Сегодня Южный Кавказ представляет собой регион стремительно развивающихся геополитических процессов. Аналитики, представляющие различные школы и течения, иногда с трудом успевают следить за ними. С каждым днем все четче становятся геополитические очертания этого уникального клочка Земли, где десятилетиями отсутствует политическая стабильность и сохраняется напряженность из-за неадекватности проводимой различными правительствами политики, прежде всего, в отношении народов, населяющих эти страны.
На фоне происходящих в глобальном масштабе кардинальных изменений, ущербность политики, проводимой в разных уголках земли, в том числе на Южном Кавказе, и не учитывающей этническое разнообразие конкретной страны, становится все яснее. В то время, когда все больше людей понимают важность права народов на самоопределение, которое может стать решающей основой политической стабильности и экономического роста, в рассматриваемом нами регионе продолжается ущемление прав многих народов, не только лишенных возможности добиваться экономического роста и обеспечивать свое благополучие, но и постепенно теряющих этническую идентичность, т.е. подвергающихся целенаправленной ассимиляции.
Это связано с тем, что в свое время при образовании искусственных государственных образований на Южном Кавказе за основу были взяты не эти народы как субъекты международного права, не были учтены их национальные интересы, а преобладали геостратегические интересы отдельных мировых государств, которые старались обеспечивать свое дальнейшее присутствие в регионе. В итоге некоторые народы, не имеющие никаких общих интересов, общей истории, были объединены в одно государство, власти которого с момента образования начали претворять в жизнь политику уничтожения этих народов, каждый из которых имеет многотысячелетнюю историю и самобытную культуру, является автохтоном Кавказа. Их вклад в мировую цивилизацию иногда намного превосходит вклад тех, что с помощью волшебной палочки в одночасье превратился в так называемые «титульные народы».
Мало того, что при образовании этих «незаконнорожденных детей» не были учтены мнения многих народов, вошедших в состав данных государств по воле извне - никому даже в голову не пришла мысль спросить об этом у них самих. При этом сильные мира сего умышленно оставили без внимания ту истину, что правильное решение национального вопроса в многонациональном государстве является ключом к решению всех остальных вопросов общественно-политической жизни, что без решения этого вопроса нельзя достичь более или менее успешных результатов в других сферах общественной жизни.
Трагедия состоит в том, что в далекие 20-е годы прошлого века это еще можно было понять, так как тогда мир находился в глобальном хаосе и во многом был неуправляем. Но когда те же процессы полностью повторились после развала СССР, когда мир уже давно стал иным, и ценности цивилизации были совсем другие, когда страны Запада взяли на себя обязательства «сделать мир демократичным», то пришлось вспомнить мудрые слова известного русского историка о том, что «история нас ничему не учит, а наказывает за допущенные ошибки». То, что было сделано в самом центре Европы, когда чехи и словаки вполне цивильным путем разделились, и каждый из них провозгласил свое национальное государство, что во многом предопределило политическую стабильность в Европе на много десятилетий вперед, не было сделано на Южном Кавказе. Россия тогда не была в состоянии реально вмешиваться в дела региона. А страны Запада, исходя из своих исключительно геостратегических интересов, стремились укрепить свое присутствие на Южном Кавказе и закрывали глаза на ущемление прав народов в этом регионе, сознательно содействуя сохранению статус-кво, чтобы в дальнейшем использовать этническую карту в целях усиления своего влияния и полного вытеснения России из региона. В этом смысле мы согласны с выводами авторов доклада «Основные тенденции развития военно-политической и военно-стратегической обстановки до 2015 г. Военные угрозы безопасности России»: «Необходимо отметить, что нынешняя ситуация на южных границах Российской Федерации имеет не узкорегиональный характер, а представляет собой целый узел противоречивых проблем широкого международного плана, в том числе и в контексте стратегических отношений Россия - Запад».
Итак, после падения царизма на карте Южного Кавказа было организовано три государства: Азербайджан, Армения и Грузия. С Арменией с самого начала не было никаких проблем в национальном плане, так как она была в основном мононациональной, хотя на ее территории проживали представители некоторых других народов, которые никогда не составляли особой угрозы для судеб этого государства, и никогда не проявляли недовольства в отношении Еревана.
