Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. Часть 2.

Dec 07, 2015 16:33



Всего 70 фото

Это вторая часть моего репортажа с удивительной выставки "Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны", что проходит сейчас в Историческом музее в Москве. Первая часть, третья часть. Продолжим, однако...

Элла не стала отстраняться от русской действительности, и с первых дней пребывания супругой Сергея уже сострадала российским крестьянам в их имении Ильинское, куда молодожены удалились после пышной свадьбы; заставила своего мужа вскоре открыть там больницу с акушерским отделением, истово и во многом заботилась о простых окружавших ее людях. Сразу же после приезда в Россию Елизавета начала учить русский и вскоре говорила на нем практически без акцента. Она была очень красива, считаясь одной из двух лучших красавиц Европы. Однако ее фотографии не передают до конца ее, уже можно сказать духовной красоты. Современники сразу отмечали ее эту самую возвышенную и духовную красоту, которую фотография часто передать не может. Однако, вот это - заглавное фото, сделанное Г.С Мендельсоном, по моему мнению, - как раз тот самый случай, когда фотограф сумел передать это её всеобъемлющее возвышенное духовное качество проявленное внешне - на нем великая княгиня как бы светится неземным светом. Елизавета обладала очень приятным голосом, хорошо пела, рисовала, составляла с большим вкусом букеты цветов. Живое чувство юмора и такт привлекали ее собеседников. Она горячо верила в Бога, и, будучи еще протестанткой, вместе с мужем посещала православные богослужения.
В 1888 году Елизавета с мужем посетила Святую землю. Это паломничество произвело на нее очень глубокое впечатление. В храме святой Марии Магдалины у подножия Елеонской горы она сказала тогда: «Как бы я хотела быть погребена здесь!» Ее пророчество исполнилось: сейчас ее мощи и мощи ее келейницы Варвары Яковлевой, пострадавшей вместе с нею, лежат в этом храме. У Гроба Господня Елизавета много молилась за Россию, за свою семью... Это время было временем духовного поиска. …Перед Елизаветой сам собой встал вопрос о переходе в Православие.

Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны. Мендельсон Г.С. 1888 год. Фотография. С автографом «Елисавета». Музей-усадьба «Архангельское».
02.



Письмо императора Александра III великому князю Сергею Александровичу. Гатчина. 17 ноября 1888 года. «…Знаю, как тяготит тебя мысль, что жена твоя не принадлежит нашей церкви, но я вовсе не теряю надежды, что эта заветная моя мечта, когда ни будь сбудется… и станет действительно русской, благоверной нашей Великой Княгиней…».
03.


На это великой княгине было трудно решиться. Елизавету мучила мысль, что отец и все родные не поймут ее шага, будут объяснять его соображениями положения в свете, подчинения воле мужа и т.п., что и произошло позже… Таинство Миропомазания Елизаветы было совершено в Лазареву субботу 1891 года.

Не могу не выложить чу́дный портрет великой княгини кисти Фридриха Августа фон Каульбаха (на выставке его, конечно, нет). Но именно в нем, как нельзя лучше, по моему мнению, выражен тот самый внутренний духовный свет Елисаветы. Думаю этот портрет только дополнит и раскроет внутренний мир Елизаветы Федоровны (в рамках осмотра выставки), которым так восхищались ее современники.
04.


05.



Предметы со стола императора Александра III в Гатчинском дворце:

Пресс для бумаги. Мраморный оникс. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана РАН. Со стола императора Александра III в Гатчинском дворце.
Стакан граненый. Горный хрусталь. Петергофская гранильная фабрика. Рубеж XIX-XX вв. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана РАН. Со стола императора Александра III в Гатчинском дворце.
Ваза на ножках. Нефрит серый. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана РАН. Со стола императора Александра III в Гатчинском дворце.
Вазочка резная в китайском стиле. Родонит. Петергофская гранильная фабрика. 90-е гг. XIX в. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана РАН. По проекту директора фабрики Гуна. Из комнат императора Александра III в Гатчинском дворце.
Ковш резной в русском стиле. Петергофская гранильная фабрика. 1890 год. Горный хрусталь. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана РАН.
06.


Ковш резной в русском стиле. Петергофская гранильная фабрика. 1890 год. Горный хрусталь. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана РАН.
07.



Поднос. г. Москва. 1884 год. Фирма П. Овчинникова. Серебро; золочение, чернение, литье, резьба. ГИМ.
08.


