«Секреты бельканто» 30 лет спустя: от А. М. Кравченко к истокам. Метод Корнелиуса Л. Рида

Mar 28, 2024 23:36


Кравченко А. М. Секреты бельканто. Книга для начинающих певцов - М., 1993. - 2-е издание, исправленное и переработанное. - 160 с. Тридцать лет назад эта книга перевернула мои представления о пении. Но жизнь заставила забыть о мечте стать профессиональным певцом. Теперь война и безработица дали возможность прочесть и перевести всё, до чего раньше руки не доходили. Думаю, источником вдохновения для А. М. Кравченко был Cornelius L. Reid - выдающийся вокальный педагог и хормейстер. О Кравченко я вспоминаю, чтобы впервые изложить на русском языке идеи крупнейшего в США специалиста по бельканто. Я сопоставил метод Кравченко со стройной системой Рида, обнаружив как совпадения, так и противоречия. Я за Корнелиуса Рида, хотя и у А. М. Кравченко были интересные находки. Текст получился длинный и умный, может вызвать мигрень у людей с большим «головным резонатором». :)

Я задумал эту статью под взрывы и сирены воздушной тревоги в Харькове, а дописывал в военном госпитале после мобилизации. Копирование и коммерческое использование без моего ведома запрещаю. Цитирование со ссылкой приветствуется. Отзывы жду по адресу: dorje1975@gmail.com. Буду рад пообщаться с последователями Александра Михайловича.

Дмитрий Певко (Украина)



В 1990-е я постеснялся позвонить Кравченко. Может, то была ошибка, а может, и нет. 30 лет назад я был юн и неопытен. Пытаясь самостоятельно заниматься по книге, понял, что только испорчу голос без понимания процесса. И забросил книжку... лет на пятнадцать.

Потом был переезд в Москву и работа редактором медицинского журнала. Учёба у Тины Георгиевской, Егора Даниловича Резникова. Но этого было маловато для сольного пения - разве что петь средневековую и народную музыку. Вернувшись в Харьков в 2014 году, я снова взял с полки «Секреты бельканто» Кравченко. И вдруг стало получаться всё лучше и лучше. Но чего-то не хватало...

В предисловии к переводу статей Джозефа Шора о вокальной механике я писал:

Свою методологию Кравченко мог создать независимо от Рида. Хотя мне теперь верится с трудом, что он не читал работ американца, вышедших намного раньше! Достаточно привести одно определение из «Словаря вокальной терминологии» Рида (1977): «Саморегуляция. Присущая организму способность распознавать благоприятные условия и положительно реагировать на них; склонность к самокоррекции, происходящей спонтанно при правильных условиях. ...Саморегуляция - неотъемлемая характеристика естественного развития... Когда упражнения, отобранные для тренировки, выстроены продуманно, биологическая система будет развиваться спонтанно и охотно - она чувствует, что это в её интересах, и реагирует соответствующе.

Очевидно, А. М. Кравченко не мог с нуля придумать настолько близкую методологию (стратегию формирования навыков) и отчасти даже тактику обучения. Да, оба автора опирались на трактаты Този и других представителей «старой школы». Но у Кравченко слишком много совпадений с Ридом, чтобы это было случайностью. Теперь я убеждён, что Александр Михайлович читал и использовал эти источники, вышедшие задолго до его «Секретов бельканто»:

Reid, Cornelius L. The Free Voice: A Guide to Natural Singing. Boston: Coleman & Ross, 1965. Reprinted, New York: Joseph Patelson Music House, 1975.

Reid, Cornelius L. A Dictionary of Vocal Terminology - An Analysis. New York: Joseph Patelson Music House, 1984. (Словарь, а по сути ещё один учебник Рида, переиздавался в 1995 году. Ко времени создания метода Кравченко - свежая и одна из самых популярных научных книг о певческом голосе.)

Корнелиус Рид и Александр Кравченко: возрождение традиций бельканто XVIII века в США и Украине

Как минимум «Словарь вокальной терминологии» Рида А. М. Кравченко прочёл с карандашом в руках. :) Словарную статью о саморегуляции, которую он переименовал в «самооптимизацию», я уже приводил выше. Взять эту концепцию у итальянцев XVIII века он не мог: её подробно объяснял Рид в своих трудах. Посмотрим, что ещё можно прочесть у Рида:

«Неоспоримая логика тела проявляется в том факте, что оно восстаёт, когда над ним издеваются, и с готовностью откликается, когда его используют в соответствии с [физиологическими] функциями» («Свободный голос. Введение в природное пение», 1965). Снова о рефлекторной саморегуляции системы голосообразования и о том, что вокальная педагогика не может идти против природы.

