О границе познания

Jun 10, 2024 21:36

Моя беседа с уважаемым palaman, на мой взгляд, получилась... Беседа получилась - для меня; было ли интересно моему собеседнику, или он просто терпеливо отчитывал "двоечника", я не уверен.

Поделюсь парой замечаний, которые изложу с необходимыми оговорками.

Начнëм с аксиомы: существует Творец, который Творец всего сущего, Всеблагой, Милостивый, Принижающий и Возвышающий, и всё прочее, что о Нëм говорят, не буду пытаться пересказать слова более сведущих людей. Окей.

Что мы знаем о Нëм? Мы знаем нечто конкретное, не буду повторять Символ Веры. Знаем мы это от кого? От Него самого. Он тем или иным способом сообщил нам некие сведения о Себе. Окей.

Но знаем ли мы о Нëм всë? Нет, Он обширнее любого нашего Знания. Он может сообщить нам что угодно о Себе, но как единое целое Он непознаваем нами. Он что-то нам показывает, что-то не показывает. Окей. Пока всё хорошо. Да и дальше всë будет хорошо. Никаких претензий сегодня не будет.

Итак, нам что-то показали, что-то не показали. Говоря образно, мы пришли в музей и любуемся интерьером и экспозицией. Но в запасники нам доступа нет (хотя в принципе, как это было отмечено, продемонстрировано может быть всё, просто не всё сразу, мы столько не выдержим). Также, отметим, нам нет доступа в служебные помещения музея, хотя там наверняка нет ничего ужасного.

Сделаю оговорку: этот пост не о том, что от нас что-то скрывают. Претензий сегодня, как сказано, не будет. Что показывают, то и нужно, а в служебные помещения нам зачем? Бухгалтерию смотреть?

Речь о другом. Что-то нам показывают, что-то нет. Это означает, что перед нашим восприятием выстроена граница. Нечто находится по одну сторону границы, нечто по другую. Мы видим то, что нам показали, и мы видим то, что нам не показали - границу восприятия. По крайней мере я вижу эту границу, хотя в ней и нет ничего интересного - если не считать того, что о ней сейчас и идëт речь.

Если нечто нам показывают, а нечто не показывают, и между этими вещами есть граница, то у такой границы есть название. Точнее, у неë есть несколько названий; я возьму наиболее подходящее. "Кулисы". Мы приходим в театр и нам показывают то, что происходит на сцене, и не показывают то, что находится за кулисами. Кулисы это граница восприятия. То, что за ними, нам не показывают не потому, что там есть что-то запретное или неприличное, а потому, что оно не является частью представления - декорации других постановок, например. Придя в другой день, мы их увидим, но не сегодня, ибо всему своë время.

Всё это не плохо, всё это хорошо. Нет ничего дурного в театральных представлениях. Что-то показывать и что-то не показывать не предосудительно. Разделение міра кулисами делается для блага зрителей, иначе они не смогут насладиться спектаклем. Всё отлично, всё работает правильно. Господь что-то сообщает нам о себе, что-то нет, и правильно делает. Нам повезло.

Но мы присутствуем на спектакле. Это спектакль. Мы в театре. Музей это тоже разновидность театра, в некотором роде. Мы зрители, нам показывают представление. Великий актëр работает для нас. Возликуем.

Помните, Ницше сказал, что Бог умер? В одной из постановок по сценарию главный герой действительно умирал - а Господь это главный герой всех пьес. В следующий вечер Он снова был на сцене, конечно, но Ницше не солгал, он действительно видел такой спектакль. Мы видим другие постановки, с иными финалами. Репертуар не однообразен. "Пляшущие тени на стене" - Платон действительно видел эту пантомиму. Всё правда. Многих волнует проблема теодицеи. Да, Он играет и злодеев! Но не бросайте на сцену камни, это же спектакль.

Мы пришли на спектакль в театр одного актëра - но какого актëра! Он воплотит всё, что пожелает. И он очень хочет играть, и Пирама, и Фисбу, и персону лунного света, и всё это с разными бородами. Он и ты, и я, и Душа Міра, и Дьявол, и последняя пиявка, и колышашиеся занавески. Нет более страстной до актëрской игры субъекта, чем Господь, и играет он великолепно во всех случаях. Аплодисменты Ему! Алилуйя!

И только Чëрный Критик, злой и нехороший, тот самый осторожный человек, который наступил на горящее сердце Данко, укажет на недемонстрируемое, на театральные кулисы, и скажет: "А знаете ли вы, чем отличается реальность от представления? В реальности нет границ. Представление происходит в обусловленных рамках, составляющих кулисы, падуги, рампу, задник со звëздным небом над головой и нравственным законом внутри нас. У реальности нет границ, кроличья нора бездонна. Нас никто не остановит. Мы будем падать вечно."

Верить ли Чëрному Критику? Да нет конечно! Оставьте его, дамы и господа, и спешите в буфет. Поужинайте, чем Бог послал, и пусть Господь благословит вашу трапезу.
Previous post Next post
Up