Интервью с Мило Ломпаром (перевод, продолжение): Сербия в состоянии "постмодернистской оккупации".

Nov 06, 2019 16:39

Начало: https://barjaktarevic.livejournal.com/5518739.html
Заканчивая тему награждения Петера Хандке, Мило Ломпар слегка заспорил с ведущей по поводу балканской ориентации Хандке - ведущая упирала на то, что нобелевский лауреат защищал Югославию, "а не Сербию". Ломпар мягко перевёл разговор на несомненные заслуги Хандке перед сербством - а это отрицание "коллективной вины" сербского народа за распад Югославии и зверства времён войн 1991-1995 годов:"У Хандке есть замечательная интуиция в понимании того, что только сербы защищали Югославию". И здесь необходимо серьёзное аналитическое отступление . Дело в том, что в патриотической среде Сербии и Республики Сербской активно распространяется вброшенная не без участия британских и американских спецов по Балканам идея о том, будто бы "главным врагом" Сербии была Югославия, причём в любом виде - Королевская, коммунистическая, СРЮ С. Милошевича. Таким образом, из истории сербского народа вычёркивается огромный исторический период - с 1918 по 2006 годы, этот период провозглашается эпохой "ненужного самопожертвования". Собственно, если отбросить риторические красивости про "объединение всех сербских земель" как (мифическую) альтернативу Югославии (реальность такова, что все сербские земли были как раз объединены только в рамках Югославии - даже держава Душана Сильного не смогла собрать всех сербов под одной крышей, это удалось сделать впервые Королю Александру Объединителю), то следует отметить, что сторонники теории "Югославия против Сербии", что бы они не думали, волей-неволей льют воду на мельницу брюссельских адептов Белградского пашалыка или, в случае аномальной доброты ЕС-беглербегов, автономии в стиле Милоша Обреновича, микроскопического недогосударства с вражескими гарнизонами в центре каждого крупного города. Другое дело, что кроме сторонников Белградского пашалыка (англо-американцев, которым подыгрывают безвольные французы), есть и сторонники "возрождения Югославии", но со столицей в Загребе (формально) и Брюсселе (реально). Это - знакомые нам миттель-европейцы, югославы с Унтер-ден-Линден и из Хофбургского дворца. Ведь одной из целей Австро-Венгрии и Германии в Первой мiровой войне было создание "Югославской федерации", со столицей, разумеется, в Вене, или, на худой конец, в Загребе - но, ни в коем случае, не в Белграде. Сейчас на уровне структур ЕС верховодят атлантисты левацкого толка, которым больше импонирует идея Белградского пашалыка. Но атлантистам наступают на пятки "правоватые" михели и гансы, миттель-европейцы, которые имеют значительное влияние на политику ЕС "на терену". А опорой миттель-европейцев и в 1914, и в 1941 году были хорваты (как массы, так и политическая элита). Таким образом, "Югославия со столицей в Загребе" - это второй, запасной проект "реконфигурации Балкан" после "окончательного решения сербского вопроса". И доктор Ломпар считает своим долгом предупредить об опасности именно со стороны второго, миттель-европейского проекта, или, как он это формулирует, "хорватизации" сербской культурной жизни (Ломпар упоминает в связи с обсуждением идеи "Миттел-Европы" имена Андрича, Црнянского, Данило Киша). И атлантисты, и миттель-европейцы одинаково желают смерти подлинному, Свято-Саввскому сербству, желают смерти кириллице как "опасному" алфавиту. "Хорватизм" есть внутренний (а отнюдь не внешний!) вопрос сербской цивилизации и культуры, подробно Ломпар пишет об этом в знаменитой, выдержавшей девять изданий книге "Дух самопорицания". "Объединение Германии в 1990 году означало неизбежную смерть тех государств, которые Версаль в 1919 году поставил как плотину для защиты от немецкого влияния; Хандке это понимал и этому противостоял, хорватское и словенское влияние есть продолжение немецкого," - вот конечный вывод М. Ломпара. Ведущая, в примирительном тоне, упомянула о о том, что награда Генрика Ибсена, данная Хандке, была передана австрийским драматургом сербам Великой Хочи.
