Метафизика Летова. Часть 1

Dec 27, 2013 15:47



Был такой известный панк-рок музыкант Егор Летов. Был лидером групп "Гражданская оборона", "Егор и опиздиневшие", "Коммунизм". Записал сам и в соавторстве около 100 альбомов, в основном панк-направления. И был Егор Летов человеком достаточно умным, начитанным, верующим.


Сегодня многие считают Егора героем, боготворят его. Чего греха таить, я и сам был поклонником его творчества. До недавнего времени. Когда-нибудь я попробую раскрыть суть "коммунизмов" (музыкальные альбомы-коллажи) и многих песен.

А сейчас я хочу привести цитаты из сборника интервью "Я не верю в анархию". Тут будут слова как Летова, так и журналистов о Летове. Комментировать их не хочу. Скажу только, что достаточно сказанное о Егоре, или сказано им, очень схоже с метафизикой Кургиняна (не все, но достаточное количество). Итак, начнем.



1. ВОПРОС: Что такое рок?
ОТВЕТ: Рок, по сути, не музыка и не искусство, а некоторое религиозное действо по типу шаманизма - которое существует, дабы утвердить определенную установку. Человек, занимающийся роком, постигает жизнь, но не через утверждение, а через разрушение, через смерть. Шаманство здесь ритм, на который накладывается импровизация. И чем больше шаманства, тем больше рока. И, наоборот, если над шаманством начинает преобладать искусство, музыка то рок умирает.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981849.html#ixzz2jVzxFDIh



2. - Ты в Урлайте объяснил рок-н-ролл как язычество, я помню, читал какие-то такие вещи. Как ты считаешь, есть шаманство?… Если бы шаманы сейчас бы жили и принялись бы что-то играть в электричестве звук был бы грязным?
- Так дело в том, что это как… вот, мы как раз возвращаемся к той концепции, а чем я говорил в Урлайте. Я считаю, что-то, что мы делаем панк - это именно то, что называют панк, хардкор… Это, в общем-то, не музыка и не искусство. А так как это не музыка и не искусство, то нет понятия чистый звук или грязный звук, а есть определенная ритмическая структура, есть определенная гармония и определенный текст, который идет как мантра. Ну вот, и самое главное электрические вещи. А это достигается не путем грязного звука или чистого звука. Это достигает путем… ну, допустим, Гри Колтен. Музыка, свободная только в той стелен в какой ошибка музыканта любая может вписаться в полный контекст скажем так. Допустим, в музыке GENESIS или YЕS, любая ошибка будет выпадать и все ломать. А вот во ФЛИТ ШИГЕРЕ индустриальной музык как STANDIN`ABOUT IT, там ошибки быть и не может, потому что любой звук, любая музыка вписывается в контекст. Вот это я называю грязным подхватом электро.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981848.html#ixzz2jW05hbi7



3. Другим абсолютом своей системы ценностей Егор Летов признает терпение (в духе экзистенииализма): человек все сознает, но все же живет и действует. Причем с полной самоотдачей. Поэтому, кстати, я полагаю, что глубоким заблуждением было бы считать Егора Летова трубадуром суицида. Так же неоднозначно звучит у него и тема некрофилии. Как истинный художник, пропуская эти мрачные темы через свою собственную субъективность автор в гротесковой форме отображает ненормальность этих трагических ситуаций и тем самым порождает у слушателей отвращение к ним и страстный протест. При этом, рискуя быть непонятым, он обращается к глубинам нашего подсознания, чтобы вернее вызвать эту негативную реакцию, в частности, и на современные варианты идолопоклонства.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981671.html#ixzz2jW0FLPsX



4. Философские рассуждения Егора Летова: Человек, занимающийся роком, постигает жизнь не через утверждение, а через смерть, через разрушение…
На то и судьба дана человеку (от этого никуда не денешься), хотя петь о цветочках и прекрасной вечернике Егору не приходится совсем - совесть не позволяет. Он избрал спой путь, и будет ему верен. И будет петь, даже если не его концерт не придет ни один человек.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981611.html#ixzz2jW0Lt4pO



