Сегодня я поняла, что если не сделаю это сейчас, то потом уже точно никогда, занятий накопится слишком много. Итак, по ряду причин в этом учебном году Владик не ездит пока на кружки в русский центр, но у нас есть домашний кружок. Недалеко от нас живет семья лешиного коллеги по работе, с дочкой, близкой Владику по возрасту, мы договорились, сумели переженить все шесть расписаний (по двое детей и двое мам), и в сентябре бодро стартовали. Мне трудно называть его математическим, так как я в голове держу всегда три области деятельности: математику/логику (скорее в понимании олимпиадных задач, но и отработка всяких навыков счета, куда же без нее), русский (отработка чтения по-русски, правописание, грамматика, всякая занимательная словесность) и эксперименты/делание чего-то руками. Стараюсь, чтобы в каждом занятии присутствовали все три элемента, насколько это возможно. Вторая участница кружка, Соня, старше Владика на год с небольшим, учится уже во втором классе немецкой школы. Иногда этот год разницы очень заметен на выполняемых заданиях, к счастью, так как детей всего двое, то у меня есть возможность подгонять задания индивидуально, и иногда в рамках одной и той же идее давать Соне что-то посложнее, чтобы ей не заскучать. Пока у нас прошло пять (с половинкой) занятий, и вот их дневник, который я, разумеется веду. Об источниках своих заданий я когда-то писала большой пост, сейчас разумеется добавились новые, постараюсь их в ближайшее время туда добавить. Занятия проходят раз в неделю, длятся от часа до двух с небольшим (в зависимости от состояния детей и того, надо ли мне в этот день идти на курсы немецкого после занятия), у каждого занятия есть некая условная "тема", которая нам нужна больше как сюжет, чтобы к нему возвращаться, если детей "уносит". Де-факто большую часть сентября кружок был не домашним, а площадочным :).
Занятие первое. Рыцарская тема. Это был наш первый раз, и так как Владик неизменно увлечен рыцарями, я выбрала неизбежное. Сначала дети выбрали себе рыцарские имена, Владик был Ланселотом, назвал Мишу (он присутствует на наших занятиях, и это отдельная тема) Галахадом, а Соня сказала, что рыцарских имен не знает, и мы назвали ее Элейной. Проверяли рыцарскую внимательность, считали подряд, тройку заменяли хлопком, пятерку - прыжком, на 35 подпрыгнуть с хлопком не догадались, сдулись на пятидесяти.
Дальше решали задачки про рыцарей.
1. Злой волшебник засадил болото (квадрат 4 на 4 или 5 на 5 клеток) змеями (в каждой клетке стоит цифра, сколько там змей). Рыцарю нужно пробраться через болото так, чтобы его укусили как можно меньше раз. То есть это была просто задачка на сложение в пределах двадцатки. В таких местах сразу было видно, кто школьник: Владик "шел" по своему листку, тыкая в клетку столько раз, сколько на ней написано, Соня уже складывала в уме, причем не всегда в очевидном для меня порядке. Но варианты прохода находили правильно (в том числе, и когда их было больше одного).
2. Задачка на внимательность: Три рыцаря отправились искать подвигов. Шли они по дороге и встретили трех драконов и сразились с ними. Сколько драконов досталось каждому рыцарю? Со сколькими драконами пришлось бы сразиться Ланцелоту, если бы он шел по этой дороге один?
3. Ланселот и Галахад одновременно прискакали в замок Камелот из замка Каркассон. Галахад скакал медленнее Ланселота. Кто выехал раньше?
4. Ланселот и Галахад имеют прозвища Храбрый и Бесстрашный. У кого какое прозвище, если Ланселот в бою победил Бесстрашного.
5. Рыцари живут в четырехэтажном замке. Ланселот выше Галахада, но ниже Элейны, а Гавейн ниже Артура. Кто живет где? Тут они ужасно путались в рыцарских именах, но в конце концов справились.
Дальше была разминка, нужно было идти к дракону только когда он спит (драконом была я, у спящего дракона крылья-руки опущены, у бодрствующего разведены в стороны). Потом мы еще рассаживали 8 рыцарей-камушков поровну у стен квадратного пиршественного зала, так чтобы у каждой стены сидело по трое.
