Что может пожелать себе настоящий меломан в день рождения Дягилева? Побольше "Русских сезонов", конечно, даже в нерусском исполнении. Чего уж там: национализму - нет! - мало ли иноземцев вилось вокруг Сергейпалыча? Тут тебе были и Равель с Дебюсси, и Мийо с Пикассо, и много еще Кокто. Интернационал, короче. Вот только не коммунистический, а мягко традиционалистский. С Рерихом за кулисами, с Блаватской в оркестровой яме. Которые таились до приказа и выходили лишь вместе со Стравинским. С его жуткой и первобытной, кроваво-радостной "Весной священной", с его архаичной и торжественной, кроваво-радостной "Свадебкой", например...
Итак, было это 31 марта 2014 г.
В день рождения Сергея Дягилява в рамках фестиваля "Золотая маска" его "Свадебку" спели, а "Весну священную" станцевали вокалисты, солисты, хор и оркестр, а также балет Новосибирского оперного театра.
Про "Весну" сказать особо нечего: ну, увидел в русской архаике Патрик де Бана нечто универсальное, понятное его иноверчески-инородческому глазу; ну, попытался изложить в рамках примордиальной мифологии композитора свою уникальную легенду; ну, получилось у него что-то. Не очень понятное, но и неприятным от этого не ставшее. Ну, не смог дотянуть до Стравинского, так на то и не гений. В музыке Игоря Федоровича С. русский археоуниверсализм заявлен громко и ясно, его музыка понятна всем, она - как утробный вой или крик отчаяния - не нуждается в переводе, тогда как в танце Парика де Б. смыслы спрятаны за индивидуальными кодами местечковых арго, их нужно раскрывать, имея в руках не ключи традиции, но отмычки племенных обычаев. Нет, плох де Бана не стал, просто дотянуться до Стравинского в танце еще никому не удавалось. Разве что дирижеру из Новосибирска Айнарсу Рубикису: под его руководством была явлена лучшая "Свадебка" - посмотрите на фото, как она выглядела. Вот и про таких хореографов и говорят: "Мастер!"