5. Физиологизм составляет еще одну важную особенность, так сказать, лирического строя автора. Причем имеет он специфическую, медицински выражаясь, анально-фекальную фиксацию (избавим читателя от примеров). Сия эстетика ватерклозета психологически связана с инфантильностью: как известно, маленькие дети первоначально лишены брезгливого отношения к экспериментам, рассматривают их как часть себя… У взрослого же, скажем, намеренное осквернение собственного лица, погружение его в телесный низ отражает подсознательное желание как бы перевернуть все вверх ногами, поменять все ценности на противоположные (вспомним народную поговорку о том, что дешевле всего на свете). Поступая так, Егор напяливает на себя маску скомороха - а точнее, психологический архетип трикстера, связанный с ранними стадиями формирования человеческой самости. Для этого певцу нужна всепоглощающая, исступленная решимость и огромная, отчаянно наивная вера в слушателей. В нас. Вот почему данный альбом затрагивает в каждом какую-то тайну, стыдливо скрываемую, но неотъемлемую струну, и в этом - его сила.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981550.html#ixzz2jW0RhKGd



6. ПНС: Состав ГО сейчас достаточно стабилен?
Е. Л.: Мы играем вместе гола полтора. Были маленькие периоды чисто для отдыха. Мы друг без друга просто не можем. Это, как коммуна. Хотя я думаю, что после Барнаула надо прекращать. Ситуация в стране такая, что даже на роке деньги делают. Это же полная профанация. Народ на концерты идет либо как на дискотеку, попрыгать, поорать, либо идут эстеты, чтобы послушать какое тут арпеджио, какой тембровый пласт. Я не считаю, что рок - это музыка или эстетика. Я считаю, что рок - это такое религиозное движение.
ПНС: Шаманство.
Е. Л.: Да, даже не то, что шаманство. Это когда человек просто выходит, и все это, как молитва. Это должно быть так! Приходится заниматься тем, что ты либо развлекаешь толпу, т. е. устраиваешь шоу типа АУКЦИОН, либо играешь для эстетов. А я хочу играть то, что мы играли в подвалах Новосибирска. Мне лучше, когда собирается десять человек в зале, но тех, кто приходит именно меня послушать. А у нас такое, видимо, невозможно. На Западе, например, есть независимые залы и благотворительные фонды, чтобы музыканты, которых любит человек во всей Европе, могли заниматься музыкой и работать где-то. Я собираю пластинки и могу привести много таких примеров,

