Шумеро-аккадский фрагмент о ценности времени

Jul 06, 2015 01:08



Какую штуку нашли в Сирии! Кусок шумерского религиозно-этического текста. Угарит и Эмар, XIV век, но по-шумерски. Это копия текста, известного еще от XIX в. до н.э. Щас я его перепру для вас, а заодно и для себя, с двух языков (это шумеро-аккадская билингва). Текст уникален тем, что в нем ценность времени противопоставлена материальным ценностям, а ( Read more... )

Наблюдения

Leave a comment

Comments 13

nikolamsu July 6 2015, 04:39:44 UTC
"Какую штуку нашли в Сирии"
Неужели в последние годы кто-то еще ищет в Сирии что-то эдакое?!
И сколько таких штук пропадет до того, как осядет пыль :-(

Reply


kvadricheg July 6 2015, 08:05:02 UTC
Какой пронизывающий текст!
Спасибо вам!
А я думаю, может быть, это такое ритуально-фольклорное испытание? Некая форма инициации?
Ведь мотив, когда волшебное существо предлагает горы златые, а герой отказывается и получает стократно - очень распространен. От сказки "12 месяцев" до библейской истории про искушение Христа.
Энлиль, таким образом, говорит: - Вот ведь умный и нежадный человек, айда к нам.

Трактовка про "работу для вечности" тоже очень понравилась.

Reply


don_karabas July 6 2015, 11:32:44 UTC
Удивительно. Божество предлагает обеспеченную жизнь, но человек ему отказывает. "Я спешу". Где же тогда страх перед волей богов? И какова роль богов, если жизнь (выпавший жребий, судьба), считается более ценной, чем достаток и покровительство храма? А чем был жребий-судьба - ценностью большей, чем благосклонность божества? Может быть разгадка в имени - Намзитарра предпочитает "истинную судьбу", а не случайный подарок, которого можно легко лишиться?

Reply

banshur69 July 7 2015, 22:47:28 UTC
Спасибо за вопросы. Буду думать и искать. По поводу истинной судьбы взамен ложной - по-моему, интересно.

Reply

Игорь ext_3004677 July 29 2015, 11:57:41 UTC
По поводу божество предлагает - человек отказывает: в христианстве, кажется, преподобный Максим Исповедник о нечто похожем писал: логос сперматикос - замысел Божий о человеке, то есть путь, ему уготованный, но не предопределенный; и логос фантастикос - путь, свободно (насколько человек вообще свободен) выбранный человеком и отличающийся от предначертанного Творцом.
Да, и позвольте вопрос: в сфере ваших интересов ислам; так вот, учение о судьбе, о том, что каждую секунду Аллах творит мир (в рамках учения секты мутазилитов, кажется, подобное содержится) - здесь нет влияния месопотамской религиозной традиции, шумерской в частности? Или слишком большой временной разрыв?

Reply

Re: Игорь don_karabas July 30 2015, 06:32:20 UTC
Мне кажется, что здесь нужно рассуждать иначе. Этот текст известен ещё с тех времён, когда ни о каких мутазилитах и речи не было. И греки ещё не возгордились настолько, чтобы назвать окружающие народы варварами. Мы пользуемся известными нам аналогиями и можем ошибочно не разглядеть тот смысл, который в действительности содержится в этой истории. Понятно, что в этой притче заложена некая нравоучительная суть, которая может подразумевать то же, что и поговорка о журавле в небе. Но тут же видны и совершенно неожиданные нюансы взаимоотношений с богами, которые не укладываются в привычные представления о религиозности. Это даже не пресловутая "свобода воли" человека, который может "выбирать", а нечто совсем другое.

Reply


dubadam July 7 2015, 20:31:36 UTC
Но здесь опущены детали, известные из других табличек, и переставлены эпизоды ( ... )

Reply

banshur69 July 7 2015, 22:45:24 UTC
Красиво придумываете. Только там нет ничего подобного.
"Когда Энмешарра, дядя твой, ставший пленником, энлильство захватил, (он сказал): "Теперь я познаю судьбу как эн"". Значение высказывания пока никому не понятно. Знак NAM не переводится как "птица". Для птицы есть знак HU, читаемый mushen.
Жрецы не имели большей продолжительности жизни. Они просто лучше питались и были более обеспеченными. Как известно, на продолжительность жизни древних людей это прямым образом не влияло.
А боги в Шумере не считались всеведущими, кроме Энки.

Reply

trueview September 13 2015, 13:43:43 UTC
120 = десяток посчитанных рук. Большим пальцем правой руки пересчитываются все суставы (12), после этого на левой загибается палец. Действие продолжается пока все пальцы левой руки не собраны в кулак. Далее счет идет на разгибание пальцев левой руки. Итого - 10 х 12 = 120

Reply


Спасибо за текст! zigzina August 13 2015, 20:26:59 UTC
Они просто лучше питались и были более обеспеченными. Как известно, на продолжительность жизни древних людей это прямым образом не влияло. -

Судя по палеоантропологическим исследованиям, еще как влияло, даже в раннем неолите:))

И судя по полученной награде:
"Выйди из дома своего господина! Пусть твое потомство служит в моем храме!"

дети, потомки, их благополучие / благополучие рода / продолжение рода - имело значительную ценность и даже (исходя из этого текста) относилось к высшим ценностям = в них бессмертие, как вариант

Это к старому нашему разговору.

Reply


Leave a comment

Up