Я большая планировщица и мечтательница. Представлять себе, что хорошего будет завтра - одно из величайших моих удовольствий.
И вы же понимаете, сколько ожиданий рождается вместе с ребёнком! Ох, как мы с ней и то, и это!.. И сразу всплывает вопрос: а когда она это сможет? И я стала искать нормы развития, чтоб знать, чего мне ожидать и на что рассчитывать. Нашла - каюсь, на русском языке - и ужаснулась! Мой ребёнок ничему такому не соответствовал! Я, конечно, сразу по врачам, а они мне: "Ребёнок в порядке!"
- Как? - говорю я, - Вот написано, она должна уметь это и это, а она этого не делает!
- Извините, - говорят врачи, - у нас написано другое.
Действительно, у них - по-немецки - было написано другое.
Углублённо изучив вопрос, я установила поразительный факт: нормы развития детей в возрасте до года в русскоязычных источниках отличаются от норм в немецкоязычных источниках минимум на 3 месяца. Позже я узнала, что в других странах Западной Европы нормы такие же, как в Германии.
И вот что самое смешное: если вы думаете, что немецкие младенцы прозябают, уткнувшись носом в пол, а российские активно познают мир, носясь по нему на своих двоих, вы ошибаетесь! На самом деле картинка такая: пока немецкие младенцы нежатся на солнышке, помахивая розовыми пятками в воздухе, российские детки кряхтят в душных кабинетах врачей и массажистов. Потому что отставание от норм в России лечат. Сложно и дорого.
У меня это вызвало подозрения.
Скажу прямо: мне это кажется выкачиванием денег.
Кому выгодно?
Дело не в том, что назначаемые всем подряд массажи неээфективны. Нет, они что-то дают, и детки действительно начинают переворачиваться и ползать чуть скорее, чем им это предназначено природой. Вопрос в том, зачем это нужно. Можно оставить ребёнка в покое и он поползёт в 9 месяцев, а можно подстегнуть его массажем, гимнастикой или какими-то, не дай Бог, химическими препаратами, и он поползёт в 7 месяцев. И что дали эти два месяца? В чём польза для ребёнка и его родителей?
Единственным человеком, которому есть с этого реальная, понятная польза, является массажистка, которой заплатили за работу.
Если с выгодой от массажа дело более-менее ясно, то выгода врача - под вопросом.
"Задержка развития!" - говорит невропатолог и выписывает ребёнку 2-3 вида таблеток, воздействующих на нервную систему. Если мама здесь же, у врача, эти таблетки и покупает, то смысл такого поступка понятен - врач купил таблетки дёшево, продал дорого, на разницу живёт. А если мама в слезах несётся в аптеку, то что врачу толку с такого диагноза? Может, он действительно верит в то, что малейшее отклонение от норм нуждается в медикаментозном лечении? А откуда взялись вообще эти нормы?
Кто придумал нормы?
Шкалы развития детей, которыми сейчас пользуются педиатры, пришли к нам из глубины веков. Вернее, прошлого века - это старые добрые советские нормы.
Создавались эти нормы в нелёгкое для страны время. Работницы (вернее, работницы) были остро нужны на производстве, поэтому длинные отпуска по уходу за детьми не поощрялись. Моя тётя в 1956 году вышла на работу через три месяца после родов, а её трёхмесячная дочь отправилась в ясли. Учитывая отсутствие памперсов, можно понять, что работники ясель и детских садов были весьма заинтересованы в том, чтобы дети как можно раньше приучались проситься на горшок и вообще ухаживать за собой самостоятельно. Социальная система в целом предполагала и всячески поощряла как можно более раннюю самостоятельность детей. Нечего родителям рассиживаться с младенцами - труба зовёт, надо возвращаться в строй! Скорее сажайте их, скорее ставьте на ноги, пусть как можно раньше включаются в работу, нам не нужны бездельники, нам надо страну поднимать! О цене торопливости (искривленный позвоночник, деформации мышц) то ли не задумывались, то ли считали её меньшим злом по сравнению с "потерей времени".
А куда нам торопиться сейчас? Страна "поднята" до дальше некуда. Отпуск по уходу за ребёнком длительностью в полтора года - норма. Так зачем торопить ребёнка в первый год жизни? Зачем мерить детей по шкале, на которой искусственно передвинут рычажок нормы? Давайте сместим рычажок в сторону западно-европейских норм, и диагноз "задержка развития" станет редкостью, потому что за те три месяца, которые сейчас искусственно отняты у детей, все они "выполнят и перевыполнят" норму.
