К проблеме оценки каллиграфических произведений людьми, далёкими от каллиграфии

Jul 31, 2019 15:57

В последнее время как-то снова я начал думать на тему, как же всё-таки оценивать и расценивать эти каллиграфические произведения. Это какая-то слишком сложная и многоаспектная проблема, к которой с какой стороны не подойди - ничего не понятно. Причём чем больше думаешь и чем больше понимаешь, тем непонятнее ( Read more... )

Вопросы, Мыслию по древу, Каллиграфия, Теория

Leave a comment

Comments 10

elven_gypsy July 31 2019, 09:42:30 UTC
И ЖЖ отнёс этот пост к категории «Музыка»...)

По-моему, так во всем. Профессионал или хорошо практикующий любитель знает, куда смотреть, и неизбежно учитывает технику в своей оценке. Все остальные полагаются на свой ум и чутьё. И тут уж - чем богаты... Можно не быть музыкантом, но прекрасно понимать, что Бах - не Джастин Бибер. А можно просто иметь плохой вкус и регулярно путать объективный Божий дар с объективной же яичницей. Не все на свете - вкусовщина. И, даже зная цену вещам, можно пройти мимо шедевра и очароваться пустяком по личным ассоциациям: вот трогает и все, хотя понимаешь, что безделка. Собственно - и ладно)

Reply

banjin August 1 2019, 09:29:15 UTC
"И ЖЖ отнёс этот пост к категории «Музыка»...)" - всё в этом мире музыка :)

" Можно не быть музыкантом, но прекрасно понимать, что Бах - не Джастин Бибер" - Да, я понимаю, что бесполезно расстраиваться по этому поводу. И редкие фанаты Джастина Бибера будут слушать Баха. Хуже того, они возможно и такой фамилии не слышали. Это, к сожалению жизнь. Но хочется же, чтобы человек тянулся к лучшему, рос и развивался :)

"вот трогает и все, хотя понимаешь, что безделка." - Да, говорят, что вивальди в своё время был попсой голимой :)

Reply


atsman July 31 2019, 12:59:19 UTC
Написано очень живо и интересно. Но чего тут обсуждать? :))) В мире есть Рембрандты и есть Моне. Так в каждой области творчества и науки - в музыке, языкознании, даже в математике. Тут, понимаешь, веками слагали один плюс два, как явился какой-то лохматый и выдумал теорию относительности. :))) Это, я думаю, проблема несколько иная. Проблема канона. Если вы получили классическое образование, то вы вынуждены придерживаться неких канонов некоей школы. Черты, штрихи этой школы будут узнаваемы в ваших произведениях, и по ним будут судить, хороши вы или нет. :)))
Я так понимаю, что вы считаете себя дилетантом. Please don't! Считайте, что вы --- основатель новой школы, школы Учителя Бандзин! :)))

Reply

banjin August 1 2019, 09:36:14 UTC
Я понимаю, что тут ничего не сделаешь. НО я сейчас только что понял, что есть в этом всём ещё один элемент над которым надо подумать. Который скорее всего и смущает меня.
Люди, реально не умеющие оценить каллиграфическое произведение не просто делают это. А считают себя экспертами в этом.
Вот оно!
Не страшно, что человек не может оценить произведение и судит только в меру своей подготовки. Все мы в конце-концов не с кисточкой в руках родились и сразу понимали, что хорошо, а что плохо.
Страшно, когда человек немогущий оценить считает и заявляет, что его оценка верна. и пытается повлиять на мнение окружающих.
Интересная мысль.
Спасибо :)

Reply

atsman August 1 2019, 11:37:31 UTC
Люди имеют свое мнение (они не могут не иметь его) и имеют право иметь его, так что... :))) Так --- во всех областях жизни. Взять переводческое дело. Любой, знающий "а" и "бе" на каком-то иностранном языке, считает, что он знает этот язык лучше других и может выступать в роли переводчика. А сколько раз меня поучали люди, начавшие изучать корейский язык по скачанным в интернете книжкам!... :)))
Люди разного - культурного, национального и проч. - происхождения смотрят на мир по-разному (вы тоже в силу своего происхождения, бэкграунда, уверен, смотрите на эти черточки, точки по-своему, не по-японски). Поэтому и суждения и оценки --- разные. Одному покажи каляку-маляку, изображенную каким-нибудь японским неумехой --- он назовет того Харуки Мураками каллиграфии, выставит каляку в Лувре, откроет в его честь музей, а покажи каляку японцу, еще хуже, знающему японцу --- тот удивится: "Что нашли иностранцы в этой мазне?". :)))
Удачи!

Reply

banjin August 2 2019, 01:37:30 UTC
Так то оно так :)

Reply


wlad_1978 July 31 2019, 13:53:22 UTC

Много раз наблюдал за Менкекайден в каллиграфии и женщиной с 2 кю. Разница настолько ощутима, что и говорить не нужно.

При этом свободный путь швейцарец, а она японка, и до нее многим как до Шанхая на карачках.

Большинству незнакомым с восточным искусством имхо даже маломальская мазня кажется чем-то из ряда вон выходящим, хотя мы знаем, что это не так. Просто они не знают с чем это все есть, как говорил Умка.

Reply

banjin August 1 2019, 09:42:06 UTC
"Много раз наблюдал за Менкекайден в каллиграфии и женщиной с 2 кю. Разница настолько ощутима, что и говорить не нужно"

Ммм.. сложна :)

С одной стороны процесс написания выявляет больше. По человеку всегда видно, как он относится к работе.

С другой, если есть два варианта для сравнения - это всегда проще.
Хотя, готов поспорить, я смогу найти такие примеры работ, когда человек далёкий от каллиграфии не отличит профессионала от любителя и предпочтёт второго первому.

С третьей - человек, много лет занимающийся будо - это не ничего не понимающий человек. Он понимает механизмы движения тела и энергии. Он их видит. Он видит их не только в процессе написания, но и замершие в написанной работе. Он умеет их считывать.

"Большинству незнакомым с восточным искусством имхо даже маломальская мазня кажется чем-то из ряда вон выходящим"
Это да. Это истина. Это боль.
С другой стороны... я сам когда-то прошёл через тоже самое. Так что это тоже естественный процесс....

Reply


summer_yuki August 8 2019, 07:06:15 UTC
мне кажется, что в оценке своих работ будет иметь значение мнение вашего учителя,до тех пор пока вы сами не сможете стать для кого-то учителем.
а может это не случится и никогда.
а зачем вам мнение других?

Reply

banjin August 16 2019, 02:20:45 UTC
Хороший вопрос - зачем мне мнение других. Иногда я и сам об этом думаю.
Парадокс в том, что с одной стороны, человек слаб и хочется же, чтобы тебя похвалили. С другой, хочется точно быть уверенным, что хвалят не просто так, а потому что есть за что. И пустые похвалы слушать вроде как и не хочется (хотя иногда тоже хочется) А обоснованно похвалить может действительно только учитель.

У меня проблема в том, что есть два человека, мнение которых для меня ценно. Но одному из них нравится всё, а другому - ничего.

Первый - это собственно сэнсэй. А второй - я сам.
И где и как тут найти баланс - я не знаю :)

Потому что когда тебе говорят, что у тебя всё здорово и замечательно - это вызывает ещё большие сомнения.

Reply


Leave a comment

Up