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981513.html#ixzz2jW0bBbvR



7. ПНС: Что ты думаешь о его самоубийстве?
Е. Л..: Я считаю, что единственный выход и естественный конец для честного человека в наших условиях. Если ты имеешь честное сознание, ты должен понимать, что ничего тебе не удастся изменить. Чем дальше ты идешь, чем дальше ты расширяешься, как личность, все меньше общего у тебя остается с тем, что снаружи, то есть через некоторое время тебя никто не сможет принимать, ты ухолишь просто в вакуум. Если находить какую-то силу, то идешь дальше и становишься, по-видимому, снятым. А если ты имеешь эту честность сознания, понимаешь, что ничего никогда не сможешь сделать и тем не менее хочешь изменить, то есть реально тебя цепляет, тогда единственный выход - это каким-то образом умереть. Либо быть убитым реальностью, либо самому.
ПНС: Веришь ли ты и загробную жизнь?
Е. Л.: Да. конечно. Я вообще очень верующий человек.
ПНС: В Урлайте ты говоришь, что рок - явление антигуманное античеловечное. Как это сопоставить с христовыми заповедями?
Е. Л.: Я считаю, что Христос - это и есть нечто нечеловеческое. То, что он внес на Землю имеет очень малое отношение к человеческому. Это нечеловеческие истины, но сути. Это доказано историей. Человек, он не может… Т. е. Христос нес любовь, по сути, с точки зрения современною христианства, Христос был Сатаной, потому что был в первую очередь - антихрист, т. е, человек, который нес полную свободу выбора, т е. то, что религия никогда не давала и сейчас не дает. А он внес именно свободу выбора: либо ты ждешь, либо нет. Каждый - свое Я. Сам поступал - Возлюби ближнего своего, как самого себя говорит о том, что нужно сначала возлюбить себя. По настоящему возлюбить, т. е. не самого себя, не личность, а Бога в себе самом. Мне кажется, что он нес такие истины, которые просто несопоставимы с человеческим образом сознания. Вообще с «Я» Т. е если человек личность, он мыслит через какую-то призму своей личности, он не может ни в каком виде следовать за Христом. Именно в том виде как он говорил. Поэтому Христа распяли, и он ушел в прямом смысле, он действительно был не человек, Я считаю, что такие люди, как Башлачев - это не люди. Они могут каким-то образом здесь воплотиться. Но по сути, по тому, что внутри, это не люди. Потому что система ценностей, которая за ними стоит, за их творчеством - это система нечеловеческих ценностей.
ПНС: Расхожий афоризм - Рок - это послание Сатаны правилен в твоем понимании?
Е. Л.: В моем понимании - да! То, что делал Башлачев - это некая система ценностей, которая стоит за смертью. Поэтому эти люди внутренне максимально свободны. Они более циничны во внешних проявлениях, но они и более свободны. Поэтому здесь они долго существовать не могут. Свобода выбора, вообще какая-то свобода - это чрезвычайное зло, как у Достоевского.
ПНС: Ты любишь Достоевского?
Е. Л.: Да, это мои любимый писатель.
ПНС: А кого ты еще можешь назвать?
Е. Л.: Поздний Платонов, Сэленджер. Гоголь, Кортасар, Борхес, раннего Сартра периода Тошноты. Вообще, много кого люблю. Но Достоевский все же на голову выше всех.
ПНС: Что для тебя любовь?
Е. Л.: Любовь дня меня… У меня такое чувство, что любить кого-то невозможно. Любить - это, как дышать. Это такой процесс, который направлен в никуда. Просто идет через тебя такой поток. Такое озарение я испытывал несколько раз в жизни. За это потом приходится очень дорого платить. Разные там депрессии. Очень тяжело. По настоящему, любовь - это когда тебя вообще нет. Я это и Богом называю. Я просто могу объяснить то, что я испытывал. Меня как бы вообще не было. Я был всем и через меня хлестал какой-то поток. Это была любовь. Я не могу сказать, что я любил кого-то или что-то. Это 6ьла просто любовь. Как весь мир. Я и был всем миром.
ПНС: Что дня тебя смерть?
Е. Л:. Смерть для меня - это когда из очень ограниченного состояния попадаешь н очень расширенное состояние. После смерти, видимо, дано полное знание во всем, причем знание в смысле любовь и все. А вот насколько человек широк, я не знаю. это вопрос мистический. Я могу судить только со своей колокольни, а она у меня очень маленькая. Мое понятие очень ограниченное. Мне кажется, что после смерти человеку дается полное знание. Оно вытеснит следующую какую-то форму. Может человек еще где-то воплотится. Я считаю, что существует много разных слоев всевозможных реальностей. Мы здесь даны, чтобы сделать какую-то работу. Причем, чем дольше я живу, тем больше понимаю, что жить - это значит жить как животное, как в раю, в полной гармонии со всем. Здесь я сейчас. Здесь именно то происходит, что не дает жить. Человек делает здесь как бы ритуал. Если он это делает, он куда-то идет, что-то с ним происходит. Потом он трансформируется к следующем состоянии, причем по направлению и ту сторону, где живут.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981513.html#ixzz2jW0ieBvZ



