевала в истоки ручья, который течёт в Малый Анюй и снова перевал, который выведет нас на водораздел с Анюем Большим. Ветер скатывающийся с сопки, удивительным образом подхватывает снежную крупу и кружит её в хороводе, создавая маленькие снежные торнадо. Поиграет с одним отпустит и в нескольких десятках метрах закрутит второй. При чём ветер дует настолько избирательно, что явление вызывает восхищение.
14. За всю экспедицию маску надевал раза 2-3
15. Снежное микроторнадо
16. Первый закат
17. Первая ночёвка
Про пирамиду Тартарии мы шутили: много, разно, образно и даже физиологично. Еретики и богохульцы-традиционалисты, не иначе. Ведь если вдуматься, то мы шли по земле древней цивилизации русичей, могулов и прочих наших славянских предков. "Ваших предков" - сказал бы татарин Тимур, но альтернативщики ему доходчиво разъяснили бы, что татары...ну вы поняли, они тоже славяне.
Нет у нас воображения, не видим следов древней цивилизации. Вместо пирамид, в сопках я видел другие формы, геометрическое название которых мне не известно, но они больше напоминали женскую грудь. Казалось бы второй день экспедиции, а уже начался процесс сублимации. Влияние Тартарии - не иначе.
18. Приближаемся к пирамиде Тартарии
19. Вот где-то в тех сопках и находится тартарская пирамида
Впрочем смех смехом, а в районе, отмеченном на гугловской карте, как "пирамида Тартарии", навигатор сделал финт ушами и нарисовал на треке марш-бросок в 3 километра в сторону "пирамиды". При этом скорость этой телепортации была 153 км/ч! Тут и неверующий уверует, а знающий воскликнет: "Ну что? Я же вам говорил!". Эх, был бы я альтернативщиком, такую историю бы написал! Но я скучный, занудный традиционалист. Чудес не бывает, - любят повторять старики-тундровики. В чудеса я верю, но в чудеса другого порядка, а в пирамиду Тартарии нет. Всё дело в слабых батарейках и плохом спутниковом сигнале. Подобные телепортации, разукрасившие стройную генеральную линию маршрута радиальными "собачьими зигзагами" ещё не раз произойдут во время экспедиции.
20. Сначала они шутили и улыбались, потом взялись за руки. Настоящая мужская экспедиция
21.
А тем временем мы спустились на Большой Анюй. Заканчивался ещё один день, в котором были красивые, но лапидарные сопочные пейзажи, тысячу раз виденные и от того не интересные. По-настоящему красиво будет завтра, потому небо и землю разделила кардиограмма Анюйского хребта.
22. Вот там, за летящей гагарой начнётся самое интересное
23. Маршрутная карта начала экспедиции