Это моё мнение. А вот мнение специалистов, которым я задала свои вопросы.
Дальше мои слова идут курсивом.
Мои вопросы:
1. Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?
2. Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем "лечить" 80% младенцев от отставания в развитии - младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.
3. Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм - лечить ребёнка или подождать?
Отвечает врач-невролог Ефимов Игорь Олегович, специалист по проблемам нарушений речи и поведения, главный врач Санкт-Петербургского центра неврологической реабилитации на Коломяжском 33, заместитель генерального директора неврологического центра "Прогноз":
"Дело в том, что нормы придумали далеко не дураки. И их надо иметь ввиду. Мой подход таков: если ребенок, несмотря на отставание демонстрирует положительную динамику, то тревогу бить не надо. А если ребенок не получает нужного навыка и ничто не говорит о том, что это скоро может произойти - идите к врачу.
Надо выбрать несколько простых навыков и опираться на них.
Моторное: перевернулся, пополз, сел, встол, пошел.
Эмоциональное: ответная улыбка, опознавание мамы, опознавание близких.
Речевое: гуление, направленные звуки, слоги, мама/папа/баба, 10 слов, фраза из 2 слов (подходит даже "да сёк").
В чем то вы правы, в чем то нет.
Ослабление норм на западе связаны с особенностями (далеко не позитивными) страховой медицины. Российские нормы актуальнее, но, как я говорил и ранее, при правильном отношении. Но поверьте мне, человеку с раннего детства наблюдающего общение отечественных и западных специалистов высочайшего ("мирового") уровня - если есть запаздывание от них - это повод для внимания к параметру. Тут, для коррекции, может хватить и самостоятельных упражнений на фитболе (по книжке).
Даже идеальный ребенок требует внимания и периодических коррекционных мер. В моем центре К33 достаточно молодой персонал и у нас масса друзей/знакомых - в плотнейшем наблюдении находится 20-25 детей 0-5 лет - все без исключения по совершенно объективным причинам попадали на курсы немедикаментозной коррекции (массаж, БОС по ЭМГ при плоскостопии, ЛФК, речевые программы - Fast For Word, развитие вестибулярной функции - Learning Breaktrough, развития "моторного планирования" - Interactive Metronome и т.п.) Но в РФ курс из 10-15 занятий стоит 100-200 евро... А Германии??? Вот то-то..."
В Германии курс из 10 занятий стоит около 500 евро. Государственная страховка (которая есть у всех) оплачивает около 300 евро, дорогая частная мед.страховка оплачивает 80% суммы. С учётом того, что средняя зарплата в Германии выше, чем в России, и ежемесячное пособие на ребёнка составляет 184 евро, в Германии выходит не дороже.
Отвечает Комаровский Евгений Олегович, педиатр
Вопрос:
- ... разница между российскими и немецкими нормами составляет приблизительно 3 месяца. В материалах Вашего сайта сказано, к примеру, что ребёнок начинает ползать в 6 месяцев. Согласно немецким нормам, ребёнок начинает ползать в 9 месяцев.
Ответ:
- Материалы по приведенной вами ссылке не имеют никакого отношения к моим представлениям о нормах. Там присутствует конкретная ссылка на отечественных ученых, коие подобные нормы и придумали.
- Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?
- Это и для меня всегда было загадкой. По-видимому главная цель - внести психологическую ясность во взаимоотношения родители-система здравоохранения. Дескать ваше дитя нормам не соответствует (т.е. ненормальное), значит все претензии к системе безосновательны - сами виноваты, такие уродились
- Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем "лечить" 80% младенцев от отставания в развитии - младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.
- Норм на самом деле множество, и присутствующие в американских учебниках многократно более лояльны. К сожалению, пока не хватает рук и средств на расширение (наполнение) сайта, но мы этим занимаемся.
- Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм - лечить ребёнка или подождать?
- Самое главное - понимание того, что "ненормальность" моторного развития не может быть излечена никакими волшебными таблетками. Главное лекарство - время (поэтому совет про подождать оптимален), ну а неглавное лекарство - это создание условий, по мотивам главы в книге "Здоровье ребенка..." про нормы и сроки. Почти всегда, когда отставание лечат (лекарствами!) это не лечение ребенка, а психотерапия мамы.