I
Когда и как русские оказались в Талыше?
Появление русских в Талыше относится именно к этому историческому периоду, точнее, к 30 годам XIX века. 20 октября1830 года Высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета: «О духоборцах, иконоборцах, молоканах, инодействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный Совет в Департаменте законов и в Общем Собрании, рассмотрев выписки из журналов Комитета Министров и представление министра внутренних дел о правилах предполагаемых в отношении к раскольникам, положил для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, инодействующих и других, признанных особенно вредными ересей, постановить следующее:
1. Всех выше назначенных раскольников, изобличенных в распространении своей ереси и привлечении к оной других, также в соблазнах, буйстве и дерзостях против церкви и духовенства православной веры, предавать суду.
2. Признанного по суду виновным в упомянутых действиях отдавать, будет годен в солдаты, обращая на службу в Кавказский Корпус, а при неспособности к оной, равно как и женщин, отсылать для водворения в Закавказские провинции.
3. Главное в Грузии начальство имеет назначить места, кои найдет оно для поселения сих людей более удобными, сколько во уважении к заселенному краю, столько и во уважение пресечения им способов к распространению расколов».
На основе этого постановления Государственного Совет в 1837 году был издан царский Указ, позволивших сектантам-субботникам поселяться в закавказских областях. Первые время субботники селились в отдельных деревнях. С 1848 года им было разрешено селиться и в городах Закавказья. В соответствии с указом 1837 года часть субботников, находившаяся в оппозиции к официальной православной церкви, была расселена в г. Ленкорани и на территории Ленкоранского уезда. В Ленокоранском уезде деревня Вель (старообрядцы) поселена в 1838 году, Привольное (иудействующие) - 1839 г., Пришиб и Николаевка - в 1840 г., Новоголовка (Новогольск) и Астраханка - в 1845 г., Андреевка - в 1847 г. В 1867 году образовалось деревня Православное в Ленкоранском уезде из православных переселенцев из Енотаевского уезда Астраханской губернии, из отставных солдат и малороссиян (Зейдлиц Н. /Этнографический очерк Бакинской губернии/ Кавказский календарь на 1871 г., с.47-67).
Это привело к тому, что уже к 50-м годам XIX века, согласно переписи 1857 года, на территории Ленкоранского уезда были следующие русские деревни:
1. Вель (14 дворов; 48 мужчин и 36 женщин; старообрядцы);
2. Ольховка (число русских не указывается);
3. Астраханка (67 дворов; 141 муж. и 171 женш.; молоканы);
4. Новогольск (Новоголовка) (124 дворов; 399 муж. и 431 женш.; молоканы);
5. Привольное (419 дворов; 1061 муж. и 1072 женш.; субботники);
6. Пришиб (183 дворов; 465 муж. и 435 женш.; молоканы);
7. Православное (117 дворов; 351 чел.; православные);
8. Николаевка (61 дворов; 157 муж. и 168 женш.; молоканы);
9. Андреевка (125 дворов; 317 муж. и 282 женш.; молоканы);
ИТОГО: 5534 человек.
Русское население всего в Бакинской губернии, по камеральному описанию 1859 г., состояло из 12,604 д. об. или 2,7% всего населения губернии.
Кроме этих деревень, русские жили и в г. Ланконе. Согласно сведениям 1865 года, из 4958 человек городского населения Ланкона 613 человек составляли православные, 8 - католики, 182 - григоряне. Оставшуюся часть населения составляли протестанты, иудеи и последователи других религий.
В 1876 году из 5370 человек всего населения города Ленкорани 3589 человек, т.е 2/3 его составляли талыши. Вместе с ними в городе проживали 425 русских, 164 армян, 29 евреев, а также небольшое количество поляков, немцев и др. Согласно Всероссийской переписи 1897 года, из общего количества жителей города в 8733 человека талыши составляли 5604 человека (или 64%), русские - 1371 человек, армяне - 1302 человека.
К началу 20 века в Азербайджане было 46 русских сел раскольников, из них около двадцати находились на территории Талыша.
«В Ленкоранском уезде почти 120 тысяч жителей. Из них 10 тыс. чел. - русские. Кроме Ленкорани, Астары, и ст. Вель, расположившейся к югу от Ленкорани, все русские села раскинулась в степи, на северной части низменности. Как известно, Талышинское ханство перешло к России в 1813 году, а спустя 25 лет началось заселение удобных мест русскими сектантами.
Акклиматизировались они перевосходно и почти не страдает от малярии, благодаря хорошим условиям жизни» (На самом юге Кавказе //Естествознание и География// Москва, 1903, ноябрь, № 9-10).