Что касается Грузии, то, хотя на разных этапах истории название этого государства и мелькало на страницах хронологии, к моменту вхождения в состав России у нее не было четких границ. Большевистская власть Москвы, чтобы создать полноценное государство, включило в его состав абхазов, аджарцев, часть армян и тюрков, не говоря уже о мегрелах, сванах и пр. В этом плане уж совсем недопустимым был факт специального разделения на две части осетинского народа, северная часть которого составила автономию в составе РФ, а южная была включена в состав Грузинской ССР.
Похожая ситуация наблюдалась и в Азербайджане, на территории которого к моменту вхождения в состав России (да и до этого момента) не существовало единого государства. Формально все эти территории находились в составе Ирана, но полностью не подчинялись центральным властям, где функционировали различные государственные образования в виде «ханств».
С документов того периода до сих пор не снят гриф секретности, и мы не можем восстановить полную картину происходящих событий, связанных с образованием вышеназванных государств на территории Южного Кавказа. Многие теряются в догадках, каким образом было образовано государство под названием Азербайджан, в состав которого были включены представители свыше 100 народностей, при этом, не спрашивая мнения ни одного из них! Единственным критерием объединения такого количества народов можно считать принадлежность большинства их к Исламу. Но, к сожалению, этот критерий не может быть решающим при создании государств, учитывая опыт хотя бы арабов, которые создали десятки государств, оставаясь при этом мусульманами.
С первого дня образования Азербайджанской ССР как суверенной республики, т.е. с 1935 года, власти начали проводить в отношении нетюркских народов, в том числе талышей агрессивную ассимиляторскую политику. Кроме масштабных репрессивных мероприятий, о которых мы уже рассказывали в предыдущих статьях, тысячи талышей были депортированы из родных краев. Перед второй мировой войной советское правительство, в целях избежание возможных бунтов среди тюркоязычных народов, депортировало некоторые из них в глубину страны. В их число должны были входить и тюрки, проживающие в приграничных с Турцией районах Азербайджана. Вместе этого населения М.Дж. Багиров осуществлял депортацию талышей, разумеется, в целях их ассимиляции. Перед войной единовременно 6 тысяч талышей были переселены в Среднюю Азию и Казахстан. Такая политика была продолжена и после войны. В 1949-1952 годах десятки тысяч талышей из Лерикского района были депортированы в другие районы Азербайджана, где в дальнейшем большинство из них подверглось отуречению.
Такая политика властей Азербайджана с самого начала стала бомбой замедленного действия. В последующие годы периодически, - через каждые десять лет, - вспыхивало недовольство талышского народа (других народов тоже), но каждый раз они были раздавлены мощью советской военной машины.
В 90-х годах прошлого года, когда настал час распада СССР, все эти народы встали на борьбу с целью образования независимых государств. Первыми были армяне Нагорного Карабаха, потом встали абхазы, аджарцы и южные осетины. С гордостью могу констатировать, что мой талышский народ был с ними в одном ряду. Но, увы, талышам не повезло, и они вынуждены продолжать свою борьбу до сегодняшнего дня…
Борьба народов никогда не пропадает даром. Рано или поздно она дает свои плоды. Тем более, когда у руководителей национально-освободительной борьбы хватает терпения ждать своего часа, который рано или поздно непременно наступает. Он наступает не только благодаря борьбе и сплоченности конкретного народа, а, скорее, благодаря изменениям в геополитической обстановке региона.
Как известно, геополитические изменения на Южном Кавказе связаны в первую очередь с позицией России, в прямую сферу влияния которой входит данный регион. После долгой зимней спячки Россия воспрянула, и в августе прошлого года взяла инициативу на Кавказе в свои руки. Мир понял, что Россия способна и готова предпринять любые меры по защите безопасности своей страны и народов этого региона, вплоть до крупномасштабных военных действий.
Для народов Южного Кавказа история внешней политики новейшей России с этого момента делится на два этапа: до- и постцхинвальского. Россия впервые за свою новейшую историю не только принудила Грузию к миру, чем изменила конфигурацию Южного Кавказа с «три» на «три плюс два», но и устами президента Д. Медведева объявила на весь мир, что народы Кавказа могут быть уверены: с этого момента никто не может ущемлять их права. Таким образом, Россия вновь приобрела статус решающего игрока в геополитике Южного Кавказа.