Одно из условий успешной саморегуляции - умение слушать себя:

«Функциональное слушание, способность, которая совершенствуется благодаря опыту и тренировкам, - это способность ассоциировать различные качества тона с лежащими в их основе механическими процессами, которые их породили. ...Обучение умению слушать незаменимо как для преподавания, так и для технической подготовки» (Словарь вокальной терминологии, 1977).

«Научиться слушать функционально означает, что человек судит и оценивает качества тембра по их внутреннему здоровью и как отражение координационного процесса, а не по какой-либо эстетической ценности. Не каждый здоровый звук, издаваемый голосовыми органами, является прекрасным, так же как и не все звуки, признанные приятными для слуха, являются функционально здоровыми. Чисто эстетическое прослушивание ограничивает прогресс, так как многие качества, не имеющие эстетической ценности, часто могут быть чрезвычайно полезными для программы обучения» («Голос: психика и сома», 1975).

Здесь сформулирована самая революционная для наших педагогов идея Кравченко: «...Вы непременно потеряете прежние «удобные» ощущения. Вам будет казаться, что голос ваш «пропал». Однако это временные неудобства. Не пугайтесь того, что ваш звук потерял привлекательность. Вспомните, что в основе формирования певческих навыков лежит принцип верной физиологии, не имеющий отношения к эстетическим критериям» [Кравченко А. М. Секреты бельканто. - М., 1993. - 2-е изд. - С. 132. Ниже все цитаты Кравченко приводятся по этому изданию. Жирный шрифт везде мой. - Д. П.]

Его ли это идея изначально? Думаю, вопрос риторический, учитывая, сколько у Кравченко других совпадений с Ридом. Листаем дальше:

«Поскольку... фальцет обычно неразвит и плохо интегрирован, его необходимо изолировать [ощутить и развить как самостоятельный регистр], если мы хотим добиться технического прогресса. Благодаря этому разделению весь процесс [певческой] координации, хоть и непроизвольный в значительной степени, может быть перестроен» («Словарь вокальной терминологии», 1977).

Что такое «природный голос» на самом деле

Освоение фальцета необходимо певцу, чтобы включить «забытый» гортанью режим смыкания голосовых складок M2 (головной регистр). Эволюционно M2 древнее, чем M1 - грудной регистр, развившийся с появлением речи. Вот ключевая ошибка всех российских методик «природного голоса» и «соединения речи с пением»! Наш природный певческий голос - регистр M2, а не М1. Обезьяний высокий крик боли или сигнал тревоги: «У-ху-ху-ху-ху!» Говорить в грудном регистре мы начали спустя миллионы лет после того, как научились издавать громкие крики в головном.

Опыт пения фальцетом уменьшает природную агрессивность грудного голоса, делает его более полным и свободным. Звучание становится лиричней и подвижней. Голос становится «близким», из него уходит «тяжесть» - высокие гармоники становятся преобладающими.

«Для пения очень важен лиризм, и именно так называемый «головной» регистр придаёт голосу лирические свойства. Отказ от этого механизма и переключение на грудной регистр лишь разрушает лиризм, который должен присутствовать даже тогда, когда действие грудного регистра доминирует. При правильно функционирующих регистрах верхний никогда не перестает быть активным участником».

Полезное качество режима M2, то есть тонкого смыкания голосовых складок, - лёгкое звукоизвлечение с минимумом энергозатрат - необходимо постепенно распространить на весь диапазон.

Но как же включить «головной» регистр?

«...Так называемые  закрытые гласные вызывают больший отклик головного регистра» («Словарь вокальной терминологии», 1977). Согласно Риду, гласный звук У, по природе «головной» и плохо звучащий у начинающих в грудном регистре, способствует активации головного регистра. Звук И координирует работу обоих регистров и помогает легко выявить все лишние напряжения в голосообразовании.

Все распевки Кравченко на этом и построены, хотя он принципиально не применял фальцет с придыханием, в отличие от Рида (и это ошибка). Однако упражнения - это только тактика обучения. Стратегия важнее:

«...К тому времени, когда начинается изучение вокала, ученик признаёт и принимает опредёленные тональные качества как свои собственные; звуки, связанные с координирующей реакцией, с которой он так долго жил, закрепляются в уме как «его [голоса] качество». Но ученик лишь смутно осознаёт, насколько должен измениться концептуальный образ [звучания], чтобы привести его в соответствие с законами природы. Насколько ученик способен приспосабливаться к новым понятийным образам, настолько радикальным будет техническое усовершенствование» («Голос: психика и сома», 1975).