8. Тогда, в 90-м, Егор Летов утверждал свою новую правду, умирая от Боли, умирая от страха, умирая от силы, умирая от себя. На сцене творился апофеоз сумасшествия, который являл собой Летов. Черные свободные одежды и длинные волосы делали его похожим на колдуна-шамана, исполняющего свой ритуальный танец, понятный только ему одному. Это можно было бы назвать состоянием невменяемости из-за раздражения на урбанический хохот людских масс. Гордой поступью шло человечество, созидая и преображая все вокруг, а где-то совсем рядом наповал приговоренные отстаивали свое право на белый полет. Неприятие диктатуры вырождения, ненавистной совдеповской системы, подавляющей ростки всего живого и прекрасного, и противление этому самому асфальтовому закону складываются в звонкий клич: я всегда буду против 1990 год - начало грозовой демократии, нового этапа развития российского социума. Но в действительности в отношениях между людьми не произошло никаких изменений: я проснулся среди ночи и понял, что все идет по плану.
Осталось чувство тревоги и страха перед будущим, которого еще нет. Настроение далеко не оптимистичное и жизнеутверждающее, но те, кого это затронуло. В свое время, отнесутся к сему концертному безобразию со всей серьезностью. Главное, что пелось все искренне и честно:
Речи замедляются
Слова повторяются
Интонации не меняются
И все сначала - Игра в самолетики Под кроватью…

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981411.html#ixzz2jW0p5vXc



9. С.: Вот ты говоришь - дух умер…
Е.: Умер, для них для всех. Покинул. Такого, я уверен, не было никогда. У меня недавно как будто что-то открылось внутри. Я понял. Это - пиздец. Тут бесполезно словеса говорить, руками махать… Это ведь не только в нашей стране. Это везде так. Нас это в последнюю очередь коснулось из всей цивилизации. Зато у нас это быстро произошло и раскидисто. По-русски.
С.: Так что, по-твоему, сейчас даже творчество смысла не имеет?
Е.: Мне кажется, уже нет. Не имеет. Вот то, что я говорю ты поверь, я не от ума говорю. Я это чувствую. Как факт, существующий явственно и наглядно. Для меня. Поэтому спорить и аргументировать я не буду, ты только не обижайся. Может быть, это от того, что во мне что-то важное сломалось. У меня был даже стих такой: Когда я умер, не было никого, кто бы это опроверг. Может быть, это самое главное, что я создал, - этот стих. А насчет творчества… вот Сергеич однажды (году этак в85-м) высказал такое соображение - что, мол, рок-н-ролл надо запретить под страхом уничтожения на месте. Что если берешься сочинить или спеть песню - должен будешь убитым быть. И вот ежели кто и решится в таком случае петь - то это будет НАСТОЯЩЕЕ. Я, помню, тогда долго с Сергеичем ругался. А сейчас - так он как бы и прав. То, что вокруг сейчас деется, - это же и словами не расскажешь! У Ницше в Заратустре фраза была о том, что наступит время, когда и понятие ДУХ означать будет грязь. Вот оно и наступило, всем на радость и утешение. Мне тут делать нечего. Здесь еще долго будет потеха продолжаться, пока все это не ПИЗДАНЕТСЯ самым жестоким образом. И вот тогда, может быть, наступит эра протрезвления… время собирать. Мне, однако, еще посчастливилось… я везучий человек - я все умудрялся делать вовремя. Я застал советский вудсток - последний, наверное, отчаянный, чудесный всплеск детской чистой, живой радости - в годах 84-88 - и сам этому, надеюсь, в какой-то мере посодействовал. Я застал праздник, я был на него приглашен. Такого больше не будет.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981372.html#ixzz2jW0zz9we



