Несмотря на обидчивость моего визави, которому я приношу мои глубочайшие извинения, я все-таки решила продолжить дискуссию:
bardolimvoronza.livejournal.com/118656.html , хотя бы сама с собой.
Так вот, первое, что хотелось сказать, так это повторить, что в Германии происходит все то же самое, только началось гораздо раньше и все дорожки давно проторенны. Поэтому, корректен был бы вопрос не "есть ли такое в Германии вообще", а "КАК оно тут выражается и КАК на это реагирует общественность?" И если акции, проходившие в России в недавнее время, были остры, бодры, с хорошей долей юмора и в любом случае будоражили, а общество пылко на это все реагировало, то в Германии - вялы, скучны, заумны, с тотальным отсутствием юмора, и общество на это не реагирует НИКАК. И проблема не только в качестве подаваемого искусства, но в первую очередь, на мой взгляд, в самом обществе, в его пониженном эмоциональном уровне, в его барбитуратности, или, как говорил Джойс, в "моральном параличе".
Во-вторых, я сразу бы хотела отойти от аргументов вроде "Арт-Форум": это не самая лучшая и не самая престижная художественная ярмарка, я бы сказала, что очень даже графоманская и масса прекрасных галерей не считают нужным там участвовать. Поэтому, мне хотелось бы, несмотря на собственный непрофессионализм, остаться на уровне общественной и культурной политики, заданной во главе этой "дискуссии"
И главное: государственная культурная политика Германии направленна в первую очередь на поддержку политического и социального искусства во всех областях. И когда я училась в университете, у нас был целый семинар по этому поводу. Для того, чтобы на молодого художника в будущем обратили внимание в театре или в музее, он должен какое-то время покрутиться в системе грантов, стипендий, проектов и так далее. Это и будет его пропуском в мир профессионального и высокооплачиваемого искусства. А гранты и стипендии выдают ТОЛЬКО на социальные и политические проекты. И то, что у уважаемого Димы выглядит, как благоприятная художественная атмосфера, достойная подражания, на самом деле уже давно является не просто проблемой или культурным кризисом, а реальной дырой. Просто на примере изобразительного искусства это не так сильно заметно, из-за того, что немецкие художники, такие же обыкновенные люди, как и русские, и точно так же любят деньги, и боятся лишний раз где-то выступить, что бы не повредить продажам. Возможность вот этой мелкой частной торговли останавливает общественную дискуссию. Плюс, то что я все время говорю, а именно другой эмоциональный уровень. У людей просто напросто другой темперамент, другое чувство юмора, другая ментальность и такие горячие дискуссии, как были в России по поводу "Войны" тут в принципе быть не могут.
Зато все эти метамарфозы прекрасно видны на примере театра, который ПОЛНОСТЬЮ находится на гос. обеспечении. У него нет возможности барыжничать, как у художников, и ситуация уже достигла критической точки. Потому что, молодому драматургу и режессеру вбивают в голову, что надо делать остросоциальные пьесы о судьбе трудных подростков, они, если повезет, несколько лет перекатываются со стипендии на стипендию, а потом когда выходят на волю, двери театра перед ними закрыты, потому ни один театр не хочет ставить всю эту хуйню. И продолжает ставить Брехта, Чехова, Мюллера ect. И получается, что сначала гос-во поддерживает именно соц. и полит. искусство, а в итоге, оно никому не нужно, ни в театре, ни на выставке. И естественно, что в тех галереях того района, где живет Дима Врубель, это "искусство" не показывается, потому что 1) этим художникам такое искусство "не заказывали" 2) вряд ли он получат поддержку гос-ва на реализацию, потому что раз ты в галерее, значит ты коммерческий и 3) презентация такого рода искусства ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ЦЕЛЬЮ. ЦЕЛЬ - ЭТО ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА ИЛИ СТИПЕНДИИ. И конкурировать за эти гранты приходится и с автономами, и с политиками, и с общественниками, и социологами, и журналистами, и всеми, кому не лень. И шанс получить грант у социолога, который придумал художественный проект в тюрьме или в доме престарелых, гораздо выше, чем у просто очень хорошего, но аполитичного художника.
Всё это напоминает мифы советской эпохи, когда музыканты пытались залитовать тексты песен. Но если в СССР людям, со свойственной им авантюрностью, приходилось просто дурить власть, выдавая свои тексты за "песни протеста" против угнетения черт знает кого, то тут все делается гандово, на полном серьезе, с неизменной морщинкой на лбу. И вообще, чем глубже морщинка между бровями, тем выше шанс на успех.