Оригинал взят у
vladimirdar в
Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. Часть 4.
Всего 59 фото
Это заключительная четвертая часть моего репортажа с выставки "Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны". Она будет самой трагичной и пронзительной, поскольку в этой части я сосредоточил всю информацию об их смерти и духовном подвиге и как они были связаны в этом друг с другом.
...Положение генерал-губернаторши давало великой княгине широкую возможность для дел общественного призрения. Самое значительное дело в этот период - Елисаветинское благотворительное общество, учрежденное специально для того, чтобы... «…призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных…». Основанное в январе 1892 г, исключительно для столицы, и распространившее в конце того же года и на всю Московскую губернию, Елисаветинское общество встретило теплое сочувствие среди москвичей, что дало ему возможность в короткое время образовать Елисаветинские комитеты при всех 224 московских церковных приходах и открыть таковые же во всех уездных городах Московской губернии» (журнал «Детская помощь», 1894 г.). Деятельность Общества была тщательно спланирована и охватывала детей различных возрастов, обеспечивая их будущее.
02.
В 1895 году Сергей пережил страшное событие - Ходынскую трагедию, когда на Ходынском поле во время коронации Николая II в давке погибли 1379 и было покалечено более 900 человек. Народная молва поспешила обвинить великого князя в этом ужасном событии…, прозвав его «князем Ходынским»… Противники Сергея Александровича тут же использовали «Ходынку» как повод к требованиям его отставки, однако в том же 1896 году он был назначен командующим войсками Московского военного округа…
1 января 1905 Сергей Александрович покинул пост Московского генерал-губернатора, но остался во главе войск округа, став Главнокомандующим войсками Московского военного округа.
Великий князь поддерживал правительственные профсоюзы (зубатовщину) и монархические организации, был оппонентом революционного движения. Он был решительным противником конституционных преобразований. Сергей Александрович противодействовал попыткам министра внутренних дел князя П. Д. Святополк-Мирского ввести в России народное представительство. В декабре 1904 года совместно с С.Ю. Витте он убедил Николая II вычеркнуть из высочайшего указа пункт о «выборных представителях населения». После Событий 9 января 1905 года оппозиция объявила Сергея Александровича и его брата Владимира Александровича главными виновниками применения военной силы. Во дворце Сергея Александровича в Петербурге были выбиты окна. Боевая организация партии эсеров вынесла ему смертный приговор.
03.
С началом русско-японской войны Елизавета Федоровна организовала Особый комитет помощи воинам. При этом комитете в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов. Там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви. Там же 4 февраля 1905 года и застал Елизавету Федоровну страшный взрыв, разрушивший «до основания» ее семейную жизнь.
4 февраля 1905 года, около 3 часов пополудни, великий князь отъехал в карете от Николаевского дворца в Кремле; при подъезде к Никольской башне был буквально разорван бомбой брошенной членом «Боевой организации партии социалистов-революционеров» Иваном Каляевым. Елизавета лично собирала останки ее мужа, фактически разорванного при взрыве на части. А позже, повинуясь неосознанному порыву пришла к Каляеву с прощением от имени Сергея Александровича за совершенное его варварское убийство… В своём слове утешения Елисавете Феодоровне пред богослужением митрополит Владимир назвал великого князя «мучеником».
04.
Московские ведомости об убийстве великого князя Сеергея Александровича.
05.
Французская пресса о теракте в Москве
06.
На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть».
- «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» - ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался. Все же Елизавета Федоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из тюрьмы, она сказала: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.
La Petit Parisien о посещении вдовы великого князя Сергея Александровича террориста Ивана Каляева
07.