10. .: А ты не думал, что подобные требования логичней и честнее начинать с самого себя?
Е.: Думал. Я не оправдываюсь, но… видишь ли, какая у меня ситуация. Всю жизнь всеми своими действиями - и творчеством, и всем прочим - пытаешься доказать себе, что ты - неговно. Что ты - МОЖЕШЬ. Что ты ХОРОШИЙ. Понимаешь, о чем я говорю? У меня постоянно так - доказываешь-доказываешь, что чего-то стоишь, что имеешь право на бытие, вылазишь-вылазишь из этого дерьма, и тут твои же близкие или сама реальность возьмет да и даст тебе понять: ДА ТЫ ЖЕ - ГОВНО, ПАРЕНЬ! Тут у меня тормоза и срываются. Особенно же меня злит то, что окружающие не хотят (именно - НЕ ЖЕЛАЮТ) - сделать, решиться на ЧУДО, прыгнуть через голову, через луну! Мне, сука, всегда было (да и будет, наверное) ОБИДНО - ведь все могло бы и может быть СОВСЕМ ИНАЧЕ - только б спичку к фитилю поднести! Нет, всем и так неплохо. Мне всегда было МАЛО - всего было МАЛО! Я не понимаю слова неплохо - оно перечеркивает все, что ЗАЕБИСЬ. У меня, видно, уж характер такой - истерический и жадный. МАЛО мне, когда все более-менее. Хочу, чтоб ЛЕТАЛО просто все от восторга в седьмые небеса! И надо сказать, что это у меня иногда получалось. Испытывал я это. И не раз. И в этом я - счастливый человек, хоть и стыдно мне за все мои гадости и глупости. Мне вот в последнее время кажется, что вся моя вина и беда в том, что в силу потакания своему характеру я упустил возможность встретить, найти еще одного или там… двух, таких же как я, безумных и безобразных. И вот взяли бы мы вдвоем или втроем (один я не потянул - не хватило, как выяснилось, мочи) и создали, воздвигли бы нечто столь ВЕЛИКОЕ, ЧУДЕСНОЕ, СИЛЬНОЕ и ЖИВОЕ - песню, идею или просто - чувство, импульс - то, что просто НЕ ПОЗВОЛИЛО бы произойти тому, что столь печально произошло со всеми нами, со всем нашим забвенным миром. Один - это уже здорово. А двое - это же СОКРУШИТЕЛЬНАЯ СИЛА, это - воля, которой можно вселенные взрывать и воздвигать, с которой можно сказать солнцу - Подвинься. Я это серьезно говорю. И то, что я допустил нынешнее повсеместное унижение и уничтожение Духа - в мировом масштабе, в этом моя страшная вина.
С.: Ты серьезно считаешь, что вы могли бы все исправить?
Е.: Несомненно смогли бы. Во всяком случае - отдалить этот конец. А там, глядишь, кто-нибудь заметил бы нас. Подставил бы, так сказать, плечо. Но… не нашел я людей, способных потянуть такое. Все же вокруг - БЛАГОРАЗУМНЫЕ! Или - самоуниженные и самооскорбленные. Вся тут беда в том, что никто не страдает центропупием, никто не верит в то, что он - всесильный, что он - центр вселенной, в той же степени, в которой им является и одуванчик, и лимон вот в моем стакане с чаем… и любая точка во вселенной. Никто не верит, НЕ ЗНАЕТ то, что все в этом мире прочно и очевидно завязано и зависимо. Каждый твой шаг, каждое твое действие, твое слово неукоснительно меняет и преображает ВЕСЬ МИР. Вот мы сейчас сидим, говорим - а где-нибудь в Америке от этого горы валятся. Понимаешь? Каждый - хозяин Вселенной. Каждый, для кого это - ТАКОВО. Если ты веришь в то, что ты СПОСОБЕН, что ты МОЖЕШЬ менять мир, что от тебя зависит ВСЕ, ты приказываешь горе - и она движется. Она не может не сдвинуться. Ей ничего больше не остается.
С.: Ты в это веришь?
Е.: Я это ЗНАЮ. Знаю и умею.
С.: И что захочешь, то и будет?
Е.: Будет, если на твою волю не найдется более сильной. Но никому это не нужно! Никто не хочет или не может (что то же самое) себе позволить - быть ответственным - ответственным за все. За себя хотя бы! Позволить себе быть не то что СВОБОДНЫМ, а хотя бы - просто счастливым. Счастливым не освинелым удовлетворением, а - детским чистым восторгом от факта собственного существования вот здесь и именно сейчас! Все, что я говорю тут, и без меня уж тысячи лет известно, но мне удивительно и досадно, что никто этого не скажет, если мне взять сейчас и застенчиво промолчать! Ведь все, что будет сказано, будет сказано все непременнейшими мозговитыми критиками, матерыми христианами, а также вечно терпящими, ожидающими, призывающими, недомогающими и прочей косоротой публикой! Нет, чтобы взять и сказать: СТОП! И оказаться - дома. Все будут долго и протяжно ныть, кусать пальцы, ждать, терпеть, воздавать, созидать… Ей-богу, человека ДОЛЖНО БИТЬ! БИТЬ ЩЕДРО И ОТЧАЯННО!