В 1913 году из 13750 человек всех жителей Ланкона 10759 (78,2%) составляли талыши, 1573 (11,4%) - русские, 804 (5%) - армяне.
По данным другого источника (Распределение населения Закавказья по сельским обществам и народностям / Кавказский календарь на 1910 г. С. 468) проживало всего в Ленкоранском уезде 127307 чел. (муж - 66001, жен - 61306 чел.), из них: талыши - 66851, русские - 12522; Аркеванский участок - 38217 чел.; талыши - 21459 (56,2%) чел.; русские - 748 чел.; Зувандский участок - 28822 чел., талыши - 22152 (76,9%) чел.; Ленкоранский участок - 23562 чел.: талыши -22352 (94,9%) чел., тюрки - 898 (3,8%) чел., русские - 312 (1,3%) чел.; Себидажский участок - русские - 11462 (31,2%) чел.
О судьбах русских в Талыше образно можно говорить этими словами из надгробья Антона Андреевича Головатого - Одного из жертв лихорадки с армии бригадира, Войскового Судьи и Кошевого атамана (избранный заочно и так и не узнавший о своем избрании).
“Служил он [вер]ою и пр[авдой вес]ь свой в[ек]
У всех [сни]ска[л любовь] и [ув]аж[ение]
И в тайне ближнему явл[я]л [благ]отвор[ение.]
Мир праху [т]воему о добрый чел[овек]”
Приток русских в Талыш продолжался и в годы Советской власти. По переписи 1939 года количество русских достигло максимума, составив 530 тысяч человек или 16,5 процента от общей численности населения Азербайджана. Дальнейшая динамика русского населения в Азербайджане выглядит так: 528318 чел. - 1939 г.; 501282 чел. - 1959 г.; 510059 чел. - 1970 г. перепись населения; 475255 чел. - 1979 г.; 392304 чел. - 1989. Отсюда видно, что уже к 1989 году удельный вес русских в Азербайджане снизился до 5,6%, а уже через 10 лет - в 199 г. их осталось всего 141,7 тыс. чел., т.е. всего 1,8%! Причем надо учесть, что большинство эмигрировавших русских были жители Талыша. Как ни странно, на территории других районов Азербайджана русские деревни в основном остались. Даже если среди жителей этих деревень тоже были уехавшие, но большинство из них, а главное, деревни сами все-таки остались.
II
Выдворение
Бакинские политологи причину такого оттока русских из Азербайджана пытаются объяснить исключительно экономическими факторами и нестабильности политической жизни страны в начале 90-х. годов. Вот что пишет по этому поводу один из них: «Социально-политические процессы, произошедшие в Азербайджане в конце 80-х - начале 90-х гг., значительно усилили отток русских из республики. Война с Арменией, ввод советских войск в Баку в январе 1990 года, внутриполитическая нестабильность, экономический кризис, резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической дискомфортности этой группы населения страны привели к тому, что в первые годы независимости Азербайджана русские во многом оказались отчуждены от политической жизни страны». «Интересы и требования русского населения публично не заявляются. До сведения властей и политических сил они доводятся скорее в форме пожеланий и в конфиденциальном плане. Их можно свести к предложениям установить максимально тесный союз между Азербайджаном и Россией в рамках СНГ, признать за русским языком официальный статус наравне с азербайджанским, допущение двойного гражданства и др.
Опросы общественного мнения в Азербайджане показывают, что очень малая часть населения воспринимает Россию позитивно. Рейтинг нашего северного соседа уступает не только Турции, США, но и Грузии, Израилю и Украине». «Россию, как государство с великодержавными амбициями, скорее не любят, но к русским людям азербайджанцы относятся вполне дружелюбно».
Вот вам и объяснение! Как ни странно, никто в Азербайджане не задавал себе вопрос, почему эти факторы в большей части задевали русских, проживающих только в Талыше? Почему то никто не хочет говорить о необузданной пантюркистской пропаганде, развернувшейся в стране за годы независимости.
В нашу задачу в данный момент не выходит объяснение причин оттока русских из всего Азербайджана. Мы только привели мнение бакинского политолога для того, чтобы некоторые наивные русские политики и политологи смогли вникнуть в суть происходящего. Стоит спрашивать у бакинского политолога, если на самом деле население Азербайджана «не любит» Россию, тогда почему половина азербайджанцев находится именно в России, а чуть ли не остальная половина проживает за счет отправленных из России денег?
Почему они живут не в тех странах, которые он перечисляет в числе “друзей Азербайджана”?