Стиль Рида отличается тяжестью, но мысль ясна. В ходе жизни у нас складывается некий устойчивый образ «своего голоса». И вот мы начинаем «учиться петь», то есть меняем манеру фонации. Смена техники связана с переосмыслением «своего голоса», формированием новых связей и акустических ожиданий. Кравченко использовал эту концепцию, дав собственное название: «опережающий образ результата действия».

Корнелиус Рид показал: Този и Манчини не пытались искусственно «переделывать» голоса. Голос нельзя «поставить» путём сознательного контроля над телом. Большая часть необходимых регулировок происходит спонтанно, на уровне замены рефлексов под влиянием регулярных упражнений. Вот что пишет Карл Черланд, ученик Рида, о его методе в американском The Choral Journal:

«В своих исследованиях и статьях о бельканто Рид утверждает, что пение - это, по сути, спонтанное произнесение слов. Рид настаивает, что певцам часто вредно думать, что пение - некое действие. Ошибочна установка, будто певцы знают, что делают, и сознательно влияют на тело, чтобы получить красивый звук. По мнению Рида, певцам полезнее думать, что пение происходит рефлекторно (автоматически) без сознательного контроля. Певец позволяет звуку появиться. Хорошее пение рефлексивно, естественно и свободно. Ученикам лучше добровольно отказаться от концентрации на отдельных физических приемах, которым они научились, чтобы петь без торможения. Рид отмечает принципиальную особенность обучения в эпоху бельканто: явное отсутствие указаний в духе "делай так"».

Научный анализ «антипостановочного» метода развития голоса А. М. Кравченко

Что же получилось у киевского методолога, логопеда и изобретателя после авторской адаптации идей Рида?

Достижения А. М. Кравченко

1. Хорошие вариации упражнений на развитие режима M2 (головного регистра). Без этого невозможны ни диапазон в 2 октавы, ни качественное звучание голоса, включая нижние ноты.

2. Детально расписанный план и график занятий (в книге объясняется, как это связано с формированием новых навыков).

3. Добавление артикуляторного сопротивления в распевки: не просто гласный после [й], по Аспелунду и Риду, а с согласным [в] в начале слога. Упражнения на ВЬЮ-ВЬЕ использовал ещё знаменитый вокальный педагог Геннадий Аден, ученик итальянца Гектора Гандольфи.

Фрикативный В в начале слога повышает нагрузку в тренировочных целях и значительно усложняет первые попытки включить верхний регистр. Если трудно петь в зоне перехода и выше на слогах ВЬЕ, ВЬЮ, советую сначала петь просто ЙЕ, ЙУ. Сразу станет легче. Потом, когда «головной» голос стабилизируется, можно усложнить задачу: ВЬЕ, ВЬЮ и т. д. Это укрепит голос, а заодно поможет понять, как Има Сумак научилась пению у птиц, гуляя по родным горным лесам... При минимальном открытии рта эти слоги превращаются в аналог птичьего свиста и работают как старинное итальянское вокальное упражнение cuperto.

ВЙ перед гласным делает невозможной форсировку звука (благодаря «скользящей артикуляции» йотированных гласных, о чём писал в 1952 году Д. Л. Аспелунд) и создаёт артикуляторное сопротивление, как при фонопедических «выдуваниях» Антона Коваленко. Лёгкое повышение давления в ротовой полости благотворно влияет на голосовые складки. Язык вынужден «пробегать» путь к каждому гласному от своей самой высокой возможной позиции на напряжённом неслоговом звуке [й]. Это 1) автоматически усиливает высокие гармоники в спектре гласных; 2) позволяет головному мозгу отобрать и закрепить оптимальные варианты артикуляции гласных.