А потом мы делали вертушки для ловли ветра - чтобы рыцарю знать, в какую сторону дует ветер, чтобы драконы его не унюхали. Поделка очень простая по идее, диагонали квадрата надрезаются до четвертой части от углов, загибаются к центру и прикрепляются кнопкой к палочке. Вот последний этап оказался сложным.
В итоге сделали, украсили, и долго еще носились с ними по площадке, ловя ветер.
Занятие промежуточное - это на самом деле у Сониной мамы было дело с ее младшим братом, и мы забрали Соню к себе просто потусить, но как-то получилось, что наша туса была хорошей прелюдей к следующему занятию кружка - мы играли в "Хронолет" Банды Умников, игра, которая учит ориентироваться в единицах измерения времени, а потом Миша вдруг вспомнил фразу-палиндром ("Леша на полке клопа нашел"), у меня внезапно их затребовали, и мы долго восстанавливали палиндромы с пропущенными буквами зная их свойство.
Занятие второе. Самолеты. Эту тему дети попросили у меня сами. Тут мы занимались дома, без ограничения по времени, и занятие вышло дольше двух часов.
Сперва мы обсуждали форму самолетов, поняли, что самолет должен быть симметричен, дорисовывали чертежи самолетов:
Тут очень видно, кто школьник, Владик ухватил общую идею и рисовал быстро примерные контуры вторых половин, не сильно заботясь о количестве клеток. Соня все это время рисовала один самолет, тщательно по клеточкам с линейкой все подсчитывая и вычерчивая. Это задание заняло ооочень много времени. Потом мы разминались, детям-самолетам нужно было отгадать количество шагов до аэропорта. Шаги были трех видов: великаны, лилипуты и "зонтики" (подпрыгнуть с оборотом). Эта игра детям неожиданно понравилась, мы потом ее повторяли и на площадке, где больше можно было разгуляться.
Потом было мега-задание на чтение и время: я подготовила кучу листочков с временем прибытия самолетов, детям-диспетчерам нужно было прочитать все, упорядочить листочки по времени и потом "объявить" порядок прилета самолетов. Время прибытия было указано по-разному, вроде: Италия 20 минут, Франция полчаса, Англия 78 минут, Россия полтора часа и т.д. Мозги скрипели ужасно (время было уже седьмой час), в паре сложных мест (типа 80 минут, полтора часа, час двадцать пять минут) помочь пришлось, но справились, и Владик еще потом долго дома эти карточки изучал-раскладывал.
Потом разминались классическим "стоп-1/стоп-2", с пятилеткой и шестилеткой в эту игру играть уже по-настоящему прикольно: у нас есть усложнения вроде "стоп-три без рук", "стоп-2 с головой",и, забегая вперед, я стала давать и "стоп-пример" тоже.
Потом мы еще помастерили самолеты (складывали самостоятельно) и попробовали их нагружать монетами (из набора игрушечных денег, а потом и настоящими) и выяснить, сколько груза самолетик может "унести".
Занятие третье. Продолжение транспортной темы.
Была еще одна идея с самолетами, которую мы не успели (!!!) в прошлый раз, мы обсудили само слово "самолет", из каких частей оно состоит и попридумывали еще таких слов, потом я дала им листочек с загаданными сложными словами, и потом они придумывали аналогичные загадки друг для друга. Орфография, как говорится, авторская :)
В тот день дети были очень умотанные, и по этому поводу мы разминались очень долго и со вкусом: и считали шаги-лилипуты/великаны, искали спрятанное сокровище (заметив его нужно не кричать, а тихо сесть рядом и смотреть). Потом, когда наконец удалось снова вернуться к спокойной деятельности решали задачи вроде: трое детей катались на двухколесных и трехколесных велосипедах, всего было восемь колес, сколько каких велосипедов было. Или: на шоссе едут машины и мотоциклы, сколько чего, если всего колес 14. Решали с настоящими колесами-наклеечками:
Мне надо было убегать на немецкий, и я оставила детей папам с вопросом, может ли быть на дороге с машинами и мотоциклами 15 колес. С Владиком мы потом по дороге куда-то вернулись к этой теме, и долго со вкусом разбирались в четности суммы четных, четного/нечетного числа нечетных чисел.