Оставляя эти глупые заявления на их совести, мы хотим проанализировать причины исчезновения русских из Талыша. В этих целях сперва постараемся ответить на такой вопрос: чем русские были лучше тех, кто в настоящее время проживает в их прежних населенных пунктах
Первая причина кроется в поведении русских в Талыше. Вот что писали по этому поводу примерно 100 лет назад: «Поразительно, что там, где живут татары (имеется в виду тюрки-азербайджанцы. - Ф.П.), географические и другие талышские иранские названия старые исчезли и заменены татарскими (курсив наш. - Ф.П.); русские подаются больше местному влиянию и не только сами не дают названий географических, но или удерживают старые, или же дают новые на туземном языке; напр., новое селение, устроенное русскими староверами, названо, Вель (что значить по-талышински «папоротник»), Подгорное часто называют Ассулы. Татары почти сами же, почти не поддаются европейскому влиянию (Кусив наш. - Ф.П) (На самом юге Кавказе //Естествознание и География// Москва, 1903, ноябрь, № 9-10).
Русские, в отличие от тюрков-азербайджанцев, никогда не претендовали на то, что земли Талыша являются исконно русскими. Они хорошо знали и признали, что находятся в Талыше. Далее, они никогда не заставляли местных талышей учить русский язык, а, наоборот, существенная часть из них свободно разговаривала на талышском языке, в отличии от тюрков, которые за несколько сотен лет пребывания в Талыше не только не научились говорить на талышском языке, но и открыто презирали талышский народ и его язык, и с активной помощи властей всегда старались ассимилировать талышей.
Это несмотря на то, что большинство из тюркоговорящего населения пришло в Талыш почти одновременно с русскими. Это произошло в основном во времена талышских ханов, которые приютили у себя тюркоговорящее население других регионов, которые в те или иные годы подвергались природным катаклизмам (землетрясение, наводнения, голодомор и пр.).
Доказательством является еще и то, что сразу после ухода русских названия всех русских населенных пунктов переименовались на тюркский лад и объявлены в Талыше исконно тюркскими землями! Т.е. , воспользовавшись слабостью России, русских азербайджанские власти выжили сознательно именно из Талыша, чтобы заселить их деревни тюркоговорящими пришельцами. Они знали, что талышей из их собственных деревень не выживешь, это приведёт к восстанию Талыша. А пока Россия слаба необходимо было избавится от русских деревень и организовать на их месте тюркские “очаги” в регионе. Это называется ещё этноцид.
Во-вторых, русские в Талыше отличались высоким уровнем образования, и как следствие этого, политической активностью. Именно благодаря их активности удалось провозгласить Муганскую Советскую республику в 1919 году со столицей в Ланконе. Мы убеждены, что важной причиной выдворения (по-другому этого нельзя называть) русских из Талыша следует искать именно в этом! Власти Азербайджана, исходя из опыта Муганской Советской республики, всегда принимали русских в Талыше как прямую угрозу для суверенитета Азербайджана.
За все годы независимости они вынашивали планы по выдворению русских из Талыша, боясь того, что рано или поздно вместе с русскими талыши поднимутся на национально-освободительную борьбу против антиталышского государства, чтобы провозгласить независимость Талыша. И тогда Россия будет вынуждена защищать своих соотечественников в Талыше!
III
Возвращение:
Тоска по Родине…
Исходя именно из этих обстоятельств, в Азербайджане перестарались, чтобы русские быстрее покинули Талыш. Мы убеждены, что это было вопреки воле большинства русских в Талыше, тех кто давно уже адаптировался и жил безбедно на своей новой Родине. Мы убеждены и в том, что многие из них, особенно взрослое население, с большим воодушевлением готово возвращаться в Талыш.
Исходя из этого, мы предлагаем организовать общественное движение «Возвращение», основной целю которой должно быть нахождение русских из Талыша, бежавших в Россию от азербайджанского этноцида. При помощи Движения по защите прав народов и других общественных организаций России и Евросоюза это сделать реально. Нужно вести среди них разъяснительную работу, и накопить достаточные финансовые средства, чтобы эти люди смогли выкупить свои дома.
В Азербайджане любят поговорить на тему беженцев из Армении, и все эти годы требуют их возвращения на родные края. На этом и надо ловить властей Азербайджана. Надо предпринимать все усилия, включая и политические рычаги, чтобы власти Азербайджана дали согласие на возвращение русских к себе на “малую Родину” в родной для них Талыш!
Ф.Ф. ПРИВОЛЬНЫЙ
Оригинал записи опубликован на блоге
Центр Льва Гумилева