4. Высокая фонопедическая эффективность. Украинские ученики Кравченко рассказали мне, что на начальном этапе обучения главным слогом был ВЬИ, вообще не упомянутый в книге. Регулярно напевая его, люди восстанавливали голоса и даже лечили узлы на голосовых складках без операции. Почему слог ВЬИ оказался таким полезным? Напомню особенности гласного звука И:

  • максимально высокая частота его верхних гармоник (3-я форманта, согласно Фанту, достигает 3200 Гц; это сопоставимо с открытой Зюндбергом «певческой формантой», возникающей в гортани при её понижении);
  • максимально широкое пространство в фаринксе, помогающее постепенно развить ощущение «открытой глотки» на всех гласных (об этом писал Джозеф Шор);
  • повышение тонуса голосовых складок (полезно в умеренных дозах; гипертонус смыкания вреден).

image Click to view



Вот видео с МРТ, в котором наглядно показано, что происходит с ротовой полостью и фаринксом при фонации И. Язык до предела сдвигается вперёд и вверх, поэтому глотка открывается очень широко. Пространство во рту минимально. Значит, по законам акустики ротовая полость усиливает самые высокие частоты. Добавьте к этому полезность ВЙ перед гласными в распевках (см. пункт 3).

4. Популяризация идей «старого бельканто» XVIII века, которое гораздо ближе к voice science, чем псевдонаучные фантазии вокальной педагогики XX века. Корнелиус Л. Рид писал: «Первое отклонение от метода бельканто произошло, когда педагогическая мысль от ясных концепций регистрового деления и чистоты гласных была перенаправлена в мистическое царство "вибрационных ощущений"».

По Риду, для осознанного управления голосом достаточно овладеть регистрами и точной артикуляцией гласных при пении. В этом он следовал традиции Пьера Франческо Този. Понятно, что «идеальных» гласных не бывает, но следует стремиться петь их максимально близко к фонемным эталонам. Рид считал, что изобретённое Дюпре «прикрытие» (искажение) гласных на верхних нотах ведёт лишь к напряжённому звучанию и нечистому интонированию. То же самое говорила моей давней подруге профессор харьковской консерватории Людмила Цуркан, ученица великой Ольги Благовидовой.

И то же самое писал Кравченко: «Если в процессе фонации гласных И, Ю и Е вы утеряли их идеальные образы, а на слух они воспринимаются как Ы, О, Э - это значит, что новые связи сформированы быть не могут и своевременного переключения регистров не произойдёт. [...] Не верьте тому, что певческие гласные отличаются от речевых» [с. 136].

Замечу, что всё же есть отличие по акустическому спектру: певческие гласные слегка затемняются из-за сдвига гортани вниз. Но, конечно, не из-за сдвига артикуляции назад! Современная наука о голосе рекомендует на переходных нотах и выше петь А и О ближе к У, Е и Э ближе к И - то есть к гласным, включающим «головное» звучание. Такой вариант модификации гласных хорошо слышен на некоторых записях Ивана Реброва.

5. Идея рефлекторной саморегуляции голоса в процессе тренировки, предложенная Ридом, развита А. М. Кравченко оригинально и глубоко. «Любые действия данной системы не адекватны оптимизированным действиям любой другой системы» [с. 110]. «...Цель достигается не за счет построения движений, поскольку никто не знает, как их строить, а благодаря тому, что сама система, кратковременно удерживая результат, способна получить его полностью путем самосовершенствования действий за счет самопостроения вынужденных адаптаций» [с. 132].

Полный результат - умение петь, то есть способность длительно удерживать разные гласные без ухудшения качества фонации. А. М. Кравченко считал это объективным критерием здоровья голоса. Он получил официальный патент на метод оценки состояния голосообразующей системы (подробное описание по ссылке). А вовсе не на конкретные распевки, как иногда пишут. Распевки могут быть самыми разными. Важен принцип: пение - это удержание гласных. Здоровье голоса и фонации можно объективно определить по тому, как долго получается тянуть гласный звук, поддерживая стабильное и качественное звучание.

6. Стройная «теория саморазвития живых систем» делает А. М. Кравченко не просто эпигоном Рида, а самостоятельным мыслителем и методологом. Кравченко рассматривает саморегуляцию голоса как частный пример саморазвития всей живой природы, включая социум.

Слабое место теории саморазвития живых систем - чисто умозрительный характер рассуждений. Речь всё-таки о естествознании, а не о философии, которую можно изучать за письменным столом. Глобальные выводы о законах, управляющих биологическими системами, вправе формулировать целый институт с хорошей экспериментальной базой. То, что философу кажется логичным и разумным, далеко не всегда соответствует реальности.

И всё же Кравченко - эрудированный, неординарный и талантливый автор. Жаль, что в Украине эта книга не входит в программы философских факультетов. Критика гегелевской диалектики местами меткая (и едкая).

(Продолжение.)

методика преподавания пения, бельканто, методика преподавания вокала, вокал, секреты бельканто кравченко

Previous post Next post
Up