Та самая статья

Jul 09, 2016 01:46

Итак, та самая статья. Точнее даже кусочек одной главы одной чудесной книжки. Книжка называется 書の世界 常識と非常識 "Мир Каллиграфии: всё именно так или совсем иначе" (лит.пер.) Хори Хисао. Это по сути сборник статей автора, выходивших в журнале Суми с 2001 по 2008 годы. Книжка правда восхитительная и от каждой главы хочется стоя аплодировать автору. Лучшим ответом на вопрос "Почему" будет его собственная цитата из вступления (по памяти) "Когда я опубликовал это все, мне пришло огромное количество писем от коллег-каллиграфов. Многие из них меня хвалили и благодарили, большинство ругали, но почти все сказали, что никогда не хотели бы, чтобы их ученики читали это".

Вкратце говоря, в своей книге он поднимает вопросы, которые подавляющему большинству японцев вообще в голову не приходят. Например "Почему именно этот каллиграф или именно это произведение считаются шедеврами и классикой", "На чем основывается определение "Умелый и неумелый", "Действительно ли "умелая работа" - "умелая" и кто и как это решает" "Нужно ли учиться писать то, чего не понимаешь? Например, хэнтайгану или древнекитайские стихи", а главное - "Что такое Каллиграфия" и многое-многое другое, что по сути является ниспроверганием веками освященных основ Каллиграфии. То есть все те вопросы, что задает любой нормальный человек, начинающий интересоваться каллиграфией. Но при этом, если вдуматься, то ничего он не ниспровергает и не рушит, потому как ответы на эти вопросы вполне укладываются в русло традиции. Безумно увлекательно видеть, что ты сам задавал себе все эти вопросы и сам пытался искать на них ответы. Тут же тебе предлагают варианты, которые может и не являются истиной в последней инстанции, но ход мыслей автора открывает тебе мир с совершенно новой стороны.

Я долго могу книжкой восхищаться, лучше сами возьмите почитать, а я пока просто поделюсь одним кусочком, который сегодня попал мне под горячую руку. Как с меня писали...
P.S. Я бы тоже не хотел, чтобы мои ученики это читали. По крайней мере пока. Рано им пока знать такое...

Итак, Хори Хисао
глава "Что интересно в Каллиграфии? Ответ в тебе самом"
подраздел "О том, как с годами меняется удовольствие от Каллиграфии"

Достаточно большое количество людей начинает заниматься каллиграфией для того, чтобы "хоть новогоднюю открытку приличную написать". Сперва тяжело им с непривычки брать в руку кисть. Затем они идут в класс, где знакомятся с учителем и начинают заниматься с новыми знакомыми, а в будущем и вероятно, новыми друзьями. Постепенно они начинают отправлять свои работы в каллиграфические журналы, участвовать в бесплатных общественных выставках, и постепенно они начинают осознавать себя частью коллектива, каллиграфического общества или ассоциации и своей школы. (В Японии существует множество школ (направлений), каллиграфии, кроме того большое количество всевозможных обществ-последователей этих школ так или иначе объединяющих практически всех занимающихся прим.пер). Это - "Удовольствие от изучения". Это удовольствие от того, что ты часть сообщества единомышленников, и тут ещё нет никакого внутреннего конфликта. Естественно, что главная цель на этом этапе - научиться красиво писать (не задумываясь, впрочем, что же это собственно значит).

Однако, и в "Удовольствии от изучения" и в удовольствии от общения где-нибудь обязательно скоро возникнут проблемы. Я бы сказал, что это подобно "пубертатному периоду" точно так же проявляющемуся на определённой стадии развития и взросления.
С изучением Каллиграфии человек начинает задумываться, что же это собственно такое, чем же он, собственно, занимается.

Он начинает ходить по крупным выставкам, подглядывать за техникой других школ и обществ, подслушивать их разговоры и вдруг начинает чувствовать себя неспособным и ни к чему не годным, ничего не умеющим. Он начинает думать, что он недостаточно хорошо работает, к этому добавляется недоверие к учителю, возникает и недовольство своей школой.

Возможно, причина ещё и в том, что учитель до последнего воспринимает учеников как своих собственных детей и пытается "оградить" и даже в каком-то смысле "присвоить" их. Очень часто учитель забывает, что люди разные, и интересы у них разные, и не осознает, что ученики могут хотеть другого, нежели он сам, и он пытается насильно толкать их по пути, по которому шел сам. Кроме того, даже видя и оценивая способности учеников, при определении иерархии в группе, учителя бОльшую значимость придают времени, что занимается человек, нежели реальным достижениям. Если же ему на это указать, это создаёт напряжённые отношения в коллективе.
Хороший же учитель, как мне кажется, должен обучать своих учеников, отталкиваясь от их реального уровня. Именно он должен постепенно показывать ученикам классические произведения, чтобы воспитать понимание того, что значит смотреть Каллиграфию и как это делать. По крайней мере, я так считаю.

Годы, потраченные на изучение Каллиграфии, не должны уходить впустую один за одним. В идеале с каждым годом, каждая ваша линия должна становиться увереннее и сильнее. Для этого нужно менять методику. Кроме копирования полученных образцов, на определённом уровне стоит самостоятельно брать классические произведения и пытаться интерпретировать их самому. В результате у обучающегося обязательно постепенно начнёт формироваться понимание ценности и значимости, а главное - осознание своего собственного письма, и от "Удовольствия от изучения" вы перейдёте на новый уровень: "Удовольствие от размышления", что же всё-таки интересного в Каллиграфии, и в конце-концов вас захлестнет "Удовольствие от творения".

Удовольствие от Каллиграфии сходно с удовольствием, которое получает ребёнок, мазюкая черной тушью по белому листу. Постепенно мы начинаем добавлять к этому эстетическое и интеллектуальное осознание того, как именно нужно мазюкать, а затем возникает это чувство волнения, когда "Да как же в конце-концов поставить эту несчастную кисть на бумагу, чтобы получилось то, что нужно"... И всё это в прогрессии увеличивает получаемое удовольствие.
А если к этому удовольствию добавить знания о каллиграфах прошлых эпох и их произведениях, то удовольствие в корне меняется, переходя на новый уровень и теперь когда вы уже осознанно будете любоваться Каллиграфией это непременно улучшит ваши навыки понимания каллиграфических произведений.

Книга "Мир Каллиграфии...", Каллиграфия, Хори Хисао, Теория

Previous post Next post
Up