После этих событий Россия развернула в регионе бурную деятельность. В это дело была включена и Турция как один из решающих игроков региональной геополитики. Была выдвинута Платформа по безопасности на Кавказе, где впрямую указано, что проблемы региона должны решаться исключительно без вмешательства извне, т.е. со стороны Запада, и только ведущими государствами региона - Россией и Турцией. В дальнейшем подразумевалось и подключение к этому процессу Ирана. Все это заставило западные страны, в первую очередь, США скорректировать некоторые параметры своей политики как в Европе, так и в регионе. Важно, что США уже перестали публично поддерживать политику Саакашвили, что привело к существенному спаду международной напряженности, возникшей после принуждения Грузии к миру.
Для Турции такой поворот во многом был обусловлен жизненной необходимостью. Дело в том, что, опасаясь усиления исламского фактора, традиционные стратегические партнеры Турции - США и Израиль - вынашивали планы по успокоению этого бурно развивающегося и за краткий период, превратившийся в активного геополитического игрока, государства. Руководство Турции пересмотрело свои отношения с этими государствами.
Некоторые российские аналитики, скорее всего, впадают в заблуждение, когда пишут, что «это факт, что в турецко-израильских отношениях все больше играет роль палестинская проблема, поскольку у Турции в этом вопросе есть свои интересы. С одной стороны, это возможность инвестирования средств в строительство объектов на палестинских территориях». Нельзя быть наивным, сведя государственную политику турецкого государства до уровня узкоэкономических интересов отдельных бизнесменов. Палестина, по всей видимости, играет тут второстепенную роль. Разумеется, у Турции есть свои интересы во всем арабском мире, и они не только экономические. А главная причина ухудшения турецко-израильских отношений, по нашему мнению, - курдская проблема, точнее, стремление Израиля построить курдское государство. Для этого он поддерживает и курдский клан Азербайджана, что создает реальную угрозу для суверенитета Турции. И Израиль, и главный проводник его интересов в мире - США давно обеспокоены усилением ислама в Турции, отказом нынешнего турецкого руководства от кемализма и его нового курса на османизм. Поэтому спецслужбы этих стран в течение последних лет разрабатывают планы по расчленению Турции и построению более послушного курдского государства, которое, по замыслу авторов этих планов, будет новым и еще более активным проводником израильско-американской политики в регионе.
Подписание Турцией в Цюрихе нашумевшего соглашения с Арменией следует рассматривать именно с этих позиций. Эти договоренности, по сути, заложили основу нового этапа в развитии Южного Кавказа, который заключается в создании в обозримом будущем новой конфигурации региона. В этом смысле правы те аналитики, которые считают, что армяно-турецкие протоколы - лишь прелюдия к комплексному переформатированию региональной ситуации, что прогресс в армяно-турецких отношениях стал возможен исключительно по причине ломки статус-кво в регионе в августе прошлого года, и приведет к становлению новой ситуации.
Некоторые аналитики с самого начала турецко-армянского сближения считали, что таким образом Армения хочет уйти от зависимости от России. Мы уже высказали мнение, что, скорее всего, весь этот процесс происходит по благословению России. Присутствие министра иностранных дел России как одного из гарантов во время подписания соглашения в Цюрихе доказало нашу правоту. В результате такого формата подписания соглашения между Турцией и Арменией геополитическая ситуация в регионе изменилась коренным образом.
В нашу задачу не входит описать весь комплекс геополитических процессов, связанных с подписанием вышеназванного соглашения. Можем сказать только то, что дальнейшие события в регионе будут разворачиваться, по всей видимости, между Россией, Турцией и Ираном. США на данном этапе больше волнует проблема Афганистана и поиск более удобных транспортных коридоров для доставки туда военных грузов. В этом смысле ожидаемые геополитические изменения на Южном Кавказе, при удачных договоренностей между Вашингтоном и Москвой, скорее всего, будут выгодными и для США.
