Как вырастить сильного ребенка. Часть 1.

Jul 20, 2011 23:23


  Уверенный в себе, самостоятельный, решительный, 
  сильная личность - разве не таким мы хотим видеть 
  своего  ребенка? От чего зависит, каким он вырастет? Как 
  должны вести себя родители?

С одной стороны, родители должны защищать своих  
  малышей, дать им свою любовь и привязанность. С другой,
  нужно уметь отпустить ребёнка и дать ему свободу 
  самостоятельного открытия и развития собственных 
  способностей. В каждой из фаз развития ребёнок должен
  чувствовать и осознавать: „Теперь я могу сделать это сам!“

"У каждого ребенка есть стремление к самостоятельности и самоопределению. Даже новорожденный пытается решать, сколько ему пить и когда ему спать", - пишет Ремо Ларго, швейцарский педиатр и автор книги "Годы младенчества" ("Babyjahre").

Однако поначалу ребенок во всем зависим от родителей. До такой степени, что в первые месяцы он не воспринимает себя как отдельное от матери существо: новорожденный идентифицирует себя с матерью. В это время особое значение имеет создание прочной связи "мать-дитя". Внимательно наблюдая и прислушиваясь к сигналам малыша, мать быстро учится распознавать и правильно удовлетворять потребности ребенка. Это создает основу для уверенности ребенка в себе: "Хочу есть - сказал "А-а" - получил еду. Я умею получать еду!"
Быстрое и верное удовлетворение потребностей ребенка создает у него ощущение, что мир безопасен и дружелюбен, и избавляет от страха, присущего всем новорожденным. Страх - всю жизнь, с первых дней - это основное препятствие на пути развития.

Как малышу отделить себя от мамы и осознать себя как самостоятельное существо?


В этом может помочь, например, мягкий массаж: прислушиваясь к ощущениям в отдельных частях тела, ребенок постепенно начинает осознавать свое тельце и его функции. Этой цели служат и короткие стишки, которые читают ребенку при мытье и переодевании, прикасаясь при этом к разным частям тела. Комбинация "речь - движение - телесное ощущение" вызывает у ребенка в сознании картины и ассоциации, касающиеся его самого. Так формируется представление о себе самом и понимание себя.

"Ротик мой умеет кушать,
  Нос дышать, а ушки слушать,
  Глазоньки моргать- моргать,
  Ручки - все хватать-хватать"

В возрасте около 4 месяцев ребенок осознает, что он не просто имеет тело, но и может кое-что проделывать с его помощью. Он пытается хватать предметы обеими ручками.
Теперь начинается настоящая игра, настоящее взаимодействие: родители протягивают малышу игрушку - он старается ее схватить. Если к этому времени ребенок успел избавиться от страха и ощутить себя в безопасности, он будет с восторгом совершать такие попытки снова и снова, сопровождая их первыми улыбками и радостным гулением.
В первый год жизни ребенка нельзя избаловать вниманием. Чем больше времени с ним проводят, тем ему веселее и тем уверенней он себя чувствует. "Близость и внимание к потребностям являются основой доверия. У ребенка автоматически формируется позитивный образ самого себя," - пишет детский психолог и консультант по вопросам младенчества университета Оснабрюк Йорн Борке.