С.: А вот если…
Е.: Вот погоди. Я все думаю о том, что наговорил про творчество - что в момент преодоления оно излишне. Тут я, наверное, все-таки в чем-то соврал. В момент освобождения Настоящее творчество, может быть, и начинается. Но уже не искусство в обычном понимании. Видишь ли, в нынешней ситуации это все равно невозможно. Все уже втоптано в грязь и обосрано, и вообще - если истина там, где времени больше не будет - то здесь только время теперь и будет.
С.: Начиная с года 88-го в твоем творчестве начали явственно прослеживаться этакие русско-народные гармонии, интонации. И чем дальше, тем…
Е.: Я понимаю, о чем ты хочешь спросить. Я сразу скажу, что если ты решился творить и стал в себя погружаться, то неминуемо - НЕМИНУЕМО - придешь к неким собственным корням. И к национальным. И дальше… глубже… к общечеловеческим. И еще глубже, наверное! Тут даже не надо никаких усилий нелепых прилагать, это само собой, самым естественным образом происходит. Изнутри. Словно в водоворот попадаешь. В воронку. Надо только
найти в себе силы добраться до этого Потока, войти в него, а остальное - само придет. Со мной все именно так произошло. Я уверен, что у Янки то же самое. И у Башлачева. И у Ромыча. Да и на Западе то же самое. Рок-н-ролл - это действительно народная музыка последних там… лет 30-ти.
Вообще все, что делается честно, изо всех сил, отчаянно и здорово, - все народное.
С.: А вот скажи, как ты относишься, извини за дурацкий вопрос, - к наркотикам?
Е.: Хорошо отношусь! ОЧЕНЬ хорошо и трогательно отношусь.
С.: А сам?
Е.: И сам. С некоторых пор вообще ни отчего не отказываюсь. И трава - хорошо, и водка - отлично, и… Я вот мечтаю ЛСД достать, да не дается он мне в руки. До смешного. Самым натуральным образом.
Видишь ли, я очень Сида Баррета понимаю. И не вижу никакой трагедии в том, что с ним произошло. Наоборот. И всех junkie понимаю. Я и сам такой. Rock?n?Roll junkie . Рок-н-ролл - ведь тоже дверь. Трамплин. Бумажный самолетик. Вертолет без окон и дверей, Трамвай до ближнего моста. Все, что помогает крушить эти картонные Месопотамии, взрывать все эти трехмерные декоративные хлопушки, все эти кастанедовские описания, - все хорошо! Все - зерно на мельницу. Тут главное - как самому к этому относиться. Все от себя самого зависит. Я вот сам, последние месяца 3, - как минимум, раз в 2 дня психостимуляторов нажираюсь. И хорошее, я скажу тебе, это дело! Конечно, лучше достигать достигаемого самому, собственными силами - но это же
в нашей ситуации смехотворно или требует массы времени. Я скажу тебе по секрету - нет у меня лишнего времени на ожидание и возведение из кубиков пластмассовых пирамид Хеопса. Не за этим я здесь. И, кроме того, я с детства не любил мерить ступени шагами - я всегда перескакивал. Зачем ворочать колеса, если есть три волшебных слова: Крибс-крабс-бумс!
Впрочем, каждому - свое, разумеется. Как это у Стругацких - медленно ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх до самых высот или что-то вроде этого (это эпиграф к Улитке на склоне ). Я вот не верю, что, медленно ползая по склону Фудзи, можно добраться хоть до каких-нибудь ничтожных бугорков или даже до подножия. В наши дни, во всяком случае. Считаю так, что, как ползешь, так и будешь ползать, хоть жизнь, хоть 100 жизней, пока совсем не охуеешь от своего ползания. И вот в этот момент, если вдруг встанешь и огласишь на все четыре стороны - СТОП! - вот в этот момент на вершине Фудзи и окажешься… Да и где угодно, если хватит на это радости и свободы.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981372.html#ixzz2jW1ClYkY

Продолжение следует...



Музыка

Previous post Next post
Up