Часы консольные. Санкт-Петербург. Первая треть XIX века. Бенджамин Гайнам (Хинам). Бронза, дерево, эмаль; золочение, фанеровка, интарсия, гравировка, роспись. ГИМ.
09.


10.



Сергей и Элла много времени проводили вместе в их имении Ильинское. На выставке представлено много соотвествующих экспонатов того времени как окружающих их, так и вообще, характерных для того времени.
11.



Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. Алексеев Ф.Я. 1810-е гг. Холст, масло. Гос. Третьяковская галерея.
12.



Майские цветы. 1894 г. Борис-Мусатов В.Э. 1870-1905 гг.
13.



Лизанька и Дашенька. Боровиковский В.Л. 1794 г. Цинк, масло. Гос. Третьяковская галерея.
14.


15.



Столик гостиный с фигурной крышкой. Россия. Вторая половина XIX века. Береза, столярная работа, резьба. Музейно-выставочный комплекс МО «Новый Иерусалим».

Стулья в стиле «Чипэнддейл». Россия. Начало XX века. Красное дерево. Музейно-выставочный комплекс МО «Новый Иерусалим».16.



За чтением. Портрет великого князя Сергея Александровича. Лемах К.В. Село Ильинское. 1886 г. ЕСПО.
17.



Альбом автографов гостей имения великого князя Сергея Александровича «Усово». Усово. 26 августа 1892 года - 31 октября 1904 года. ГИМ.

Вид Усово и окрестностей. А.В. Акварель. ГИМ.18.



Платье визитное. 1890-е гг. Из собрания А. Васильева.
19.



Лампа керосиновая настольная. Берлин. Конец XIX века. Оловянный (?) и медный сплавы, цветное и прозрачное стекло; литье, фабричная работа. Собрание В.А. Кондрашиной. Из Звенигородского детского приюта Елизаветинского благотворительного общества.
20.



Мебель игрушечная. Начало XX века. Московская губерния. Звенигородский уезд. Вяземское складочно-потребительское общество. Педдиг, метал, плетение. Педдиг - нитевидные прутки камыша с удаленным глянцевым слоем. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.

Удостоверения №43 и 53, выданные Отделом Всероссийской кустарно-промышленной выставки в Санкт-Петербурге, крестьянам Московской губернии М.Е. Солдатову и С.Ф. Маклыгину. 5 марта 1902 года. Бумага, печать, рукопись, чернила. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.
21.


22.



В 1891 году, когда Елизавета приняла православие, Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Это была серьезная перемена всего уклада жизни для Елизаветы. Она стала первой светской дамой Москвы. Переезд из Петербурга в Москву, необходимость активно участвовать в светской жизни, бывать на приемах и концертах и устраивать их у себя - все это подорвало здоровье Елизаветы. У нее начались мигрени. Те же злые языки объясняли ее болезненность страданиями из-за нетрадиционной ориентации мужа, его жестокости бесчувственности по отношению к ней…

Бюст великого князя Сергея Александровича. Бернштам Л. Бронза. ГИМ.
23.



Однако она любила мужа. Из многочисленных писем, в том числе и своей бабушке - королеве Виктории, Елизавета постоянно рассказывала о своих чувствах к Сергею и, что она совершенно счастлива с ним.

Этот период был очень тяжким для нее и еще по одной причине. Сначала умерла жена великого князя Павла Александровича. Сергей Александрович и Елизавета Федоровна очень дружили с этой семьей. Это было сильное потрясение для них. Умирающая родила недоношенного ребенка, которого выходили в Ильинском. Впоследствии великий князь Павел попал в опалу из-за своего второго морганатического брака, и двое его детей царской волей были переданы на воспитание Сергею Александровичу и Елизавете Федоровне…

А вскоре умер и отец Елизаветы. Она очень любила отца и тяжело переживала его смерть. Ее здоровье еще ухудшилось. Чтобы прийти в себя, она вместе с мужем совершила путешествие по Волге, а через некоторое время они посетили королеву Викторию...
24.


Серия рисунков из альбома «Виды церкви, жилых и парадных комнат в доме московского генерал-губернатора». Бумага на картоне; акварель, белила. ГИМ. Дар Великой княгини Елизаветы Федоровны.
25.