Занятие четвертое. Симметрия, умножение и немного строительства.
Продолжили тему симметрии, начали в этот раз с плана города Симметринска, жители которого обязательно хотят чтобы в их городе была ось симметрии. Нужно было добавить на "план" кружочек-домик и нарисовать получившуюся ось. Задания брала
вот отсюда, самый легкий уровень. Естественно, про вертикальную ось догадались моментально, про горизонтальную уже хуже, нарисовала им пустой квадратик, попросила начертить все возможные оси симметрии, тогда дело пошло.
Потом разминались, играли в зеркало, один из детей по очереди был "оригиналом", второй - отражением в зеркале. Главное, это конечно брецели :).
Потом мы заполняли таблицу умножения до пяти (эта тема постоянно возникает у нас в быту), нашли в ней тоже ось симметрии. На владиковом листке, кстати, можно видеть, как именно он сейчас умножает - за этот способ спасибо постеру "Банды Умников", неплохой, я считаю.
Я хотела потом поиграть в "Много-много", в итоге заменила более простой игрой: выдала им по десять кубиков лего и поручила построить из всех башни разной высоты. Миша в тот день очень страдал от нехватки внимания и требовал вот именно сейчас на качели и больше ничего другого, в итоге мы играли, что около качелей был офис мэра, старшие приносили мне из-за стола записанные комбинации количества кубиков, и я ставила "печати". Соня расписала вообще все комбинации красивым почерком.
Занятие пятое. Еще немного построили.
Сегодня у Сони приболел младший брат, и мы забирали ее из школы, и считали, сколько от ее школы до нашего дома великанских шагов. Оказалось, 991. Когда мы пришли, Соня объявила, что будет делать домашнее задание из школы (она пишет прописи, и когда допишет тетрадку, ей можно будет писать ручкой, чего она очень ждет), а кружком заниматься не будет. Владик уже был готов расстроиться, и я предложила начать с эксперимента, и прописи все-таки были на время отложены.
Я показала детям листочек бумаги (четверть А4) и спросила, как его можно поставить, чтобы на него можно было положить книжку. Соня стала делать что-то похожее на гармошку, Владик какое-то время беспорядочно складывал, а потом догадался скрутить в трубочку. В итоге мы сделали три фигуры: в разрезе треугольную, квадратную и круглую, и стали складывать книжки. Дети болели за квадрат, но победил, разумеется, круг :)
А потом мы все занятие долго и увлеченно "строили". Сперва дома вдвое больше нарисованных. В первом доме Владик что-то вспомнил задания на симметрию, попытался заодно отразить и запутался, но второй домик сделали с феерической для него скрупулезностью, считая внимательно все клетки - вот оно положительное влияние старшей Сони :).
Решали шифры с пословицами про дома (за идею задания спасибо reshi-pishi.ru). Это задание вызвало большой фурор, дети тут же собрались написать такие же друг другу, потом поняли, что все не так-то просто, и потребовали еще от меня.
Размялись сперва в стоп-1, а потом играли так: я кидала мячик и называла слог, а тот, кто мячик поймал, должен был назвать еще один слог, чтобы получилось двусложное слово. Внезапно оказалась очень полезная игра, потому что были и варианты и в духе "КА - РП" и в духе "КА - РОНА", очень хорошо пошла игра. И помогла сделать следующее задание - построить лестницу. Я разрешила придумывать свои слова с нужным числом букв, и только если не придумывается, читать подсказки, и Соня сразу же поразила меня, породив слово "кан".
А потом я научила их играть в словесные мостики. Играть можно с любым словом, его записывают дважды - сверху вниз и снизу вверх, и нужно заполнить мост "досками"-словами, начинающимися и заканчивающимися на соответствующие буквы. Мне самой такие развлечения очень нравятся.
А потом Соня пописала все-таки немного в своих прописях, вызвав у Владика немалый к ним интерес. Я написала ему в итоге письменными буквами весь русский алфавит и показала, как пишутся слова слитно, чем он очень проникся.
Ну и в заключение: просто пара бытовых картинок из серии "вся правда о нашем кружке" :). Про участие младших:
И про то, чего хочется детям, которые слишком долго думали:
Вот так и занимаемся.