СССР-Югославия: новое начало

Nov 06, 2019 22:48



Самая старая газета в моей личной коллекции. Предположительно, "Комсомольская правда" за 27 августа 1955 года. Сохранилась четвертушка полосы, причём нижняя, так что выходных данных нет и не предвидится. Там ещё была статья, от которой сохранилась одна колонка, про Дрезденскую галерею, по содержанию был установлен год.
В 1955 году СССР и Югославия начали восстанавливать отношения, прерванные в 1948 году во время "Кризиса Информбюро". О Светозаре Вукмановиче-Темпо нужно сказать, что он с 1953 года возглавлял Экономический совет и был заместителем председателя Союзного исполнительного вече с 1954 по 1958 годы. Но вообще это - весьма тёмная личность, своеобразный предтеча Мило Джукановича. Он из семьи "зеленашей" - сепаратистов, не признавших решение Подгорицкой скупщины 1918 г. о присоединении Черногории к Королевству Сербия. Когда во время Второй мировой войны мать спросила Светозара: «Что будет с Лукой (родным братом Вукмановича-Темпо, священником), если вы победите?» - он мрачно ответил: «Сама знаешь». Так сказал тот, кто сам признавался, что получил образование исключительно благодаря брату, выделявшему ему половину своей священнической зарплаты. Позднее Светозар написал книгу «Моя семья», где отцу Луке посвятил 200 страниц. Здесь он приводит характерную деталь: после совместного чтения «Братьев Карамазовых» Достоевского Светозар был всецело за Ивана Карамазова, а отец Лука - за Алешу. В 1958 году, Чедомир (сын Св. Луки Вукмановича) случайно встретился в одном городе с Марко Джуровичем, бывшим командиром 3-го батальона черногорской бригады (НОАЮ), которая в Словении совершила казнь участников четнического исхода из Черногории. Марко объяснил Чедомиру, что ничего не мог сделать для спасения его отца, поскольку приказ о его расстреле пришел «сверху».
https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41495.htm
По преданию, когда Светозару доложили о том, что его брат пленён партизанами, и спросили, что с ним делать, Темпо ответил "Као и са осталима" ("Как с остальными"). Став, тем самым, братоубийцей, как Каин. В своей книге «Революция идет!» Светозар Вукманович писал: «Я не хотел разговаривать со своей матерью о Луке. Она не осмеливалась даже упоминать его имя при мне. Только однажды она пыталась сказать, что он не был заодно с оккупантами, но я ее грубо прервал и сказал, чтобы она больше не смела вспоминать о нем в моем присутствии, если хочет быть со мной. Больше мать о нем не говорила».
https://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=9704963e-77ad-45ba-a8d9-c8b4f4aff785&mode=print
В общем, "разве я сторож брату моему?".
Впрочем, под конец жизни у коммунистического Каина, видать, проснулась совесть, и он попросил похоронить себя рядом с братом, причисленным к тому времени к лику Святых. Так они теперь и лежат - вместе, сербские Каин и Авель. Впрочем, Каин всё-таки много лет изъяснялся как "черногорец".

средний европеец как орудие разрушения, Русско-сербские связи

Previous post Next post
Up