Бардолим - Врубелю. Вопросы из соседнего района.

May 03, 2011 14:54

 Дима Врубель  dmitrivrubel.livejournal.com/1995232.html

"Почему в Москве политические и социальные акции стали называть искусством? И не просто, скажем, картиной, скульптурой или выставкой, а обязательно "объектом", "перформансом", "инсталляцией" или даже "Land-Art-Open-Air" ? Почему общественные деятели (как запутинцы, так и антипутинцы) стали называть себя "художниками" и даже "арт-группировками"?

ЗЫ. В Берлине художник - это тот, кто всегда занимается искусством и иногда может принять участие в демонстрации. Политик - это тот, кто обычно устраивает демонстрации и иногда ходит на выставки. В Москве получается, что "политик" - это и не политик, и не художник. К сожалению."

Мой ответ в комментах у Димы:

"в германии происходит ровно то же самое. просто в том галерейном районе, где ты живешь, эти художники не выставляются.

мало того, в берлине есть несколько уважаемых институций, где "требуется" политическое высказывание, в частности, в заявке на берлинскую биеннале нужно было отдельным пунктом указать политическую или социальную оценку художественного произведения. то же касается и бетаниен - они занимаются формированием политического искусства.

просто в берлине это в глаза не так бросается, как в москве - потому что в берлине эмоциональный уровень снижен. например: выставка Зои Черкасской и Авдея Тер-Оганяна сначала была в Берлине в Бетаниен - пришло два с половиной человека (мы там были). никакого резонанса. ноль. в москве у гельмана та же самая выставка стала событием чуть ли не государственного уровня."

Я верю Диме, что он наблюдает именно такую картину и честно ее описывает. Но я вижу кардинально другую. Нигде и никогда, кроме как в Берлине, я не видела такого колличества бездельников, бездарей, откровенно больных людей, которые называют себя художниками. И причин этому масса: начиная от весьма конкретных, в виде социальных льгот, и кончая субъективными, вроде амбиций или диагноза. Мало того: здесь нет диференциации искусства. Я являюсь художником, только потому, что это мой официльный статус: Künstlerin, потому что я окончила университет искусств и это моя профессия, и мне для этого не надо всю жизнь писать картины, ставить спектакли или снимать кино. Поэтому любой спившийся актер, закончивший частную третьесортную актерскую школу и никогда нигде не снявшийся, считается таким же Кюнстлером, как Оливер Буковски, разница только в доходах. И если он пьяным станет что-нибудь орать у Рейхстага, ему никто не сможет запретить назвать эту выходку перформенсом. Так они все и поступают.

Нигде и никогда, кроме как в Берлине, я не сталкивалась с такой полной дискредитацией и обесцениванием понятия "художник". Моя мама, окончившая консерваторию и пол-жизни проработавшая в ней по специальности, никогда не называла себя музыкантом. Потому что у нее было уважение и восхищение перед Музыкантами. Да что, далеко ходить, мой талантливый муж, который всю жизнь с детства занимается музыкой и пишет необыкновенно красивые песни, ни разу сам себя не назвал музыкантом и композитором, зато любой мальчик в парке, едва перебирающий струны, говорит: "Я - музыкант". У Серёжи есть несколько знакомых немецких художников, прекрасных, с образовнием, с опытом, с мощной художественной биографией, которые сознательно прекратили заниматься искусством, потому что не хотят сегодня в Германии быть"художниками", не хотят конкурировать на этом уровне.

И последний пример, прямо из сегодня и все, заканчиваю. О том, как делается политическое искусство в Германии. Готовясь к концерту в Haus der Kulturen der Welt, который будет в четверг, организаторы попросили бэнд прислать свою биографию. Куст им переслал свой текст из майспайса, где стоит, что "The lyrics are often re/de-constructed mixes of old Russian fables sung in Russian , English, German and Non-Sense. Texts are remixed and re-spun within a post modern context often using animals as pretext:" имеются в виду всякие песенки, вроде "меня укусил гиппопотам", "по улице ходила большая кракадила", "слышу крик обезьяны" и прочая чепуха. На сайте HKW это почему-то превратилось в "Concert: political songs about animals. The russian songs by the band "Animal Cops" are dramatic. They tell stories from the perspective of animals." А все потому, что HKW еще одна из мощнейших организаций, которая занимается в первую очередь политическим искусством.

Вот так тут все просто: зажал два аккорда - уже музыкант, пошутил в легкую про политику в тексте - уже политический художник.

И еще добавлю. Не удержалась. В известной берлинской галерее Schultz была выставка китайских художников: холсты 3 на 5, красненькое с желтеньким, красивые девичьи лица, самолетики. И как-раз в это время арестовывают Вай Вея. Весь мир возмущен, а в галерее - тишина. Потому что самолетики разошлись по 25 тысяч евро. И там Вай Вей никому не нужен. 

bardolim, art

Previous post Next post
Up