С юности Элла была пленена образом католической святой ХIII века, Елизаветы Венгерской. Она так же, как принцесса Гессен-Дармштадтская, происходила из королевского рода, и в 14 лет была выдана замуж. Все свободное время помогала нуждающимся, раздавала свое имущество для этой цели, и кроме того взяла на себя особое попечение о прокаженных. После гибели мужа в шестом крестовом походе Елизавета Венгерская целиком и полностью посвятила свою жизнь делам милосердия и принесла монашеские обеты, вместе с несколькими служанками. Последние годы она работала в построенной ею больнице для бедных.
Бельский Л.П. Легенды и повести о святой Елисавете Венгерской ландграфини Тюренгенской. 1910 год.
08.
Очевидно эта история, глубоко запавшая в душу юной принцессе и произошедшие ужасные сходные события с мужем, подвинули Елизавету на создание будущей Марфо-Мариинской обители.
09.
Пелена. Россия. Начало XX в. Штоф, шелк, саржа, нить золотная, нити шелковые, бахрома, жемчуг, камни драгоценные; ткачество, шитье. Покрывало гроба великого князя Сергея Александровича в Андреевской церкви Чудова монастыря с 1905 года по 4 июля 1906 года.
10.
Икона (рельеф). «Снятие с креста». Россия. XVI в. Дерево; резьба, темпера яичная.
Из усыпальницы великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре.
11.
Предметы из захоронения великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре:
Крест ордена Святого Георгия VI ст. На ленте-колодке. Золото, лента репсовая; штамп, гильотировка, эмаль, ткачество. Принадлежал великому князю Сергею Александровичу.
Крет-мощевик с тремя съемными кольцами.
Образок со съемным кольцом.
Мощевик.
Кольцо с гравированной надписью «29 апреля 1877 г.».
Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль».
12.
Манифест Николая II с упоминанием убийства великого князя Сергея Александровича.
13.
Елизавета Федоровна возглавляла уже в это время Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.
Свидетельство комитета для усиления средств Елисаветинской общины сестер милосердия РОКК на имя Котовой Лидии Георгиевны. 8 мая 1899 г. ЕСПО. Автограф М.А. Васильчиковой.
14.
15.
Великая княгиня Елизавета Федоровна. Фотография. Май 1914 г.
16.
Подвижницы милосердия
17.
Почетные знаки общины
18.
Знак Первой степени Елизаветинского общества Благотворительного общества в Москве и Московской области, пожалованный Софии Александровны Щербатовой, подписанный Елисаветой Феодоровной.
19.
20.
«Образ Христа Спасителя, исполненный В.М. Васнецовым на могилу нижних чинов Л.Г. Семеновского Полка, павших при исполнении долга службы во время вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года».
21.
Вскоре после гибели Сергея Елизавета продала свои фамильные драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская Обитель Милосердия.
Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала
Хитров рынок - самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие своего превозношения над обитателями трущоб.
22.
Фотографии о работе Марфо-Мариинской обители.
23.
Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия великая княгиня Елизавета Федоровна. Фотография. После 1910 г. Гос. архив РФ.
24.
Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия великая княгиня Елизавета Федоровна с четками. Фотография. 1913 г. Гос. архив РФ.
25.
Лист вложенный в альбом с художественной композицией. В нижней части листа размещено изображение ворот Марфо-Мариинской обители, в верхней - образ святой, парящей в небесах с готической архитектурой. Н.Я. Тамонькин. Гос. научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева.
26.
22 мая 1908 г. на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества XII-XIV вв.
Портрет А.В. Щусева и В.В. фон Мекка. 1908-1912 гг. Фотография, снятая в период строительства Марфо-Мариинской обители.
27.
Марфо-Мариинская обитель. Детали. А.В. Щусев (в центре).
28.
29.
Так Марфо-Мариинская обитель выглядит в настоящее время. Фото с "Голгофы".
30.
Покровский собор Марфо-Мариинской обители
31.
32.
Роспись М.В. Нестерова в Храме Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители.
33.
34.
Вы можете ознакомится с моим подробным репортажем
"Марфо-Мариинская обитель или Одна история об ангеле земном".