Собственная гостиная великой княгини Елизаветы Федоровны. Овчинников П.Я.  Лист из альбома «Виды церкви, жилых и парадных комнат в доме московского генерал-губернатора». 1902 г.
26.



Кабинет великого князя Сергея Александровича. А.П. Барышников. 1902 г.
27.



Туалетная комната великого князя Сергея Александровича. Нивинский И.И. 1905 г.
28.



Будуар великой княгини Елизаветы Федоровны. Нивинский И.И. 1905 г.
29.


30.



Портрет великого князя Сергея Александровича. Фотография.
31.



Награды великого князя Сергея Александровича:

8. Записка императора Александра III о награждении великого князя Сергея Александровича орденом св. Владимира I степени. Москва. 1893 год.
1. Звезда ордена св. Александра Невского. Серебро, эмаль. ГИМ.
2. Звезда ордена св. Владимира I степени. Серебро, эмаль. ГИМ.
3. Знак ордена св. Владимира VI степени. Золото, эмаль. ГИМ.
32.


4. Звезда ордена Белого Орла. Золото, серебро, эмаль. ГИМ.
5. Знак ордена Белого Орла. Золото, серебро, эмаль. ГИМ.
6. Звезда ордена св. Станислава I степени. Золото, серебро, эмаль. ГИМ.
7. Знак ордена св. Станислава I степени. Золото, эмаль. ГИМ.
33.

34.



11. Звезда ордена св. Губерта.  Серебро, золото, алмазы. ГИМ.
12. Знак ордена св. Губерта. Серебро, золото, алмазы. ГИМ.
13. Звезда ордена св. Стефана. Серебро, золото, алмазы. ГИМ.
14. Знак ордена св. Стефана. Серебро, золото, алмазы. ГИМ.35.



15. Звезда ордена Эрнестианского Дома, Саксен-Кобург-Гота. Серебро, эмаль. ГИМ.
16. Знак ордена Эрнестианского Дома, Саксен-Кобург-Гота. Золото, эмаль. ГИМ.
36.


9. Медаль «В память коронации императора Николая II». Серебро. ГИМ.
10. Медаль «За труды по всеобщей переписи населения». Металл. ГИМ.
37.

38.


39.


40.



6. Меню ужина на балу, данного московским генерал-губернатором великим князем Сергеем Александровичем в ходе торжеств по случаю коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Москва. 20 мая 1896 года.41.



1. Меню завтрака в Светлый Вторник, данного московским дворянством в честь императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в Колонном зале Благородного собрания. Москва. 11 апреля 1900 г. ГИМ.
По рис. худ. И.И. Нивинского.
2. Портрет императора Николая II и императрицы Александры Федоровны на Историческом балу. 1903 год. Фотография. ГИМ.
3-4. Меню обеда в Доме князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке. Москва. 8 июля 1893 г. На обороте 4 - схема размещения гостей за столом. Упомянуты великий князь Михаил Николаевич, великий князь Сергей Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна.42.



5,7. Яйца пасхальные. Россия. Около 1900 г.
Заводы Товарищества М.С. Кузнецова в Москве. Фарфор; надглазурная роспись, паста, золочение. ГИМ.
43.



9. Меню прощального завтрака, данного в день отбытия Высочайшей фамилии из имения великого князя Сергея Александровича после коронационных торжеств. Ильинское. 21 июня 1896 года. С автографами всех присутствовавших на завтраке.
44.



Рака преподобного Саввы в Рождественском соборе Саввино-Сторожевого монастыря. Пономарев П.А. Москва. 1895-1898 гг. Фотография. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.
45.



10. Лампада к бракосочетанию Наследника-цесаревича Николая Александровича и принцессы Алисы Гессенской. Металл, стразы, литье, чеканка.
46.


47.



Дары великого князя Сергея Александровича. ГИМ.
48.



Икона. Коронование Богоматери (фрагмент киота). Центральная Россия. Первая половина XVIII в. Дерево, левкас, темпера. Дар великого князя Сергея Александровича. ГИМ.
49.



Дарохранительница. Россия. Третья четверть XVIII в. Олово ГИМ.
50.



Потир. Москва. Середина XVIII в. Олово, латунь. ГИМ.
51.



Дароносица с образом Распятия.  Москва. Середина XVIII в. Листовое олово. ГИМ.
52.



Дискос. Москва. Середина XVIII в. Олово. ГИМ.
53.



