"Народная легенда" 30 декабря, Королевский театр Дании

Jan 05, 2015 23:10



Этот балет называют "самым датским балетом Бурнонвиля", а сам Бурнонвиль отзывался о нем, как о своей наиболее осуществленной и лучшей хореографической работе. Созданию этого балета, однако, сопутствовали не самые радужные обстоятельства, поскольку летом 1853 года в Копенгагене разразилась эпидемия холеры. По настоянию матери Бурнонвиль бежал из столицы и снял для себя и своей семьи жилье во Фреденсборге, и именно здесь была создана "Народная легенда" - произведение, наполненное радостью, возможно, под влиянием облегчения от избавления от угрозы болезни и смерти.

Отправной точкой для "Народной легенды" послужил большой интерес к позднему средневековью, где преобладала романтика. Многие исследователи, среди них Свенд Грундтвиг, занимались сбором датских народных легенд. Ганс Кристиан Андерсен написал в 1845 году юмористическое и полное фантазии повествование "Волшебная гора" о королях эльфов, девушках-эльфах, троллях и прочем благородном народе. Без сомнения, балет"Жизель", чья премьера состоялась в 1841 году в Парижской опере, в котором молодой граф Альбрехт под покровом ночи до полусмерти затанцовывался опасными сверхъестесственными существами, также оказал на него влияние.
Уже в январе 1853 года "Народная легенда" занимала мысли Бурнонвиля, поскольку в это время он написал знакомой даме небольшое стихотворение, в котором три девушки-эльфа танцевали вокруг молодого человека. Оттуда не так далеко до истории о Юнкере Уве, помолвленном с буйной и капризной Бирте из богатого поместья, и который влюбляется в прекрасную милую Хильду, выросшую у троллей. Оказывается, что в детстве девочек поменяли, и настоящий тролль - это Бирте. Юнкер Уве должен бороться за свою любовь и только после того, как девушки-эльфы доводят его своим танцем до сумасшествия, двое влюбленных соединяются под звуки свадебного вальса светлой летней ночью.
Музыку к балету написали Нильс В. Гэде и Й. П. Э.Хартманн. Премьера "Народной легенды" в Королевском театре 20 марта 1854 года имела большой успех. Партию Хильды танцевала любимая на тот момент балерина Бурнонвиля, 22-летняя Джульетта Прайс, а 27-летняя Петрине Фредструп танцевала темпераментную Бирте.
Я увидела этот балет в Музыкальном доме Орхуса - так безыскусно называется большой театрально-концертный комплекс во втором по величине городе Дании 30 декабря.
Начался балет с подготовки к празднованию в поместье Хейгорден, где всем заправляет вздорная Бирте. Девушки накрывают столы, появляются гости, сама Бирте (ее танцевала Альба Надаль) выглядит почти карикатурно и вульгарно, и дамы ее сторонятся.



В стороне стоит и Юнкер Уве, полный мечтательных грез. Приходит группа танцовщиков, следуют танцы, в т.ч. крестьян - массовка танцует неплохо, достаточно слаженно, но вообще в первом акте преобладает пантомима - особенно Альба Надаль отлично справляется со своей ролью, почти до гротеска.
Вечереет, и общество удаляется в дом. Только Юнкер Уве остается на окраине леса. С наступлением темноты холм расступается и появляются обитатели потустороннего мира во главе с королевой троллей Мури (Седрик Ламбретт). Среди приближённых Мури - девушка Хильда (ее танцевала Кэролайн Болдуин). Хильда предлагает Юнкеру Уве выпить из кубка. Он выплескивает содержимое на землю, но несмотря на уговоры Хильды, не отдает кубок. Разозленная Мури и Хильда исчезают, а девушки-эльфы затанцовывают юнкера до сумасшествия .



Юнкера Уве танцевал Себастьян Хэйнес, и отлично танцевал кордебалет (эльфы).



Второй акт начинается с разборок в доме у Мури. Ее два сына, злобный тролль Дидерик (Себастьян Клоборг) и мягкий Видерик (Тобиас Преториус, брат солистки Иды Преториус) влюблены в Хильду и предлагают ей золотые украшения и драгоценности. Мури решает, что на Хильде женится Дидерик, но девушка не желает выходить замуж ни за одного из братьев. Она засыпает и во сне видит юнкера Уве, а кроме того странную картину, где тролли подменивают младенца в поместье.
Мури приглашает обитателей своего царства на праздник. Начинается настоящий бал монстров в стиле бала сатаны в "Мастере и Маргарите". Хильда и Видерик убегают от троллей.
Здесь также много пантомимы, танцует балет практически одна Хильда.



Тролли и прочая нечисть тоже танцует, но так - хип-хоп- народные танцы. Забавные сцены с участием двух братцев-троллей, особенно Видерик симпатичен со свей нескладной рожицей и копытцами.
Третий акт опять происходит в поместье, куда приходят Хильда и Видерик. Все поражены красотой и грациозностью девушки. Однако радость пропадает при появлении безумного юнкера Уве, сжимающего кубок. Он падает на землю, Хильда отбирает кубок и возвращает юнкера к жизни. Однако хозяин поместья призывает жандармов, чтобы схватить "безумного" юнкера и неизвестных пришельцев. Тут вступает в действие Видерик, заколдовывающий жандармов.



Тем временем Бирте неистовствует больше обычного, впадая в истерический припадок. В этот момент вбегает Хильда и в ней признают настоящую наследницу поместья. Бирте прогоняют прочь, но она быстро утешается, встретив свою мать и брата. Впрочем, она ни за что не хочет отправляться с ними в их царство и тут Мури находит решение, предлагая одному из джентльменов, герру Монсу тележку с ценностями в обмен на женитьбу на Бирте. Все разрешается ко всеобщему удовольствию.
Жители поместья радуются : прибыли танцовщики из столицы ( тут следует весьма известное Pas de sept, отлично исполненное Холли Джин Доргер, Дианой Куни, Леной-Марией Грубер, Александрой Ло Сардо, Грегори Дином, Марцином Купински и Йоном Акселем Франссоном) и под сенью летней ночи Хильда и юнкер Уве танцуют свадебный вальс, ну а тролли все равно остаются поблизости!
Как я уже упомянула, очень понравилось исполнение Альбой Надаль роли Бирте, также хорош был Тобиас Преториус в роли Видерика - но обе роли больше характерные, требующие отличных способностей к мимансу. Кэролайн Болдуин танцевала хорошо, особенно понравилась пластика ее рук, но - без искры божьей. А дуэты с Себастьяном Хэйнесом (юнкером Уве) вообще как-то были никакими, т.е. впечатления влюбленных они не производили от слова совсем. Поэтому и от танца Себастьяна Хэйнеса, который мне очень понравился в "Сильфиде", осталось какое-то "смазанное" впечатление, впрочем, возможно, что драматический роли ему удаются лучше романтических.
В общем, в качестве "рождественского балета для взрослых" "Народная легенда" вполне подошла, а вот в будущем году нас будет ждать классический "Щелкунчик"!
Фото с поклонов:










2014-12, Королевский балет Дании, Дания

Previous post Next post
Up