Возвращаясь к проблеме "хорватизации" сербской культурной жизни, доктор Ломпар отметил, что в официальной Сербии идеологически доминирует т.н. "Другая Сербия" - неокоммунистическая формация ("неокоммунизм" имеется в виду не Слободана Милошевича, с уклоном в патриотизм, а наоборот, Пьяде-Джиласовский (Моше Пьяде и Милована Джиласа), с преследованиями "информбюровцев", т.е. в наше время - сторонников позиции "И Косово, и Россия") . Административный и информационный аппарат Сербии, утверждает Ломпар, сейчас под абсолютным влиянием "Другой Сербии" (сравните - разные проекты Ходорковского и его заигрывания с леваками, при том, что Ходорковского курирует немец, Фрайтаг фон Лорингховен), из-за политики Сербской прогрессивной партии. В Белграде проходил осенью традиционный фестиваль "Бемуз" - на нём исполнялась композиция Рахманинова, пели хор РТС и хорватский хор. Доктор Ломпар задаётся резонным вопросом: "Почему не были приглашены болгарские хоры, вторые по качеству после русских в мире?". И отвечает: "Хорваты как представители ЕС - арбитры в нашей внутренней политике, в том числе и культурной".
Ведущая сообщает, что в Белграде учреждается "Сербская международная академия наук" - новая институция вместо САНУ, поскольку сербские интеллектуалы недовольны пораженческой позицией САНУ и её президента по Космету. Глава САНУ недавно высказался в таком духе, что, дескать, патриотизм недопустим "в моральном смысле". Академик Любомир Симович, в 1989 году бывший одним из ярких защитников позиции Меморандума САНУ - увы, сейчас выступает за сдачу Космета американцам. Вот и ещё одно доказательство доминирования "Другой Сербии" - заместитель градоначальника Белграда обвинил Матию Бечковича в "истерии" и "стремлении вернуть Сербию в средние века", за то, что Бечкович выступает в поддержку территориальной целостности Сербии. Любомир Симович гораздо жёстче критикует руководителей белградского муниципалитета, но его не трогают, он поддерживает пораженческую позицию Прогрессивной партии по Космету и потому "свой".
Доктор Ломпар поясняет, что в 2008 "произошёл тектонический сдвиг в политике - часть Сербской Радикальной партии, популистской национальной партии, перешла на позиции "Либерально-демократической партии"" Чедомира Йовановича (известного среди патриотов Сербии как "Чеда-Дрога" ("Чеда-нарколыга") и "Чеда-Усташа" - А.П.) , назвавшись "Сербской прогрессивной партией". Отсюда - все современные проблемы Сербии.
Касаясь положения сербов в Черногории, доктор Ломпар произнёс несколько тёплых слов поддержки в адрес Митрополита Амфилохия (Радовича), который подвержен психологическому террору в Подгорице и испытывает удары "отравленных идеологических стрел" из Белграда. Ломпар с озабоченностью говорит: "Нынешний режим в Белграде имеет столь же сильное влияние на сербов за границами Сербии, как некогда Милошевич, и это - опасная позиция по той причине, что Запад знает, на какую больную мозоль надавить в Белграде, чтобы воздействовать на всех сербов". Сербам в Черногории осенью 2018 года было запрещено праздновать 100-летие Подгорицкой скупщины, объединившей Черногорию и Сербию. Режим в Белграде не предпринимает никаких серьёзных шагов для защиты сербов Черногории.
В заключении доктор Ломпар призвал помнить, что Сербия находится в состоянии "постмодернистской оккупации", и поступать по велению долга и совести.
А.П.

Сербская Голгофа, славянофильская критика

Previous post Next post
Up