Святослав Храбрый. Пардус древней Руси.Часть 1.(захват власти).

Jun 18, 2015 18:49

На уроке истории в среднестатистической школе вы не услышите его имени. После Рюрика там сразу следует Владимир (количество часов меньше чем у английского языка). Добросовестный педагог старой закалки ещё может расскажет о жадности Игоря и мудрости Ольги. Из первых Рюриковичей соперничать по забвению в учебниках он может разве что со своим старшим сыном Ярополком. Хотя того часто упоминают, повествуя о вокняжении его младшего брата Владимира. А про нашего героя самый пытливый школьник вряд ли найдёт в любом учебнике информации больше чем на коротенький абзац.
Однако его вклад в историю трудно переоценить. Свои слова я собираюсь доказать, написав серию статей про него и тем самым отдать дань памяти великому полководцу.
Матерью Святослава была княгиня Ольга, отцом - князь Игорь. Родословье как нельзя лучше.
Известия о нём летописи очень скудны и иногда не верны. Здесь доказано, что датой рождения князя является 927 год.
Мы даже знаем одного его брата - Улеба, известного по Иоакимовской летописи, достоверность которой много раз подтверждалась, в том числе и в моих предыдущих статьях.
О его детстве известно мало, хотя есть летописный рассказ про то, как маленький княжич номинально возглавлял дружину, но его придётся рассмотреть позднее, когда речь пойдёт об Ольге.
На счёт того, что имя нашего героя славянское вопросов я надеюсь, не возникнет.
Перед сообщением о «возмужании» Святослава летопись указывает на его религиозную политику. Ольга призывала сына к крещению, он же отказывался, объясняя это так: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».
Весомый аргумент. Святослав опирался на языческую партию, которая поддерживала его притязания на престол и одновременно подчинялась что давало ему абсолютную власть и без помощи христианской религии, которая была необходима его младшему сыну. Но Святослав по той же летописи не запрещал никому принимать христианство и не чинил никаких преград, а только лишь "насмехался над тем". Это являлось продолжением политики веротерпимости при доминировании язычества, которую проводил ещё его отец.
Если Ольга не смогла обратить сына в свою веру, значит, не имела на него влияния. Это объясняется тем, что Святослав княжил в своем городе вдалеке от матери и воспитывался дружиной, которая тогда была оплотом язычества. С детства впитывая моральные ценности язычников, Святослав остался верен тому, чему ему учили в раннем детстве, и считал крещение предательством. Так почему Святослав ссылался на то, что при крещении дружина его не поймёт. Он был знаменем и лидером языческой партии при победе, которой садился на престол и правил единолично. А если бы «главный козырь» язычников перешёл бы в христианский лагерь, то вероятно не пользовался бы там успехом и может даже не стал бы князем. Он лишился бы поддержки дружины и не имел бы опоры в борьбе за власть, которая стала решающим аргументов его войне с матерью. В стане христиан он становился бы второстепенным персонажем. А так язычески боготворили своего лидера и полностью ему подчинялись в надежде на реванш за вокняжение в столице христианки. Христианской партии он был не нужен как лидер, что и предопределило его выбор. Язычники поддерживали его притязания на княжение, а христиане предпочли бы видеть и дальше княгиней Ольгу и, возможно, младшего брата, который был христианин и вероятно воспитан Ольгой и её окружением. Так же свою роль играло и то, что языческая дружина была для Святослава домом. Он с детства сохранил привязанность к ней (по сведениям той же ПВЛ его быт в походе не отличался от соратников ничем).
Где княжил Святослав при правлении Ольги?
Константин Багрянородный: «Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии».
Вроде ясно - Новгород, но Анисимов справедливо отметил, что новгородцы, перечислявшие всех своих князей  «забывают» его. Может Немогард это Ладога? Приходящие русы, могли говорить «Мы из града на Нево (так в старину называли Ладожское озеро)», т. е. Невограда(Немогарда).
 Хотя мог быть и какой-то другой Новгород.
Цветков так же предлагает свой вариант: Если считать, что Константин все-таки передал звучание топонима Немогард с минимальным фонетическим искажением, то им может оказаться некий населенный пункт в бассейне верхнего Немана - «город на Немане» («Немонгард»). В древнерусских источниках Неман часто писался как «Немон», а форма «гард» вместо «град» характерна именно для северно-славянских диалектов (например, в названии прибалтийского Старгарда, в Польской земле).
Точное местоположение первого города, в котором княжил герой этой статьи неизвестно.
Перейдём же к моменту когда Святослав взял власть в руки.
Непосредственное отношение к нашей теме имеет эпизод с призванием на Русь епископа Адальберта, представителя, начавшей всё более выделяться, западной ветви христианства.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ХРОНИКИ РЕГИНО ИЗ ПРЮМА:
«959. Король снова напал на славян, при этом был убит Титмар.
Посланцы Елены, королевы ругов, крестившейся при Константине, императоре Константинополе, прибыли к королю прося (неискренне, как позднее выяснилось) дать для этого народа епископа и проповедников.»
Отто́н I Великий, король Германии (у которого Ольга и просила епископа) отнёся к этому без энтузиазма: с оглашения просьбы посольства до прибытия «епископа ругийскго» на Русь прошло два года. К слову в страну прибыл второй «епископ народа ругов». Первый был рукоположен на рождество 959 года, однако не спешил и умер в 961. В Киев отправился Адальберт.
«961. Либутий, в предыдущем году задержанный некоторыми проволочками, скончался в 15 календы марта (15 февраля) наступившего года; ему преемствовал в посвящении Адальберт из братии Сент-Максимина, дабы быть посланным на чужбину, по наущению архиепископа Вильгельма, хотя он [Адальберт] и ожидал от него лучшего [назначения] и никогда ничего [плохого] против него не предпринимал. Его с почетом послал весьма благочестивый король, в привычной [своей] доброте снабдив его всеми средствами, в которых он нуждался, к народу ругов [руссов].
962. В том же году Адальберт, назначенный епископом к ругам (русским), возвращается назад, ибо по делу, из-за которого его послали, он не смог ничего предпринять и узрел что его утруждали понапрасну, некоторые их его людей были убиты на обратном пути, сам он спасся с большим трудом. Он был, по прибытии, хорошо принят королем, и богоугодным епископом Вильгельмом, в качестве вознаграждения за выхлопотанное им самим для него [Адальберта] столь тяжелое путешествие со многими благами и льготами принят и поддержан как брат брата; в ответ на письмо, посланное им [Вильгельмом] для него [Адальберта] императору, прибыло указание: он должен ожидать его возвращения при дворе.»
И второй и первый «епископы ругов» не спешили и не радовались своему назначению. Странно, ведь их по сути приглашали стать «просветителями»-«крестителями» государства. Может Ольга приглашала их проповедовать и поддержать её этой проповедью? А ехать «просвещать» страну, где правительница-христианка просит помощи против наследника-язычника, и правда смысла нет. Даже если всё удастся, этот наследник, когда придёт к власти «свернёт лавочку».
Так или иначе, что-то произошло и епископа выгнали из Киева, хотя судя по реакции императора, не по его вине. Стоит полагать, что Святослав взял власть в эти годы (другого объяснения изгнания я не вижу).
Русь же не попала в зависимость от католического мира и в будущем предпочла Византию, что избавило нас от европеизации и навязывания чуждой для нас культуры инородцами, включения нас в орбиту германского влияния, ибо как верно заметил Прозоров, от балтийских славян, завоёванных немцами, остались только топонимы.
Мне бы хотелось поговорить ещё про одно дело, которого бы хватило, что бы признать его великим. Когда я анализировал договоры Руси с греками мной (и не одним мной, как я полагаю)  был замечен вот какой факт: В своем договоре с греками Святослав заключает его от себя и от Свенельда: «Согласно другому уряжению, заключенному при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, цесарю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479.

Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми поданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими цесарями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными цесарями, и со всеми людьми вашими до конца мира…». ПВЛ
Его отец Игорь и Олег заключали договоры от «рода русского»:
«Согласно другому уряжению, бывшему при тех же цесарях - Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукой его, светлых князей, бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, цесарям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших князей и по повелению, от всех находящихся под рукой его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, такую дружбу объявить и утвердить ее по вере и по закону нашему..." Договор Олега(ПВЛ).
«Согласно другому уряжению, заключенному при цесарях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы - от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев, Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба, Прастен Туродов, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев, Кары Тудков, Каршев Туродов, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминдов, Ятвяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка..., Алвад Гудов, Фудри Тулбов; Мутор Утин, купцы Адунь, Адолб, Ангивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турьбрид, Фурьстен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Ингелд, Турберн и другой Турберн, Улеб, Турбен, Моны, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилий, Апубкарь, Свень, Вузелев, Синько бирич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всех князей, и от всех людей Русской земли. И ими поручено возобновить старый мир, нарушенный уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем дьяволом, и утвердить любовь между греками и русскими..."Договор Игоря(ПВЛ).
С чем же связанна такая перемена? Константин Анисимов, анализируя данные археологии,  выдвинул весьма интересное предположение: Интересно, что в пределах Русской земли "в узком смысле" и прилегающих районах, причем и на Право- и на Левобережье, археологами отмечена серия кладов с младшими монетами 950х гг., выпадение которых приблизительно датируется 960 г.По мнению археологов эти клады отражают некий грандиозный военный конфликт, охвативший Русь в указанное время. Он предположил что это Святослав воевал с «родом русским» и избавился от него. (http://ortnit.livejournal.com/74185.html)
Из договоров, очевидно, что влияние «рода» при Святославе упало, и он укрепил единоличную власть князя, чем способствовал объединению и централизации Руси.
Помимо этого есть свидетельства археологии о конфликте, не отражённом в летописи.
Летопись про 960 год и последующие до 964 молчит. В 964 Святослав по ней взял власть. Но учитывая условность летописной хронологии, возможно князь встал во главе государства в 961, когда напрямую пошёл против матери, изгнав епископа (что возможно и послужило поводом к войне, а может она была раньше, и священник нарвался на победителя-язычника). Если бы призвание миссионера вызвало бы недовольство самой княгини, которая уже опять помирилась с Византией его вы выдворили помягче. Потому епископы, получая известия о войне Святослава за престол (или его намереньях), не спешили под горячую руку.
В 961 изгнан епископ, свидетельства археологии о конфликте,  отсутствие рода русского в договоре Святослава. Если всё сложить, то выходит, что «род» при этом князе отошёл от правления государство и к нему уже не вернулся. Вероятно, многие представители были убиты, но наверняка ничего утверждать нельзя. О том, почему эти люди мешали Святославу управлять, и кто они были, я постараюсь ответить в статьях про Ольгу.
Святослав же подошёл к главному делу своей жизни - войне с Хазирией, о которой мы и поговорим в следующей части.

Борьба язычества и христианства на Руси, междоусобицы, Ольга, Святослав Игоревич, князья киевские, Киев, Улеб Игоревич, князья Руси

Previous post Next post
Up