Смотрим вместе. Посвящённый (The Giver, 2014)

Oct 26, 2014 11:31

Добрый день.
Помимо сводок с фронта, кто бы что ни думал, интересует меня и кинематограф. Мы уже рамышляли на тему " Вечно живой" о вечной жизни шотландского горца и о судьбе Алекса Мерфи в его борьбе с машиной.
Сегодня мы обратили взор на свеженький фильм, получивший название в русском прокате "Посвящённый".




Рецензий пишут много. Они разного качества. Но меня интересуют основные мысли фильма.


О сюжете

Сюжет разворачивается в неопределённом будущем в одной из комунн нового человечества. Человечество избавилось от войн, справилось с несчастьями и неравенством. Прямо коммунизм, в понимании заокеанских теоретиков.
Внешне комунны похожи на представления Жака Фреско


Живут в них люди с рождения под наблюдением Старейшиин и, как мы узнаём позже, подвергаются серьёзному генетическому отбору. Непригодный переводят в "Другое место", по-нашему - в мир иной. Переводят сами же жители и старейшины, но совершенно не ассоциируя это с убийством (или эвтаназией, как это теперь модно говорить). Убивают таким образом детей, взрослых, стариков... В общем, всех, кто перестаёт приносить пользу комунне.

Позже становится понятно, почему люди не бунтуют против такого порядка с добровольно-принудительным переходом в мир иной. Во-первых, они по-детски наивны. Лучше всех это состояние описал Олдос Хаксли в "О, дивный новый мир!" (Всем рекомендую). Во-вторых, создатели коммунн в древнейшие времена пошли по пути создателей "Эквилибриума" (это кино, пожалуй, наиболее близко рассматриваемому) - они глушат эмоции медикаментозно. За тем лишь скючением, что здесь глушат только сильные эмоции (героиня Фиона очень задорно хохочет, когда Джонас демонстрирует ей принцип работы санок), а там глушат эмоции все целиком. Ну а против "особо помешанных" включаются силовые структуры. Вот только они не так суровы, как клерики Эквилибриума.

Особенностью коммунн является отсутсвие родовой памяти. Люди вообще не знают о том, что раньше был иной мир. Знают только, что стало намного лучше. А это, надо сказать, очень правильная оговорка.
Правят коммунная старейшины, избираемые из детей сразу после школы. В этом плане, все на самом деле равны. Полная меритократия. А вот тайными знаниями о прошлом обладает лишь один единственный старейшина - принимающий. Он-то и обеспечивает память коммунны о прошлом и не допускает возвращения к старому миру. Он-то и является слабым звеном системы, по которому авторами фиильма наносится удар.

Молодой принимающий Джонас начинает узнавать прошлое, узнавать эмоции, знакомиться с радостями и бедами человечества. После того, как старый принимающй (он же Дающий) невольно показывает ему ужасы Вьетнама, парень сходит с ума и начинает систему разрушать. Цели благороднейшие - дать людям чувсва и эмоции.

Под конец в коротком диалоге спорят главная Старейшина и Дающий. Дающий отстаивает права людей на любовь и свободу выбора. Старейшина отстаивает право людей на спокойную жизнь "а-ля, муравейник", потому что человек - зол и его нужно запереть в клетку, не давая права выбора. Иначе война, грабёжь, и ужас-ужас-ужас. Тезисы утрированы и хорошо понятны.

В конце-концов, Джонас систему ломает, выключив волшебный периметр. Воспоминая волной нахлынывают на жителей коммунн (КАК???), прорвавшись снаружи.

Впечатления

Впечатления от фильма смешаные. Авторы здорово начали и паршиво закончили.
Главный тезис фильма построен на заведомо ложном выборе между Порядком и Эмоциями. Коммунны представлены как "золотая клетка" - как вполне определённое коммунистическое зло. Героический прорыв из коммунны - бунтарский хаос - как вполне определённое благо. Но так как снято хорошо, хочется на заданную тему подумать.

Размышления

Почему Джонаса дёрнуло всё сломать? Его импульс понятен, но ведь надо же понимать, что система, какой бы она ни была, работает. А будет ли работать тот мир, на который ты людей обрекаешь? Попытка всё ломать крайне не взрослая. Сначала разберись, как работает система. Ты только что начал постигать то, что больше никому не доступно. Это чудовищная ответственность! А ты через месяц побежал всё ломать?
Ладно, сломал. Как ты будешь теперь справляться с человечеством, которое одномоментно постигло любовь и ненависть, радость и злобу, притяжение и агрессию? Как будешь справляться с на самом деле вырвавшимся из клетки зверем? Нет, природа человека не лишена звериного начала. Этот зверь на самом деле кинется всё жрать, если его выпустить из клетки. Но ведь его же можно и воспитать! Это называется преодолением, восхождением. А если поколениями человек не восхдил а тупо глушилл зверя медикаментами, то о какой культуре и порядке можно говорить?
Таким образом, прежде чем освобождать людей из медикаментозной инфантильности, их нужно воспитать. Пойми, как работает система, дай пару нужных советов и коммунна начнёт меняться в нужном тебе направлении. Начни снижать порции медикаментов для детей, займись их воспитанием по старым методикам. Построй новые поколения, которым не чужды эмоции и знания, но которые уже наделены полным пониманием ответственности перед обществом и друг другом. Открой перед людьми их творческий потенциал, постепенно продемонстрировав музыку, живопись, инженеринг, науку и т.д.  Это и есть коммунизм! И показывай, показывай, показывай всё то, к чему приводит жадность, ненависть, вражда. Примеров в твоей памяти чёртова прорва.

Но ты, Джонас, ломаешь систему, не попытавшись разобраться, зачем твои предки её построли. И обрекаешь мир на всё тоже самое.

Молодец, чё.

Жак Фреско, Коммунизм, Кино, Посвящённый, Смотрим вместе

Previous post Next post
Up