Нас, представителей талышского движения, разумеется, в первую очередь интересует судьба Азербайджана, ущербная политика руководства которого логичным образом привела к банкротству всей этой искусственно созданной государственности. Почти все, даже некоторые бакинские, аналитики в один голос признают этот факт и не видят никаких оснований для дальнейшего существования Азербайджана как отдельного государства. В этом смысле примечательны слова С. Тарасова, пишущего: «Так что когда в Баку пытаются винить в прорыве турецко-армянских отношений внешние силы - что нельзя в принципе отрицать - это демонстрация всего лишь умения жить в виртуальном политическом и историческом пространстве, когда примитив во внешней политике оборачивается реальной угрозой потери государственности. Главный смысл этого примитива заключается в том, что после развала СССР все так называемые “упорные усилия” Баку были направлены только на упрочение власти ныне правящей политической элиты, которая наловчилась подменять идеи упрочения государства обычными коммерческими проектами по транспортировке энергоресурсов Каспия на мировой рынок».
Мы в течение долгого времени предупреждали руководство и вес политический истеблишмент Азербайджана о надвигающей опасности, предлагали добиваться крепкого союза всех народов, проживающих на территории страны, и перестать искать «тюркских братьев» за пределами государства. В каком-то смысле нам даже жалко было Азербайджан. В этих целях мы даже были согласны на автономию для своего народа в составе Азербайджана. Но все это время бакинское руководство думало, что награбленные народные миллиарды спасут его от неминуемой гибели. Вот и настал тот час, когда уже никто и ничто не в силах приостановить объективный процесс. Процессы, происходящие в самой стране, поведение представителей алиевского клана, в первую очередь, самого президента доказывает, что они уже поняли это. Согласно информации из близких к клану источников, многие его представители давно уже «сидят на чемоданах», а покровители президента И. Алиева «известной национальности» сопровождают его везде, демонстрируя свою озабоченность, что он в любой момент может окончательно покинуть пределы страны. Ведь не секрет, что в предыдущие годы он делал это неоднократно, и каждый раз его находили где-то в Лондоне, и каждый раз президента приходилось уговаривать вернуться на трон…
На фоне происходящих событий прогнозы и предложения некоторых бакинских аналитиков, все эти годы активно занимавшихся лизоблюдством, поддерживая антинародную и античеловеческую политику властей республики, демонстрируя свою лояльность к руководству с тем, чтобы заработать личные дивиденды, при этом нисколько не думая о судьбах страны, напоминает «лебединую песню». Сама власть сегодня напоминает «одинокий парус», который «белеет» на волнах Каспия в ожидании попутного ветра, чтобы причалить к очередному берегу, что уже вошло у нее в привычку. Но все дело в том, что такого берега в этот раз не будет, потому что впереди небытие!..
Снисходительную улыбку вызывают те, кто по привычке продолжает обвинять нас в том, что, якобы «выполняя поручения иностранных спецслужб», мы стараемся развалить Азербайджан, т.е занимаемся «сепаратизмом». Уже в который раз мы отвечаем, что для того, чтобы развалить или не развалить Азербайджан, он должен быть в наших руках, т.е. под нашей властью. Так как этого нет, нам остается просто констатировать факты из геополитической реальности Южного Кавказа, на карте которого в обозримом будущем вместе нынешних пяти должны появляться еще несколько, в том числе независимое талышское государство. Логика вещей такова, что рано или поздно это должно случиться. Просто незаконная власть незаконнорожденного государства своим слабым интеллектуальным потенциалом, невиданной доселе жаждой награбить как можно больше богатства и неумением управлять страной, игнорируя все законы бытия, ускорила процесс торжества исторической справедливости.
Мы отдаем себе отчет и в том, что это вовсе не простой и не безболезненный процесс, но для нас главное, что он уже пошел. А главным результатом будет то, что Южный Кавказ превратиться в очаг стабильности, так как каждый народ этого неспокойного региона наконец-то получит то, что по праву ему принадлежит.
Сейчас многое на Южном Кавказе зависит именно от позиции и решимости российского руководства. Главное, что нас интересует - сумеет ли алиевский клан и в этот раз обмануть Россию своими лживыми обещаниями с тем, чтобы продлить свое жалкое существование, или нет? Хватит ли у руководства России решительности и мудрости содействовать доведению вполне объективных процессов на Южном Кавказе до логического завершения, или опять будет отдан приказ остановиться на пол пути, как это было сделано год назад в часе езды от Тбилиси? Было бы лучше, чтобы над ответом на этот вопрос размышляли не только руководители страны, но и ведущие аналитики и политики России…
Фахраддин Абосзода
Оригинал записи опубликован на блоге
Центр Льва Гумилева