35.
Однако, возвращаемся на выставку...
36.
37.
На выставке выделено значительное место для живописной иконы Преподобной (благоверной княгини) Ефросиния Московская и артефактам связанным с именем Московского Митрополита Ермогена. Оба они причислены к лику православных святых.
38.
С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?
Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В судьбах Ефросинии и Елизаветы действительно прослеживатся много общего - истинная вера, подвижничество, сострадание, помощь слабому и немощному... Однако, как говорится, "это уже совсем другая история...".
Преподобная (благоверная княгиня) Ефросиния Московская
39.
Молитва святой преподобной Ефросинии
40.
Московский Митрополит Ермоген прославлен в лике святых в воскресенье 12 мая (25 мая по новому стилю) 1913 года (год 300-летия Дома Романовых, за несколько дней до прибытия царской семьи в Москву) как священномученик.
41.
Хоругвь двусторонняя, с изображением Образа Казанской Божией Матери и Святителя Ермогена.
42.
Иконы «Святитель Патриарх Ермоген». Ростов. Начало XX в. Эмаль, медь, бархат. ГИМ.
Образки «Святитель Ермоген». Россия. Начало XX в.
43.
11 и 12 мая 1914 года в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооружённую иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны; торжества возглавил митрополит Московский Макарий (Невский), также присутствовали великая княгиня Елисавета Феодоровна.
Модель раки для мощей Святителя Патриарха Ермогена. Россия. 1913 г. Медь, дерево, стекло, перламутр; тиснение, резьба, скань, литье, эмаль, серебрение, золочение.
44.
45.
Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны. Юон К.Ф. 1910-е гг. Холст, масло.
46.
Ангел печали и Святая Варвара
47.
Ангел печали. Эскиз мозаики в арке над криптой церкви в Новой Черногории. Нестеров М.В. 1900 г. Холст, масло.
48.
Святая Варвара Илиопольская (умерла в 306 году) - христианская великомученица. Жила в Малой Азии при императоре Максимиане. Была обезглавлена за свою веру. Ее мучители и палачи были сожжены молнией.
Святая Варвара. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. Нестеров М.В. 1894 г. Холст на картоне, масло.
49.
Великая княгиня отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия и отслужил молебен. Через полчаса после отбытия патриарха Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению Ф.Э. Дзержинского.
В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли: великий князь Сергей Михайлович, князь Иоанн Константинович, князь Константин Константинович (младший), князь Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей, Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича, сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).
Святители и священномученики.
50.
Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника (головного платка с вырезом). Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось разрывающее душу пение молитв великой княгини.
51.
52.
53.
54.
31 октября 1918 года белые заняли Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. С наступлением Красной армии тела мучеников несколько раз перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий. Оттуда два гроба - великой княгини Елизаветы и сестры Варвары - были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гробы прибыли в Иерусалим. Погребение в январе 1921 под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества в 1888 году.
Икона. Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918 гг).
55.
56.
57.
58.
Часть мощей Елисаветы Федоровны находится в Марфо-Мариинской обители в Москве, что на Ордынке.
59.
Наверное, необходимо заключительное слово, однако скажу только одно - такие выставки помогают лучше понять себя, свою страну, ее духовные основы, дают силы, волю и веру жить, преодолевая трудности и препятствия. Все мы на Пути, и на нем, как и на Пути нашей страны много еще всего того, что нужно преодолеть, призревая гнев и боль потерь, преодолевая себя, свои страдания, совершая отважные попытки остаться в гармонии с самим собой и Миром.
Источники и дополнительные сведения
Журнал "Нескучный Сад" №3 (14); сотрудник Института Европы АН РФ священник Василий Секачев.
"Приходская газета". Е.Ланская. Великая княгиня Елизавета Федоровна, новомученица российская.
Материалы выставки
Википедия
© Vladimir d’Ar
Часть 1 Часть 2 Часть 3