В возрасте около 7 месяцев ребенок осознает, что он существует независимо от матери и что мама может на какое-то время уходить. Это, конечно, пугает, малыш начинает плакать, когда мама покидает помещение, поскольку он не уверен, что мама скоро вернется. Этот опыт очень важен для ребенка: мама может уйти, но она всегда возвращается. Изабель Фурманн, автор журнала "Baby & Co", утверждает: важно не пытаться ускользнуть тайком, пока ребенка отвлекают или он спит, но попрощаться с ним, даже если он плачет.
Эта теория небесспорна. Полагаю, каждый, кому приходилось уходить, оставляя рыдающего ребенка, согласится с тем, что каждый такой случай - это психологическая травма. Поскольку укрепляющий, позитивный эффект травм не доказан, возможно, лучше начать "явный уход" только тогда, когда ребенок привык спокойно реагировать на выход мамы из комнаты на пару минут, когда он уже усвоил: "Мама всегда возвращается".
Как долго избегать болезненных расставаний - это каждая семья решает сама. Если родители внимательны к ребенку, они интуитивно чувствуют, что ему нужно. В любом случае хорошо, если у малыша как можно дольше сохраняется чувство безопасности. Дети, окруженные любовью и вниманием, быстрее становятся самостоятельными и легче преодолевают тяжелые фазы.

Второй год жизни также исполнен достижений. Ребенок учится ходить, самостоятельно есть, составлять из слов предложения. Однако каждый развивается в собственном темпе. Когда малыш готов к чему-то новому, он недвусмысленно сигнализирует об этом. "Если ребенка что-то радует и он непременно хочет это испробовать, нужно позволить ему", - советует Йорн Борке. "Но не стоит подвергать ребенка давлению со стороны родителей, полагающих, что он обязан что-то уметь".
Ремо Ларго приводит пример с самостоятельной едой: в то время, как одни дети уже в 10-12 месяцев манипулируют ложкой, другие начинают испытывать интерес к этому в 18 или даже в 24 месяца. Если родители пытаются научить самостоятельно есть ребенка до того, как он к этому готов, они перегружают его и тем самым замедляют его развитие. Если родители игнорируют интерес ребенка к ложке и не позволяют ему экспериментировать с едой, они тем самым замедляют его развитие. Как пере-, так и недооценивание оказывают негативное влияние на развитие в целом и на чувство собственной ценности в частности.

Склонность человека торопить ребенка или, наоборот, медлить, может быть связана с характерным для него способом реагирования на внешние стимулы.
При изучении скорости реакции человека выделяют два типа ошибок: ошибки ожидания и ошибки привыкания. Люди, склонные к ошибкам ожидания, так нетерпеливо ждут сигнала, по которому нужно нажать на кнопку, что нажимают раньше времени. Склонные к ошибкам привыкания ожидают сигнала так спокойно и мечтательно - привыкают ждать, - что нажимают на кнопку слишком поздно.

Вот тест на скорость реакции
(Нажмите на слова play now в чёрном квадрате. В центре квадрата появится красный кружок. Подождите, пока кружок изменит цвет, и как можно быстрее кликните на чёрный квадрат в любом месте. Справа появится ваше время реакции в милисекундах или сообщение о том, на сколько милисекунд вы поспешили).

Проверьте, к какому типу ошибок вы склонны. Отражает ли это вашу реакцию на развитие ребенка?

Примеры правильного подбадривания детей

1. Оказать небольшую помощь
Малыш совершает первые попытки продвигаться вперед. Перед ним лежит игрушка, до которой он хочет, но не может дотянуться. Подвиньте игрушку к нему, но не вкладывайте в руку!
2. Подсказать решение.
Мячик закатился под диван? Ребенок не может передвигать мебель, но он мог бы дотянуться до мячика деревянной лопаткой! Покажите ему, как можно достать мяч.

3. Отвести время на самостоятельные действия.
Самому надеть обувь, застегнуть курточку - это большой успех для ребенка. Вместо того, чтобы каждый раз торопливо одевать и раздевать его, дайте малышу столько времени, сколько ему нужно, чтоб самому сделать все, что он умеет.

4. Небольшое утешение - и вперед!
Ребенок упал на площадке, поцарапался и прибежал к вам в слезах? Пожалейте его, коротко утешьте, заклейте царапину пластырем - и отправьте играть дальше! Не уводите его с площадки при каждой "неудаче". Пусть ребенок учится делать новые попытки и добиваться успеха.

(использованы материалы журнала Baby&Co)

психология

Previous post Next post
Up