Звездица. Россия. Середина XVIII в. Олово. ГИМ.
Звездица - церковная утварь, символизирующая Вифлеемскую звезду.54.



Икона. Богоматерь Дегтяревская. Южная Россия. Середина XVIII в. Дерево, левкас, смешанная техника. ГИМ.
Дар великого князя Сергея Александровича.
55.



Пелены подвесные. Атлас, тафта, узорный шелк, холст, шелковые нити, золотосеребряные пряденые нити. ГИМ.
Дар великого князя Сергея Александровича.
56.


57.



Покровцы. Середина XVIII в. Узорный шелк, муар, золотосеребряные пряденые нити. ГИМ.
Дар великого князя Сергея Александровича.
58.



Сергей Александрович возглавлял или был попечителем около 90 обществ, комитетов и других организаций, причем находил время принимать участие в жизни каждого из них. Вот лишь некоторые: Московское архитектурное общество, Дамское попечительство о бедных в Москве, Московское филармоническое общество, Комитет по устройству при Московском университете Музея изящных искусств имени императора Александра III, Московское археологическое общество. Он состоял почетным членом Академии наук, Академии художеств, Общества художников исторической живописи, Московского и Петербургского университетов, Общества сельского хозяйства, Общества любителей естествознания, Русского музыкального общества, Археологического музея в Константинополе и Исторического музея в Москве, Московской духовной академии, Православного миссионерского общества, Отдела распространения духовно-нравственных книг.

Об утверждении Музея изящных искусств имени императора Александра III. Для великой княгини Елизаветы Федоровны.
59.



Распоряжение об избрании графини Уваровой П.С. в почетные члены Императорского Исторического музея.
60.



Телеграмма контр-адмирала Д.С. Арсентьева о присылке всех представлений о наградах за устройство Исторического музея великому князю Сергею Александровичу. Царское Село. 27 июня 1883 г. ГИМ.
61.



и по сути являлся основателем нынешнего Исторического музея, будучи его почетным директором.

С 1896 года Сергей Александрович - командующий Московским военным округом. Он же - председатель Императорского Российского Исторического музея. По его инициативе был создан Музей изобразительных искусств на Волхонке - в основу его экспозиции великий князь заложил шесть собственных коллекций. Великий князь инициировал большое количество археологических раскопок и передал в музеи многое из своих находок.

Археологические находки великого князя Сергея Александровича:

Фляга. Россия. Конец XVII в. Глина красная, светло-зеленая глазурь. ГИМ.
62.



Изразец печной. Ростов. Вторая половина XVII в. Глина красная, зеленая глазурь. ГИМ.
63.



Плита из фриза дворца царевича Дмитрия в Угличе. Вторая половина XV - первая половина XVI в. Глина красная. ГИМ.
64.



Женские украшения:
65.



4. Женские украшения (браслеты витые, перстни ложновитой и проволочный, кольцо височное семилопастное). Близ д. Калчуга Звенигородского уезда Московской губернии. XI-XII вв. Медный сплав. Раскопки великого князя Сергея Александровича. Дар великого князя Сергея Александровича.
66.



2. Женские украшения (гривна шейная, кольца височные семилопастные). Близ д. Чернево Московсого уезда Московской губернии. XI-XII вв. Медный сплав. Раскопки великого князя Сергея Александровича. Дар великого князя Сергея Александровича.
67.



3. Женские украшения (гривна шейная, кольца височные семилопастные, перстни пластинчатые и витой). Близ д. Чернево Московсого уезда Московской губернии. XI-XII вв. Медный сплав. Раскопки великого князя Сергея Александровича.
68.



Топорик-чекан парадный. Казанская губерния. Городище Биляр. XI в. Железо, инкрустация цветным металлом. ГИМ.
69.



Программа пребывания Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в гг. Ярославль, Углич и Ростов.
70.



Переходим сразу к третьей части - там будет интересно)

Источники и дополнительные сведения:

Журнал "Нескучный Сад" №3 (14); сотрудник Института Европы АН РФ священник Василий Секачев.
"Приходская газета". Е.Ланская. Великая княгиня Елизавета Федоровна, новомученица российская.
Материалы выставки
Википедия

© Vladimir d’Ar

Часть 1
Часть 3 Часть 4

великий князь Сергей Александрович, святая земля, исторический музей, великая княгиня Елизавета Федоровна, 2015, выставка

Previous post Next post
Up