Власть беззастенчивая вызывает восхищение. Власть, прячущаяся за демократические процедуры, ни на что, кроме жалости, рассчитывать не может. Видимость объективности подобная диктатура ищет в конвенциональных отношениях, однако внятно объяснить, на чем основаны договоренности между нею и объектом приложения сил, толком не может. Или же не способна это сделать по причине генетического поражения мозга.
Например: Большой театр у нас - бренд. Да такой, что его репутации ничто повредить не в состоянии. Это известно. Гораздо менее известно, что стремление "сохранить лицо" - собственно, единственное, что отличает того, кто имеет какую-то репутацию, от того, кто никакой репутации не имеет. Тут либо высоко наверху, либо глубоко внизу - только в этом случае реноме не страдает.
Случай ГАБТ - он как?
Разберемся. На примере номинантов конкурса Benois da la danse.
Система отбора конкурсантов "Бенуа" проста, как мычание: каждый член жюри выдвигают своего претендента. Об объективности можно забыть и, казалось бы, это хорошо, и хорошо весьма! Но нет: как известно, мало что найдется тяжелее шапки Мономаха. Поэтому и скрывают нормальную ангажированность. Не умеют осуществлять диктат.
Вот Марина Кондратьева. Она - член жюри этого года. Посему нормально, что в число номинантов-2013 попала девушка, у которой Марина Викторовна - педагог-репетитор. Не страшно, что танцовщицу зовут Ольга Смирнова - она многим нравится. Говорят, после "Баядерки" она "Захарову перетанцевала", а после "Бриллиантов" - "перетанцевала вообще всех!". Ну и ладненько, девушка она хорошая, пусть получает свой "балетный Оскар", как с какого-то перепуга стали называть приз Benois de la danse. Не жалко ведь, верно?
Но!
Будьте в этом году последовательны до конца:
- поскольку каждый номинант в концерте исполняет тот номер (обыкновенно, единственный), с которым идет на конкурс, пусть первая солистка ГАБТ танцует все, с чем заявлена;
- если потребуется, устройте для Смирновой отдельный концерт - зритель имеет право видеть все, в чем барышня "и вообще всех, и некоторых в частности перетанцевала" - благо, количество пунктов, по которым молодая звезда Большого выдвигается на приз, зашкаливает.
Будьте последовательны и в будущем:
- не забывайте включать в список претендентных ролей Ольги Смирновой не только все, что она исполнила в сезоне, но и вносите в него каждый спектакль с указанием числа;
- в дальнейшем следует ввести номинацию "Ольга Смирнова", приз в которой будет получать, естественно, Ольга Смирнова за тот выход на сцену, который выпадет по жребию - ведь все они равноценны!
И будет нам щастье.
А если серьезно, то нынешняя в высшей степени некрасивая выходка говорит об отсутствии чувства меры, которое лежит в основе европейской культуры. Не зря за мерой следит жестокий, но справедливый Аполлон, который свиреп, но он - единственный, кто не позволяет скатиться миру в объятия Диониса. Ибо Дионис - это трагедия.
Вот и сегодня ГАБТ исполнил "песнь козла". Вывалив на всеобщее обозрение свою неумеренность, но так и не решившись при этом "властвовать беззастенчиво". У кого-то есть сомнение относительно того, что ресурса у Большого хватит на то, чтобы провести через жюри свою кандидатуру?
Даже враги на сей счет единодушны.
Впрочем, не говорит ли этот "конкурсный напор" о том, что монополия ГАБТ в русском балете исчезла? Сначала в Михайловский театр ушли первые звезды Большого - Наталья Осипова и Иван Васильев, а теперь и вовсе - лучший танцовщик планеты Сергей Полунин танцует в еще недавно "скромном" в глазах друзейбалета "Стасике", а вовсе не в Большом.
Так что не исключено, что Ольга Смирнова для Большого театра - последняя любовь, "яркая, как румянец у чахоточного" ©.
Ницшеанцы, блин.